Управленческое решение и его роль в деятельности менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 11:18, реферат

Описание работы

Разработка управленческих решений является одним из наиболее важных управленческих процессов. От эффективности управленческих решений во многом зависит успех дела, а подчас и само существование фирмы. Поэтому очень важно - принимать грамотные, экономически обоснованные управленческие решения.

Содержание работы

Введение
1. Решение и его роль в деятельности менеджера
1.1 Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении
Выводы по разделу:
2. Классификация управленческих решений
2.1 Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Выводы по разделу:
3. Этапы процесса разработки управленческих решений
3.1 Модели принятия решений
Выводы по разделу:
4. Качество управленческих решений
4.1 Требования к качеству управленческих решений
4.2 Оценка качества управленческих решений
Выводы по разделу:
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Реферат. по менеджменту docx.docx

— 52.88 Кб (Скачать файл)

Принимая любые решения (жизненные или управленческие), осознанно или неосознанно руководствуются  данной схемой. Решения могут приниматься:

•  в обычном режиме;

•  в режиме дефицита времени. В данном режиме некоторые из этапов могут пропускаться.

Классическая схема применяется  при стратегическом управлении. При  тактическом управлении некоторые  из этапов пропускаются, при оперативном - схема может иметь 5-6 этапов.

Данная схема процесса разработки управленческих решения  используется и при интуитивном  принятии решений, просто разница между  постановкой проблемы и выдачей  готового варианта решения составляет считанные секунды. Осознание правильности своего выбора происходит молниеносно. Но это не говорит о том, что  в человеческом сознании не прорабатываются  другие возможные варианты действий, и что выбор правильного решения  осуществляется безосновательно, все  это происходит на подсознательном  уровне.

Процесс РПУР носит итеративный  характер, то есть ЛПР или аналитик-консультант  может и должен неоднократно возвращаться на предыдущие этапы, чтобы что-то уточнить, дополнить, развить, исправить, изменить и т.д. А перескакивать к нижним (не доработав верхние) - нет. В этом ключ к успешному управленческому  решению. Привлечение ЛПР к процессу разработки управленческого решения  в два раза повышает показатель внедрения  разработок в практику (с 40 до 80%).

3.1 Модели принятия  решений 

Термин «модель» имеет  весьма многочисленные трактовки. Под  моделью понимается:

·  представление объекта системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности;

·  образ или прообраз какого-либо объекта или системы объектов, используемый при определенных условиях в качестве их «заменителя» или «представителя»;

·  устройство, воспроизводящее, имитирующее что-либо, такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процесс исследования замещает объект-оригинал так, что непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале;

·  образец, служащий эталоном.

Важнейшим качеством модели является то, что она дает упрощенный образ, отражающий не все свойства объекта-оригинала, а только те, которые существенны  для исследования.

В управлении модели используются для обоснования решений. Такие  модели должны обеспечить как описание, так и объяснение, и предсказание поведения систем. Модели в управлении могут быть рассмотрены как консультирующие  средства, задание направления для  выбора наиболее эффективного варианта решения.

Число всевозможных конкретных моделей также велико, как и  число проблем, для разрешения которых  они разработаны. Эти модели классифицируются по различным признакам.

По общему целевому назначению модели делятся на:

·  теоретико - аналитические, используемые при изучении общих свойств и закономерностей экономических процессов;

· прикладные, применяемые  в решении конкретных экономических  задач анализа, прогнозирования  и управления.

По степени агрегирования  объектов моделирования модели разделяются  на:

· макроэкономические, отражающие функционирование экономики как  единого целого;

·  микроэкономические, связанные с такими звеньями экономики, как предприятия, фирмы.

По конкретному предназначению, т. е. по цели создания и применения, выделяются модели:

·балансовые, выражающие требование соответствия наличия ресурсов и  их использования;

· трендовые, отражающие длительную тенденцию (тренд) развития основных показателей  системы;

·  оптимизационные, предназначенные для выбора наилучшего варианта из определенного числа вариантов производства, распределения и потребления;

·  имитационные, предназначенные для использования в процессе имитации изучаемых систем или процессов.

По учету фактора времени  модели подразделяются на:

· статические, в которых, все зависимости отнесены к одному моменту времени;

·  динамические, описывающие экономические системы в развитии.

По учету фактора неопределенности модели распадаются на:

·  детерминированные, если в них результаты на выходе однозначно определяются управляющими воздействиями;

·  стохастические (вероятностные), если при задании на входе модели определенной совокупности значений на ее выходе могут получаться различные результаты в зависимости от действия случайного фактора.

По характеристике математических объектов, включенных в модель, или  по типу математического аппарата, используемого в модели, могут  быть введены матричные модели, модели линейного и нелинейного программирования, корреляционно-регрессионные модели, модели теории массового обслуживания, модели сетевого планирования и управления, модели теории игр и т. д.

По типу подхода к изучаемым  социально-экономическим системам выделяют модели:

·  дескриптивные, предназначенные для описания и объяснения фактически наблюдаемых явлений или для прогноза этих явлений;

·  нормативные, описывающие устройство и действие экономической системы при определенных заданных критериях.

Таким образом, в ситуациях  исключительной сложности использование  моделей и методов разработки управленческих решений способствует формированию объективных и обоснованных решений со стороны руководства, что, в свою очередь, повышает эффективность  функционирования организации.

Выводы по разделу  

Под технологией принятия решений понимается состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем  организации, в комплексе методами разработки и анализа альтернатив. Принятие решений – не одномоментный  акт, а результат процесса, имеющего определенную структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленный на разрешение проблем организации  и заключающихся в анализе  ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

4. Качество управленческих  решений 

Качество управленческого  решения - интегрированный показатель, включающий качество продукции, технологии, экономики, организации производства, профессионализма и культуры управленческих решений.

Достижение необходимого качества продукции связано с  постоянным процессом по ее совершенствованию, который называется управлением качеством.

Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество иногда интерпретируется как «пригодность к действию». Его оценивают по функциональной пригодности, эксплуатационным характеристикам, степени безопасности и надежности и т. д.

Качество управленческой деятельности - это степень ее соответствия общепринятым требованиям или стандартам. Общее качество управленческой деятельности, является интегральным (суммарным) итогом достижения качества в двух группах деятельности: основной и фоновой.

Основная группа: технологическая, организационная, экономическая, социальная, правовая, экологическая деятельность.

Фоновая группа: этическая, психологическая, политическая и партийная деятельность.

Качество технологической деятельности - это обеспечение технологической готовности компании к выпуску продукции заданного уровня качества при установленных сроках, объеме и конкурентоспособности. Качество оценивается по достижению показателей мирового или национального уровня.

Качество организационной деятельности - это совершенствование и развитие регламентирования труда в организации. Эта регламентация может осуществляться на базе общепринятых должностных инструкций, положений об отделах и службах, уставных документов компании и др.

3 основных подхода профессиональной  регламентации:

·  создание специальной централизованной структуры в компании по регламентации труда (например, отдел труда, отдел по регламентации труда, отдел развития);

·  формирование децентрализованных структур по главным направлениям деятельности (например, по технологической, экономической и др.);

·  приглашение на договорной основе специализированных консультационных или аудиторских фирм.

Качество экономической деятельности - это совокупность используемых методов анализа и синтеза экономических процессов (экономические модели, теория рисков, исследование операций и др.). Применяются сертифицированные методы экономического анализа и синтеза.

Качество социальной деятельности - это соблюдение социальных норм. Социальные нормы - набор требований к условиям жизнедеятельности человека и социальных групп. Большинство норм приведено в Трудовом кодексе РФ в разделе 2 «Социальное партнерство в сфере труда». Такие нормы имеют количественные или качественные характеристики. Они касаются соблюдения прав человека, социальной справедливости, удовлетворения социальных потребностей и интересов работников, в том числе социально незащищенных работников.

Качество правовой деятельности характеризуется степенью использования средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления. Это касается соблюдения, исполнения и применения норм действующего законодательства, разработки и утверждения локальных нормативных актов организационного и экономического характера. Базой для формирования качества правовой деятельности являются ГК РФ, ТК РФ и КоАП РФ.

Качество экологической деятельности определяется степенью экологической чистоты выпускаемой продукции, технологического процесса и отходов производства. Мерилом качества экологической деятельности является соблюдение стандартов ИСО 14000 и выполнение условий стратегии устойчивого развития.

Качество этической стороны деятельности формируется за счет соблюдения руководителем этических норм. Они представляют систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых является обязательным для всех работников организации.

Качество психологической стороны деятельности определяется уровнем учета и использования личностных качеств работника в социально - трудовых отношениях. Критерием качества является соотношение между отношениями взаимодействия и противодействия по вертикали и горизонтали коммуникаций. Чем больше позитивного взаимодействия, тем выше качество психологической стороны деятельности.

Качество политической стороны деятельности - это лояльность и поддержка руководителем государственного курса развития страны и стратегии развития своей компании.

Качество партийной стороны деятельности - это степень реализации партийной программы в компании при производстве продукции или проведении политических мероприятий.

Организаторская деятельность - является связующей для всех видов управленческой деятельности. Она формирует функционирование этих видов деятельности и развивает связи между ними. Низкое качество организаторской деятельности может свести на нет высокое качество какой-либо управленческой деятельности.

Стимулирующие условия для  эффективной работы коллектива:

·  обеспечение разработчиков полной и своевременной информацией;

·  использование современных информационных технологий;

· профессиональное проведение в коллективе разработчиков мозговой атаки и фиксация полученных результатов;

·  использование опыта и знаний наиболее профессиональных по решаемой задаче специалистов;

·  разностороннее рассмотрение всех этапов процесса РПУР, особенно ситуации;

·преодоление местничества, субъективизма и показухи (сиюминутного эффекта);

· отражение в решениях главных достижений коллектива (в  науке, методологии, технологии), признанных авторитетными специалистами;

·  осуществление мониторинга решений.

Успешная деятельность организации  в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в  области управления.

4.1 Требования  к качеству управленческих решений

Рассматривая процесс  принятия решений как последовательность двух взаимосвязанных, но в то же время  самостоятельных стадий – разработки решения и его реализации –  необходимо отметить в соответствии с этим две модификации управленческого  решения: теоретически найденного и  практически реализованного.

По отношению к первому  следует применять понятие «качество», а ко второму – эффективность. Таким образом, качество управленческого  решения возможно и необходимо оценивать  еще на стадии его принятия, не дожидаясь  получения фактического результата, используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению. Другими словами, качество управленческого решения – это  степень соответствия параметров выбранной  альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая  его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной  реализации.

К числу таких характеристик  следует отнести:

·  научную обоснованность;

·  своевременность;

·  непротиворечивость;

·  адаптивность;

·  реальность;

·  полномочность;

·  директивность;

·  точность, ясность и лаконичность формулировки решения;

·  эффективность, экономичность и оптимальность;

·  комплексность.

Научная обоснованность решения определяется, прежде всего, степенью учета как закономерностей функционирования и развития объекта управления, так и тенденций развития экономики и общества в целом. Другим важнейшим фактором, обусловливающим научную обоснованность управленческого решения, является компетентность лица, принимающего решение (ЛПР). Менеджер может быть компетентным и в состоянии принять высококачественное решение, а также реализовать его эффективно лишь в том случае, если он обладает специальными знаниями в той области деятельности, которой руководит. Решение будет компетентным, если в нем достаточно полно отражены цели и задачи управления конкретным объектом в сочетании со знанием природы и специфики этого объекта, а также тенденций его развития во взаимодействии с окружающей средой. Кроме того, знание дела, конкретного объекта и решаемой проблемы должно дополняться знанием менеджмента и, в частности, теории принятия решений. Обоснованным может быть лишь то решение, которое принято на основе достоверной, систематизированной и научно обработанной информации, что достигается использованием научных методов разработки и оптимизации решений.

Информация о работе Управленческое решение и его роль в деятельности менеджера