Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:58, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – изучение формирования ассортиментной политики лекарственных средств в фармацевтической организации. Задачи – изучение и обобщение научной литературы, исследование реального и формирование прогнозируемого ассортимента антацидных лекарственных препаратов, что позволит оптимально обеспечить население необходимой лекарственной помощью, а также будет способствовать укреплению финансового положения фармацевтической организации.
Введение…………………………………………………………………...стр.3
Глава 1. Маркетинговые подходы к управлению ассортиментом в
фармацевтической организации…………………………………………......стр.4
1.1. Маркетинг: понятие, сущность, основные направления развития в
Фармации……………………………………………………………………...стр.4
1.2.Ассортиментная политика фармацевтической организации, методические подходы и основные тенденции формирования………….стр.15
2. Глава 2. Управление ассортиментом антацидных лекарственных средств в фармацевтической организации………………………………...стр.22
2.1. Концепция исследования ассортимента антацидных лекарственных средств в фармацевтической организации………………………………..стр.22
2.2. Анализ ассортимента антацидных лекарственных средств в фармацевтической организации…………………………………………...стр.23
2.3. Трехуровневый анализ ассортимента антацидных лекарственных средств в фармацевтической организации………………………………..стр.25
2.4. Анализ жизненных циклов антацидных лекарственных средств в организации…………………………………………………………………стр.26
2.5. Анализ ассортимента антацидных лекарственных средств по матрице БКГ…………………………………………………………………………...стр.34
2.6. Определение стратегий реализации антацидных лекарственных средств……………………………………………………………………….стр.36
2.7. Рекомендации по формированию рационального ассортимента...стр.36
3. Выводы ………………………………………………………………...стр.37
4. Литература……………………………………………………………..стр.38
Товарный ассортимент
характеризуется широтой (количеством
ассортиментных групп), глубиной (количеством
позиций в каждой ассортиментной
группе) и сопоставимостью (соотношением
между предлагаемыми
При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями [1].
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками [9].
Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношения цен на товары данного вида и др. Цель ассортиментных концепций — сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей [8].
Подкрепленная
мерами организационного и иного
характера по обеспечению выпуска
продукции в предусмотренных
структуре и наборе ассортиментная
концепция может
Достижение соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам изделий, соотношению цен), а, к примеру, в оптимальном разнообразии ассортимента по определенным признакам с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей. Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно — ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Так, можно определить, какое разнообразие препаратов будет отвечать требованиям различных групп потребителей, но нереально дать прогноз потребности в конкретных моделях с набором конкретных свойств на перспективу. Указанные прогнозы, учитывая влияние фактора взаимозаменяемости товаров, необходимо рассматривать во взаимосвязи [17].
Прогноз тенденции
развития ассортимента должен показывать
такую траекторию развития процесса,
которая позволит обеспечить достижение
намечаемого соответствия товарного
предложения предприятия
Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы [1].
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
1. Определение
текущих и перспективных
2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.
3. Критическая
оценка выпускаемых
4. Решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.
5. Рассмотрение
предложений о создании новых
продуктов, усовершенствование
6. Разработка
спецификаций новых или
7. Изучение возможностей
производства новых или
8. Проведение
испытаний (тестирование) продуктов
с учетом потенциальных
9. Разработка
специальных рекомендаций для
производственных
10. Оценка и пересмотр всего ассортимента.
Планирование и управление ассортиментом — неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента [18].
Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя [7].
С точки зрения концепции маркетинга — это прямо противоречит тому, что необходимо действительно делать. Задачи планирования и формирования ассортимента состоят, прежде всего, в том, чтобы подготовить «потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним.
Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга [15].
Дифференциация, или модификация, товара позволяет более полно использовать «поглощающие» возможности рынков с учетом специфики их требований в отдельных регионах страны и зарубежных странах, заполнять те товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительна. Однако определение такого направления в ассортиментной стратегии — дорогостоящее дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой сети и, конечно, расширения комплекса маркетинга. В конечном счете, использование стандартизации, дифференциации или их сочетания зависит от конкретных условий деятельности изготовителя и определяется конечным результатом — уровнем экономической эффективности сбыта и его объемом, достигаемых с помощью этих методов [2].
Эффективное управление товарным ассортиментом позволяет фармацевтическому предприятию:
С точки зрения логистики, управление товарными запасами — это процесс балансирования между двумя взаимоисключающими тенденциями: сокращением суммарных затрат, направленных на содержание запасов, и обеспечением наличия запасов, достаточных для безотказной реализации. При этом увеличение товарных запасов по качеству и количеству целесообразно до тех пор, пока экономический эффект превышает затраты на содержание дополнительных запасов и отвлечение оборотных средств [20].
Для реализации ассортиментной политики необходимо постоянно осуществлять контроль товарных запасов. Он состоит в подсчете имеющихся в конкретном месте запасов, а также в отслеживании процесса их увеличения или уменьшения [14].
С целью осуществления желаемой политики управления товарными запасами необходимо разработать процедуры контроля. Они должны определять частоту проверок, уровень запасов и сравнение с параметрами запасов, которые, в свою очередь, будут влиять на время и объем повторного
заказа.
Глава
2. Управление ассортиментом антацидных
лекарственных средств в
2.1. Концепция исследования ассортимента антацидных лекарственных средств в фармацевтической организации
Для изучения ассортимента антацидных средств можно использовать методы маркетинга, приведенные в концепции (рис.1)
Рис. 1 Концепция исследования
2.2. Анализ ассортимента антацидных лекарственных средств в фармацевтической организации
По состоянию на 10 октября 2008г. в "Государственном реестре ЛС", с учетом производителя и без учета лекарственных форм, зарегистрировано 18 торговых наименования антацидов производителями из 9 стран. Группа антацидов включает в себя 8 МНН.
Ассортимент антацидных лекарственных средств, представленных в фармацевтической организации, приведен в таблице 1.
Таблица 1
Ассортимент антацидных лекарственных средств, представленных в фармацевтической организации
Торговое название |
МНН |
Форма выпуска |
Производитель |
Страна |
Номер РУ |
Дата РУ |
Альмагель |
Алгелдрат+Магния гидроксид |
суспензия для приема внутрь 150, 200 мл |
Balkanpharma-troyan AD |
Болгария |
ПN012741/01 |
24.04.2005 |
Гастал
|
Гидроталцит+Магния гидроксид |
таблетки (блистеры) |
Pliva Krakow, Pharmaceutical Company S.A |
Польша |
ПN014448/01 |
29.12.2006 |
Гевискон |
- |
суспензия для приема внутрь [мятная] (флаконы темного стекла) 100, 150, 300 мл |
Reckitt Benckiser Healthcare (UK) Limited |
Великобритания |
ЛС-002444 |
29.12.2006 |
Маалокс |
Алгелдрат+Магния гидроксид |
Таблетки жевательные (блистеры) |
Aventis Pharma S.p.A. |
Италия |
П N014986/01 |
19.02.2004 |
Маалокс |
Алгелдрат+Магния гидроксид |
суспензия для приема внутрь (флаконы темного стекла) 250 мл |
Aventis Pharma S.p.A. |
Италия |
П N014986/02 |
26.08.2004 |
Маалокс |
Алгелдрат+Магния гидроксид |
суспензия для приема внутрь (саше) 15 мл |
Pharmatis (for Laboratoire Theraplix) |
Франция |
П N016126/01 |
23.03.2005 |
Ренни |
Кальция карбонат+Магния карбонат |
Таблетки жевательные [апельсиновые] (блистеры) |
Bayer Sante Familiale |
Франция |
ЛСР-005201/08 |
03.07.2008 |
Ренни |
Кальция карбонат+Магния карбонат |
Таблетки жевательные (блистеры) |
Bayer Sante Familiale |
Франция |
П N012507/01 |
23.12.2005 |
Ренни |
Кальция карбонат+Магния карбонат |
Таблетки жевательные мятные без сахара (блистеры) |
Bayer Sante Familiale |
Франция |
П N012507/02 |
23.12.2005 |
Фосфалюгель |
Алюминия фосфат |
гель для приема внутрь 20% (пакетики многослойные термосвариваемые) 16, 20 г |
Yamanouchi Europe B.V. [the Netherlands], manufactured by Pharmats |
Франция |
П N012655/01 |
06.02.2006 |
Информация о работе Управление ассортиментом в фармацевтической организации