Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:25, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение основных подходов к управлению человеческими ресурсами.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- изучить понятие человеческого ресурса;
- проанализировать структуру человеческого ресурса;
- рассмотреть направления управления и активизации человеческого ресурса;
- проанализировать особенности управления человеческими ресурсами в различных странах.
Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.
Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собственно, сам человек - его интеллектуальный потенциал.
Поэтому все большая часть исследователей считает человеческий ресурс самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) ресурс предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.
Несмотря на безусловную востребованность теории человеческого ресурса, разрабатывается она в основном американскими и английскими учеными. Вклад российских экономистов в ее развитие пока достаточно скромен.
Парадокс сегодняшней ситуации заключается также в том, что наблюдается явное несоответствие между возможностями экономического роста (огромным природно-ресурсным потенциалом России, высоким интеллектом общества, уникальным геополитическим положением) и реальным состоянием ее национальной экономики.
Теория человеческого ресурса имеет очень старые теоретические и методологические корни, тем не менее, она является одним из современных и очень актуальных направлений развития неоклассической теории. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.
Объект исследования – человеческий ресурс.
Предмет исследования – возможности активизации человеческого ресурса.
Целью работы является рассмотрение основных подходов к управлению человеческими ресурсами.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- изучить понятие человеческого ресурса;
- проанализировать структуру чел
- рассмотреть направления управления и активизации человеческого ресурса;
- проанализировать особенности управления человеческими ресурсами в различных странах.
В широком смысле человеческий ресурс представляет собой человеческий потенциал во всем.
Человеческий ресурс - совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь - Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий ресурс и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.
Под человеческим ресурсом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшими видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.
Аналогию между человеческим и «обычным» капиталом нельзя считать полной. Во-первых, в современном обществе человек - в отличие от станка или пакета акций - не может быть предметом купли-продажи (такое возможно лишь в рабовладельческой экономике). Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за «аренду» человеческого ресурса (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий ресурс способен повышать эффективность деятельности как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и неденежную форму. В результате потребительские аспекты вложений в человека оказываются не менее важны, чем производственные. Тем не менее в главном человеческий ресурс подобен физическому: он представляет собой благо длительного пользования; требует расходов по ремонту и содержанию; может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ.
Первоначально под человеческим ресурсом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду - образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого ресурса существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы - затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.
Человеческий ресурс в широком смысле - это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития [4, c.74].
Г. Беккер в своих работах указывает на то, что крупные затраты на образование и подготовку будущих специалистов, профессионалов, затраты на здравоохранение, социальные программы, направленные на сохранение и воспроизводство кадров, имеют такое же значение как и инвестиции в физический капитал. Человеческий ресурс является фундаментом «новой экономики», в которой основными факторами производства становятся наукоемкие и информационные технологии, развитие которых в свою очередь зависит от степени реализации людьми своих интеллектуальных возможностей. Для оценки эффективности «новой экономики», уровня отдачи ресурсов необходимо оперировать достаточно точными количественными показателями человеческого ресурса.
Если говорить кратко, то человеческий ресурс - это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.
Человеческий ресурс - главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.
Одним из условий развития и повышения качества человеческого ресурса является - высокий индекс экономической свободы.
Используют следующую классификацию человеческого ресурса:
1. Индивидуальный человеческий ресурс.
2. Человеческий ресурс фирмы.
3. Национальный человеческий ресурс.
В национальном богатстве человеческий ресурс в развитых странах составляет от 70 до 80 %. В России около - 50 %.
Понятие человеческого ресурса является естественным развитием и обобщением понятий человеческого фактора и человеческого ресурса, однако человеческий ресурс является более широкой экономической категорией.
Экономическая категория «человеческий ресурс» формировалась постепенно, и на первом этапе ограничивалось знаниями и способностью человека к труду. Причем, длительное время человеческий ресурс считался только социальным фактором развития, то есть затратным фактором, с точки зрения экономической теории. Считалось, что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине XX столетия отношение к человеческому ресурсу и образованию постепенно кардинально изменилось [15, c.112].
Так, С. Фишер дал следующее определение: «Человеческий ресурс есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Человеческий ресурс включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию». В настоящее время и это определение можно считать определением человеческого ресурса в узком смысле.
Саймон Кузнец среди ограничителей на применение опыта передовых стран развивающимися странами поставил на первое месте стартовые потенциалы физического капитала и человеческого ресурса . Как видим, Саймон Кузнец на первое место из факторов, определяющих удачное применение накопленного опыта передовых стран, поставил достаточность стартового накопленного человеческого ресурса. И это не случайно.
Высокий уровень и качество накопленного человеческого ресурса необходимы для ускоренного осуществления институциональных реформ, трансформации государства, технологического обновления производств, рыночных преобразований экономики и т. д. И, в итоге, именно, достаточно высокие уровень и качество человеческого ресурса страны с догоняющей экономикой обеспечивают её выход на стабильный рост душевого ВВП и повышение уровня и качества жизни населения. Таким образом, человеческий ресурс, по Кузнецу, является главной доминантой возможного стабильного роста экономик развивающихся стран.
Г. Беккер, пожалуй, первым перенес понятие человеческого ресурса на микроуровень. Человеческий ресурс предприятия он определил как совокупность навыков, знаний и умений человека. В качестве инвестиций в них Беккер учел в основном затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Издержками образования считались как прямые затраты, так и альтернативные издержки - упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценил как отношение доходов к издержкам, получив примерно 12-14 % годовой прибыли.
В 1992 г. профессор экономики и социологии Чикагского университета Г. С. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «Распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включая нерыночное поведение». Главные книги Беккера - «Экономика дискриминации», «Человеческий ресурс» и «Трактат о семье» посвящены различным аспектам теории человеческого ресурса.
Когда-то воспитание, образование и фундаментальная наука считались затратным бременем для экономики. Затем понимание их важности как факторов развития экономики и общества изменилось. И образование, и наука, и ментальность как составляющие человеческого ресурса, и сам человеческий ресурс в целом, стали главным фактором роста и развития современной экономики, развития общества и повышения качества жизни. Ядром человеческого ресурса, конечно, был и остается человек. Сам же человеческий ресурс определяет ныне основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций. Причем долю, считаемую в рублях или долларах. В сущности, накопленный человеческий ресурс - это инвестиции и отдача от них в человека, в качество его жизни, в условия и инструменты его интеллектуального труда, в среду обитания и работы.
С развитием и усложнением понятия и экономической категории «человеческий ресурс» усложнялась и его структура [3, c.86].
Человеческий ресурс формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную деятельность. В том числе - в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется человеческий ресурс и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России.
В состав человеческого ресурса входят инвестиции и отдача от них в инструментарий интеллектуального и управленческого труда, а также инвестиции в среду функционирования человеческого ресурса, обеспечивающие его эффективность.
Человеческий ресурс является сложным и распределенным интенсивным фактором развития. Он, словно кровеносные сосуды в живом организме, пронизывает всю экономику и общество. И обеспечивает их функционирование и развитие. Или, напротив, угнетает при низком его качестве. Поэтому существуют объективные методологические трудности с оценкой его отдельной экономической эффективности, его отдельной производительности, его отдельного вклада в рост ВВП и в повышение качества жизни.
Основными драйверами развития человеческого ресурса являются конкуренция, инвестиции, инновации.
Инновационный сектор экономики, креативная часть элиты, общества, государства являются источниками накопления высококачественного человеческого ресурса, который и определяет направление и темпы развития страны, региона, МО, организаций. С другой стороны, накопленный качественный человеческий ресурс лежит в основе инновационной системы и экономики.
Чем же отличается человеческий ресурс от человеческого потенциала. Индекс человеческого потенциала страны или региона рассчитывается по трем показателям: ВВП (или ВРП), продолжительности жизни и грамотности населения. То есть это более узкое понятие, чем человеческий ресурс. Последний поглощает понятие человеческого потенциала как свою укрупненную составляющую [10, c.90].
Чем отличается человеческий ресурс от трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы - это непосредственно люди, образованные и необразованные, определяющие квалифицированный и неквалифицированный труд. Человеческий ресурс - понятие гораздо более широкое и включает помимо трудовых ресурсов накопленные инвестиции (с учетом их амортизации) в образование, науку, здоровье, безопасность, в качество жизни, в инструментарий интеллектуального труда и в среду, обеспечивающую эффективное функционирование человеческого ресурса.