Управление человеческими ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение основных подходов к управлению человеческими ресурсами.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- изучить понятие человеческого ресурса;
- проанализировать структуру человеческого ресурса;
- рассмотреть направления управления и активизации человеческого ресурса;
- проанализировать особенности управления человеческими ресурсами в различных странах.

Файлы: 1 файл

человресурс-управление.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

В последующем, с принятием Закона об иммиграции 1990 г., увеличилось число легальных иммигрантов в связи с разрешением их ежегодного въезда в США. Кроме того, с 54 до 140 тыс. в год возросло число иностранцев, въезд которым разрешался по профессиональным соображениям. Это подтверждается тем, что в 1990-е гг. максимальный удельный вес наиболее квалифицированных трудящихся в численности трудовых мигрантов отмечен именно в США, а их доля возросла с 70 % в 1992 г. до 84 % в 1995 г. Одновременно наблюдался и рост их абсолютного числа с 123,2 тыс. до 147, 5 тыс. человек за тот же период.

На сегодняшний день в западноевропейских странах предпринимались различные меры миграционного регулирования. Причем одни западноевропейские страны сопротивлялись миграции, а другие, напротив, поощряли ее. Так, например, в Великобритании позиция, занятая профсоюзами, снижала готовность страны к принятию иностранных рабочих, а большинство Скандинавских стран противодействие въезду работников из районов Средиземноморья обосновывало трудностями привыкания южан к холодному северному климату.

В то же время некоторые северные страны не только приветствовали свободное передвижение рабочей силы в рамках Сообщества, вплоть до организации за рубежом агентств по найму, но и распространили правила, касающиеся найма отечественных работников, на рабочих из Испании, Португалии, Греции и Турции. Это наблюдалось до тех пор, пока в первой половине 1960-х гг. не проявилась острая нехватка трудовых ресурсов в западноевропейских странах и они не начали зависеть от иностранной рабочей силы, обеспечивавшей значительный вклад в их экономическое развитие. Он обусловлен не долей иностранцев в общем росте занятости, а влиянием их занятости на рост прибылей за счет замедления положительной динамики заработной платы в данных странах.

Несмотря на это, социально-экономические и политические позиции иммигрантов в ЕС довольно слабы, их национальные движения разрозненны и неустойчивы, а ассоциации, пока не имеющие заметного представительства в неправительственных организациях Союза, конкурируют друг с другом за право выступать от имени всех иммигрантов. Отсутствие необходимых политических ресурсов, сконцентрированность на локальных целях и большая дистанция, отделяющая иммигрантов от органов Союза, а также барьеры, чинимые ЕС на пути участия иностранцев в его политике, значительно сужают доступ иммигрантов к процессу принятия касающихся их решений. И хотя пока рано говорить о появлении европейского иммиграционного лобби, все же, при всех чинимых препятствиях, иммигранты обретают свой политический голос и экономические права не только в Европе, но и во всем мире. Международная миграция оказывает значительное влияние на процессы возвышения человеческого ресурса и его накопления, поскольку она в решающей мере связана с функционированием международного рынка труда (МРТ), в системе которого не только потребляется, но и созидается человеческий ресурс [10, c.226].

Человеческий ресурс лежит в основе многих явлений стимулирующих экономический рост. Типичные оценки говорят о том, что увеличение человеческого ресурса на один процент приводит к ускорению темпов роста душевого ВВП на 1-3%.

Начиная со второй половины ХХ века, интерес к роли человеческого ресурса в экономике возрос, что связано с объективными причинами: развитые страны перешли на новый путь социально-экономического развития, в котором человеческий ресурс приобрел качественно новое значение. Изменение структуры национального богатства в сторону увеличения доли невещественных элементов (научных достижений, уровня образования населения и качества здравоохранения) приобрело первостепенное значение для обеспечения устойчивого развития.

 

 

3.2. Управление человеческими ресурсами в России

 

Необходимость формирования национальной инновационной системы в России предъявляет особые требования к качеству и уровню человеческого ресурса. Вместе с тем имеет место занижение стоимости рабочей силы высокой квалификации и недооценка человеческого ресурса как ключевого элемента национального богатства. Качество человеческого ресурса во многом зависит от тенденций развития производства и экономики в целом. В России происходит существенное истощение человеческого ресурса. Проведенный сравнительный анализ России в сопоставлении с другими развитыми странами показал, что человеческий ресурс имеет на сегодня минимальное практическое значение для России.

В современных условиях конкурентные преимущества экономики и возможности ее модернизации в значительной степени определяются накопленным и реализованным человеческим ресурсом. Именно люди с их образованием, квалификаций и опытом определяют границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации общества. В то же время, в России человеческому ресурсу как фактору инновационного развития уделяется лишь незначительное внимание. Основной акцент ставится на развитие инновационной инфраструктуры, на формирование эффективных институтов и повышение эффективности национальной инновационной системы. Мы считаем, что такой «технический» подход к проблемам российской экономики и недооценка роли человеческого ресурса не способны обеспечить структурные сдвиги, необходимые для устойчивого развития российской экономики и перехода к инновационному развитию.

Переход к инновационному развитию означает, что инновации должны охватывать не только создание новых технологий, их внедрение в производство, но и продвижение продукции на рынке, адекватную коммуникационную инфраструктуру. Инновационным называется такое развитие современного общества, основой которого становится интеллектуальный капитал, определяющий конкурентоспособность экономической системы.

Анализ перспектив инновационного развития в России показывает наличие многих препятствий на этом пути. В исследовании эволюции новосибирской модели инноваций недостаток высококвалифицированных работников считается одним из главных барьеров для развития наукоемкого производства, особенно в перспективе. Нередки случаи, когда научно-технический персонал и руководство заинтересованы в новых технологических решениях, а менеджеры отвергают инновации, отчасти из-за того, что опираются на устаревший образ мышления, отчасти из-за недостатка знаний, боязни ответственности и появляющихся рисков.

Негативное воздействие оказывают и общий «приоритет развитию сырьевого сектора, не сопряженному с развитием отраслей обрабатывающей промышленности, в первую очередь наукоемких; ориентация на краткосрочные цели; значительная недооценка человеческого ресурса; нарушение преемственности научных и технических знаний…».

Понятие «человеческий ресурс» не имеет однозначной трактовки и отражает производительные способности человека как капитальный товар. Отнесение человека к категории капитального товара небесспорно с этической точки зрения, но удобно для включения некоторых социальных категорий в экономический анализ. В широком смысле слова к человеческому ресурсу относятся: накопленный уровень знаний, уровень образования и опыт работы на рынке труда (навыки, квалификация, профессиональный опыт), воплощенные в индивидах и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. Основными способами увеличения запасов человеческого ресурса является формальное образование и накопление практического опыта [12, c.185].

 

 

Заключение

 

Итак, в самом общем смысле человеческий ресурс (ЧК) - это знания, навыки и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий ресурс» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе.

Человеческий ресурс формируется, прежде всего, за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения. В том числе — в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется ЧК и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России. ЧК — не простое количество людей, работников простого труда. ЧК — это профессионализм, знания, информационное обслуживание, здоровье и оптимизм, законопослушность граждан, креативность и эффективность элиты и т. д.

Инвестиции в составляющие ЧК и составляют его структуру: воспитание, образование, здоровье, наука, личная безопасность, предпринимательская способность, инвестиции в подготовку элиты, инструментарий интеллектуального труда, информационное обслуживание и т. д.

Человеческий ресурс можно по степени эффективности, как производительного фактора, разделить на отрицательный ЧК (разрушительный) и положительный (созидательный) ЧК.

Для оценки человеческого ресурса применяют следующие методы:

    • оценка произведенных человеческим ресурсом (индивидуумом) доходов (экономическая оценка);
    • количественная оценка приобретённых человеком запаса знаний, навыков, способностей;
    • специальные навыки (специальный человеческий ресурс) - количественная оценка;
    • по способу инвестирования в человеческий ресурс - капитал здоровья, капитал образования, капитал культуры (экономическая оценка);
    • оценка человеческого ресурса на микро- и макро-уровнях;
    • интегральная оценка человеческого ресурса, включающая как натуральные, так и стоимостные показатели оценки человеческого ресурса;
    • матрица социальных счетов - макроэкономическая оценка человеческого ресурса;
    • ценовая оценка человеческого ресурса по объёму инвестиций и отражение суммовой стоимости в валюте баланса фирмы (предприятия) - экономическая оценка.

Теория человеческого ресурса находится в начальной стадии своего развития, и прилагаемые методы расчета необходимо сравнить и проверить практически и выявить наиболее приемлемую методику оценки человеческого ресурса.

Наиболее примечательным является то, что именно уровень человеческого ресурса оказывает на производительность труда наибольшее влияние. Хотелось бы отметить, что увеличение человеческого ресурса на один процент в рамках полученных результатов означает, что число лет обучения рабочей силы должно вырасти в среднем всего на 1,5 месяца. Это кажется вполне посильной задачей при соответствующей мотивации и возможности доступа к образованию.

Инновационная экономика (ИЭ) в целом — это экономика, способная эффективно использовать любые полезные для общества инновации (патенты, лицензии, ноу-хау, заимствованные и собственные новые технологии и т. д.). ИЭ — это и общая инфраструктура в государстве, которая способствует реализации идей ученых на практике и воплощению их в инновационных продуктах. ИЭ — это и экономика, способная накапливать, приумножать положительный созидательный человеческий ресурс. И препятствовать накоплению отрицательной, разрушительной его составляющей.

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Управление персоналом. - М., 2012
  2. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий ресурс в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. - СПб.: Наука. 2012.
  3. Дятлов С.А. Теория человеского капитала. Учебное пособие. СПбУЭФ,1996.
  4. Еникеева С.Д., Панкратова В.П., «Организационно-экономические аспекты высшего образования в России», М., 2011.
  5. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. - СПб.: Изд. СПбУЭФ. 2011.
  6. Капелюшников Р.И. Концепция человеческого ресурса. - М., 2010.
  7. Капелюшников Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы, М., 2012.
  8. Критский М.М. Человеческий ресурс. – М., 2011.
  9. Маренков Н.Л. , Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами. Серия «Высшее образование». - М. - Московский экономический институт. - 2012.
  10. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека. - М.. 2010.
  11. Нестерова Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий ресурс в России. – М., 2011.
  12. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. - М., 2010.
  13. Саградов А. Человеческий ресурс: источник развития. // Экономика и жизнь №№1,2, 2011. – С.18-28.
  14. Шаркова А. человеческий ресурс как фактор экономического роста. – М.: Изд-во «Книга», 2010.
  15. Эренберг Р., Смит Г. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. - М., 2011.
  16. Экономика труда: учебник / И. М. Алиев [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 393 с
  17. Кузнецов С. А. Анализ уровня заработной платы // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. — 2011. — № 4 — с. 13—18.
  18. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / Под ред. Б.А. Душкова. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 462 с.
  19. Бюссинг А. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. — СПб.: Питер, 2002. — 1200 с.
  20. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
  21. Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с.
  22. Антология организационной психологии / Под ред. Барри М. Стоу. — Вершина, 2005. — 712 с.
  23. Симагути Мицуаки. Эпоха системных инноваций. Сер. Бизнес по-японски — Секрет фирмы. — М., 2006. — 248 с.
  24. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера: в 2-х тт: Т.1. / Пер. с англ. Чеботарева Е.Ю. — М.: Вече АСТ, 2003. — 592.
  25. Шопенгауэр А. Мысли. — М.: Фолио, 2009. — 256 с.
  26. Лекции по дисциплине «Теория организации».
  27. http://www.who.int/about/licensing/extracts/ru/index.htn WHO Library Cataloguing-in-Publication Data World health statistics 2010.

Информация о работе Управление человеческими ресурсами