Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:56, курсовая работа
Управление персоналом является составной частью менеджмента, оно связано с людьми и их отношениями внутри предприятия. Именно люди – источник творчества, инициативы, энергии для достижения целей, стоящих перед предприятием. Без управления людьми не может функционировать ни одна организация – большая или маленькая, коммерческая или некоммерческая. Управление персоналом направлено на достижение эффективности деятельности и справедливости во взаимодействиях между работниками.
Глава 1. Управление персоналом, формирование его состава.
1.0 Введение ……………………………………………………………...
Система управления персоналом……………………………………4
Определение потребности в персонале и планирование его численности…………………………………………………………..7
Наем и отбор персонала…………………………………………….12
Глава 2. Разработка программы по развитию персонала на предприятии.
2.1. Профессиональная подготовка персонала………………………..18
2.2 Управление поведением персонала предприятия……………………….27
Глава 3. Кадровое планирование.
3.1. Делопроизводство в управлении персоналом.................................30
3.2. Оценка работы служб управления персоналом…………………..32
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………36
где М – количество объектов обслуживания;
С – число смен в сутки;
Ноб – норма обслуживания;
Кпер – коэффициент перевода явочной численности в списочную.
Число обслуживаемых станков
в цехе составляет 120, норма обслуживания
- 8 станков, число смен – 2; номинальный
фонд рабочего времени на одного рабочего
в год – 262 дня, реальный 232 дня. Нужно
определить необходимую списочную
численность обслуживающих
Р е ш е н и е : М * С 120 * 2
Расчет численности рабочих по количеству рабочих мест определяется по формуле:
где М – количество рабочих мест.
Определение численности
руководителей, специалистов и служащих. Планирование их численности
осуществляется на основе нормативного
метода. В качестве разновидности данного
метода может быть представлен подход
для определения численности административно-
где: Ч - численность
административно-
n - количество видов организационно-управленческих работ, определяющих загрузку данных категорий специалистов;
mi - среднее количество определенных действий (расчетов, обработки запасов, переговоров и т.п.) в рамках i-го организационно-управленческого вида работ за установленный промежуток времени (например, за год);
ti - время, необходимое для выполнения единицы m в рамках i-го организационно-управленческого вида работ;
Т - рабочее время специалиста согласно трудовому договору (контракту) за соответствующий промежуток календарного времени, принятый в расчетах;
Кн.р.в – коэффициент необходимого распределения времени;
Кф.р.в – коэффициент фактического распределения времени;
tр - время на различные работы, которые невозможно учесть в предварительных (плановых) расчетах.
Определение среднесписочной численности рабочих. В этих целях применяются два метода расчета: по коэффициенту среднесписочного состава и по проценту невыходов:
Чр.сп = Чр.яв * Ксп , (7)
где Чр.яв – явочная численность рабочих, чел.
Ксп - коэффициент среднесписочного состава:
Ксп = Фн
Фр
где Фн – номинальный фонд рабочего времени (дни работы предприятия), дней;
Фр – реальный фонд рабочего времени (дни выхода рабочих на работу), дней.
Чр.яв * 100
Чр.сп = ,
100 – Н
(Н – общее количество планируемых невыходов на работу, %.)
Все расчеты численности
персонала должны базироваться на нормировании
труда, значение которого в условиях
рыночных отношений неизмеримо возрастает.
Для расчета численности
Кроме общей выделяют еще дополнительную потребность в персонале, которая представляет собой разность между общей потребностью и фактическим наличием кадров на начало планового периода. Дополнительную потребность в рабочих рассчитывают на плановый год и на каждый квартал, поскольку объем производства и убыль рабочих по кварталам неравномерны. Дополнительную потребность в специалистах и служащих определяют на плановый год по числу вакантных должностей исходя из утвержденных штатов, а также с учетом ожидаемого выбытия этих работников по различным причинам.
Неотъемлемая задача планирования
персонала – определение
1.3 Наем и отбор персонала.
Одно из направлений управления
персоналом на предприятии – набор
и отбор работников. Предприятие
заинтересовано в повышении
Прием (наем) на работу - это ряд действий, предпринимаемых предприятием для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных предприятием.
Отбор – процесс, в котором предприятие отбирает из списка заявителей кандидата или несколько кандидатов, которые наилучшим образом подходят по критериям для вакантного места, принимая во внимание условия окружающей обстановки.
Перед тем как принять решение о наборе кадров, необходимо провести анализ работы, изучить ее со всех точек зрения. На фирмах зарубежных стран этому этапу придают особое значение. Прежде всего составляется общая схема анализа работы, которая включает:
Менеджеру по персоналу зарубежной фирмы советуют подумать над вопросами, на основе ответов на которые можно получить информацию, позволяющую составить описание работы и подобрать соответствующего ей работника. Например, для фирм малого бизнеса рекомендуется подумать над следующими вопросами1:
В целом процесс набора и отбора кадров можно представить в виде схемы2 на рис.2
Рисунок 2. Наем и отбор персонала.
.
В процессе набора работников выявляются источники набора персонала. Существует много способов набора нового персонала. Цель менеджера по персоналу – правильно выбрать источник (источники), который может дать нужного кандидата на должность. Рекомендуется задавать самому себе один простой вопрос, даст ли этот источник достаточное количество подходящих работников при приемлемых затратах. Источниками могут служить : прежние сотрудники, случайные претенденты, размещение объявлений в средствах массовой информации; государственные и коммерческие агенства по трудоустройству; учебные заведения, различного рода семинары, фестивали, праздники и т.д.
После набора соответствующего
количества кандидатов необходимо провести
отбор, т.е. окончательный выбор
Собеседование преследует три основные цели: а) дает возможность менеджеру оценить соответствие кандидата его будущей работе; б) позволяет кандидату решить, подходит ли эта работа для него; в) создает образ хорошего бизнеса. В ходе отборочного собеседования должны быть получены ответы на следующие три вопроса:
Чтобы достичь этих целей,
менеджер должен знать, как подготовиться,
провести и оценить собеседование.
После завершения процесса собеседования
происходит обсуждение кандидата, которое
можно проводить и во время
непосредственного
Другим методом отбора выступают тесты, при использовании которых необходимо соблюдать определенные принципы:
Обычно тесты подразделяются на пять групп: 1) тест на определенные способности; 2) на определение квалифицированных навыков; 3) на проверку личных качеств; 4) для отбора группы; 5) медицинский тест.
Рассмотрим тест на способности (быстрых подсчетов Отиса). Он позволяет проверить некоторые умственные действия и способности, включая словарный запас, способность к счету, понимание и восприятие, выставить общую оценку. В него включены, например, такие пункты:
а) какая из вещей, перечисленных ниже, мягкая?
стекло, камень, ткань, железо, лед;
б) малиновка – это:
растение, птица, червь, рыба, цветок;
в) какое из приведенных чисел больше 55?
53,48,29,57,16.
Для принятия решений по отбору претендентов на вакантную должность необходимо также проанализировать некоторые документы, требующиеся при подаче заявления о приеме на работу (например, автобиографию, справки об образовании, рекомендации с прежних мест работы), а затем провести заключительную беседу.
Работники служб управления персоналом (отделы кадров) анализируют эффективность методов отбора, используя так называемый коэффициент отбора:
Число отобранных желающих
Коэффициент отбора =
Число желающих,
из которых осуществляется
Для разных профессий величина коэффициентов отбора разная: менеджеры – около 1:2; служащие – около 1:2; квалифицированные рабочие – около 1:1 и т.д.
Типичный процесс принятия решений по отбору обычно содержит семь ступеней:
В системе отбора персонала важную роль играет деловая оценка кадров, которая представляет собой установление соответствия качественных характеристик персонала требованиям рабочего места или должности. Эта оценка помогает определить, во-первых, какие работники требуют большей подготовки и, во-вторых, результаты программ подготовки персонала. Она также помогает установить и укрепить деловые отношения между подчиненными и руководителями при обсуждении результатов оценки и побуждает руководителей оказать необходимую помощь.
Оценка служит юридической основой переводов, продвижений по службе, наград и увольнений. Она дает материал для разработки вопросников по найму, а также позволяет получить необходимую информацию для того, чтобы определить заработную плату, различного рода выплаты и доплаты работнику.
Различают два основных вида деловой оценки: оценку кандидатов на вакантную должность и текущую периодическую оценку сотрудников предприятия.
При проведении деловой оценки
устанавливается
Информация о работе Управление численностью и структурой персонала организации