Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:56, курсовая работа
Управление персоналом является составной частью менеджмента, оно связано с людьми и их отношениями внутри предприятия. Именно люди – источник творчества, инициативы, энергии для достижения целей, стоящих перед предприятием. Без управления людьми не может функционировать ни одна организация – большая или маленькая, коммерческая или некоммерческая. Управление персоналом направлено на достижение эффективности деятельности и справедливости во взаимодействиях между работниками.
Глава 1. Управление персоналом, формирование его состава.
1.0 Введение ……………………………………………………………...
Система управления персоналом……………………………………4
Определение потребности в персонале и планирование его численности…………………………………………………………..7
Наем и отбор персонала…………………………………………….12
Глава 2. Разработка программы по развитию персонала на предприятии.
2.1. Профессиональная подготовка персонала………………………..18
2.2 Управление поведением персонала предприятия……………………….27
Глава 3. Кадровое планирование.
3.1. Делопроизводство в управлении персоналом.................................30
3.2. Оценка работы служб управления персоналом…………………..32
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………36
После определения критериев выбираются способы, с помощью которых оцениваются те или иные показатели. При оценке можно использовать несколько методов, чтобы выделить конкретные значения показателей, при котором оценщику предлагается шкала с балльным определением значений показателей, причем эти баллы представляют собой степень выражения показателей.
Этот метод, напоминающий собой систему балльных оценок, не связан с большими затратами на разработку, потому удобен и экономичен.
Многосторонность деловой
оценки персонала достигается в
результате применения так называемых
“оценочных листов”, которые заполняются
всеми участниками процесса деловой
оценки. Все заполненные бланки поступают
к непосредственному
Глава 2. Разработка программы по развитию персонала на предприятии.
2.1. Профессиональная подготовка персонала.
Одно из основных направлений
эффективности системы
Процесс внутрипроизводственного обучения является непосредственной задачей линейного руководства и неотъемлемой частью стратегии развития потенциала кадров, что требуют создания эффективной системы подготовки и переподготовки персонала. Для каждой категории работников необходимо разработать собственную систему подготовки и переподготовки. Существуют различные организационные формы обучения.
Для организации процесса обучения специалиста используют модель обучения, которая в качестве основы может применяться для работы менеджерами по управлению персоналом .
Определение потребности
в обучении может проводиться
на различных уровнях (предприятия,
подразделения, рабочие места). Они
зависят от результатов освоения
новой работы, перевода на новую
работу, продвижения по службе, внесения
изменений в законодательство, при
реорганизации, аттестации т.п. Заключительный
этап состоит в оценке результатов
обучения, которая включает итоги
обучения, определение степени
Весьма важными являются знание существующих методов, приемов обучения и умение рационально их использовать в управленческой деятельности. Среди значительного многообразия методов и приемов целесообразно выделить следующие из них:
Руководство предприятия должно решить, какой из методов обучения наиболее приемлем для той или иной категории работников или отдельного работника. Правильному выбору методов обучения помогут ответы на следующие вопросы:
Особое внимание следует обратить на дистанционное обучение, преимущество которого в том, что оно может происходить независимо от местонахождения работника. В России накоплен положительный опыт в этой области. Например, Всероссийский заочный финансово-экономический институт является центром заочного обучения. Он имеет несколько факультетов, специальностей и специализаций, разветвленную сеть территориальных подразделений.
Современная техника сумела
расширить диапазон и интенсивность
дистанционного обучения. Видеокассеты,
соединенные в некоторых
Руководители служб по управлению персоналом обязательно должны оценивать результаты обучения. Для этого используется количественная шкала по ряду вопросов. Прежде всего, - это непосредственная реакция участников учебного процесса – насколько им понравилось содержание учебного курса? Была ли эта программа интересной? Далее важно контролировать, появились ли у обучающихся лиц новые полезные знания. Приоритетными качественными ориентирами являются профессионализм, коммуникации, технические навыки.
Переподготовка персонала – это обучение новым профессиям или специальностям работников, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом. При переподготовке используются те же формы и виды обучения, что и при подготовке кадров, однако особенностью при переподготовке является то, что продолжительность обучения варьируется с учетом требований производства и фактических профессиональных знаний учащихся. Здесь рабочий имеет уже определенную квалификацию, знаком с общими правилами производственной деятельности, обладает соответствующими навыками и опытом.
Сущность повышения квалификации состоит в расширении и углублении теоретических и практических знаний по той же профессии или специальности. Потребность в повышении квалификации – закономерный и объективный процесс, связанный с развитием производительных сил. Квалификационный уровень работника должен соответствовать или даже быть выше требований, предъявляемых производством.
Основными формами повышения
квалификации являются: производственно-технические
курсы, школы по изучению передовых
методов труда, курсы по овладению
вторыми и совмещаемыми профессиями
и специальностями, курсы целевого
назначения на предприятиях, институты
и факультеты повышения квалификации
инженерно-технических
Производственно-технические
курсы создаются с целью
Школы по изучению передовых методов труда организуются с целью распространения опыта передовиков производства. Обучение проводится путем инструктажа, показа наиболее производительных приемов и методов, взаимного обмена опытом передовых рабочих.
Курсы по обучению вторым и
смежным профессиям и специальностям
создаются с целью расширения
производственного профиля
Курсы целевого назначения организуются для решения конкретной задачи – при внедрении новых машин, аппаратов, технологий.
Наиболее массовая форма
повышения квалификации специалистов
– институты повышения
Присвоение рабочим разрядов,
повышение в должности
Одна из важнейших задач управления персоналом – предоставление работникам условий по развитию своих возможностей для карьеры. Понятие карьеры имеет много значений. Сточки зрения производства карьера – это продвижение по службе, что связано с трудовым опытом, профессионализм, которые человек приобретает на протяжении всей своей жизни. Деловая карьера человека проходит четыре стадии:
Продолжительность каждой стадии различна для каждого человека, но большинство проходит через все эти стадии.
Рисунок 3. Развитие персонала на предприятии.
В зарубежных странах накоплен богатый опыт развития карьеры. Наиболее наглядной является группировка этапов карьеры во взаимодействии с целями, потребностями и возрастом (табл.2).
Для развития карьеры в
зарубежных фирмах работникам предлагаются
специальные программы обучения
или детализированные консультационные
услуги для совершенствования
Человек должен определиться со своими желаниями или возможностями и через консультирование понять, какого рода средства ему необходимы: обучение, тренинг, развитие. Предприятие также должно определить свои потребности и возможности в управлении персоналом, чтобы спланировать и обеспечить необходимую информацию, а также возможности обучения и развития своих работников.
Личные потребности и
потребности предприятия могут
совмещаться различными способами.
Наиболее широко распространено неформальное
консультирование специалистами по
управлению персоналом и консультирование
непосредственными
Т а б л и ц а 2. Этапы карьеры и потребности.
№ п/п |
Этапы карьеры |
Возраст |
Потребности достижения цели |
Моральные потребности |
Физиологические и материальные потребности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Предва- рительный этап |
До 25 лет |
Учеба, испыта – ния на разных работах |
Начало самоутверждения |
Безопасность существования |
2 |
Становле- ния |
До 35 лет |
Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя |
Самоутверждение, начало достиже- ния независимости |
Безопасность существования, здоровье, нормальный уровень оплаты труда |
3 |
Продвижения |
До 45 лет |
Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации |
Рост самоутверждения, достижение боль-шей независимос-ти, начало само-выражения |
Здоровье, высокий урове- нь оплаты труда |
4 |
Сохранения |
До 60 лет |
Пик совершенство-вания квалификации специалиста или ру-ководителя. Повы – шение своей квали – фикации. Обучение молодежи |
Стабилизация независимости, рост самовыраже-ния, начало уважения. |
Повышение уровня оплаты труда, интерес к другим источни-кам дохода |
5 |
Завершения |
После 60 лет |
Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка себе смены и к новому виду деятельности на пенсии |
Стабилизация самоуважения, рост уважения |
Слхранение уровня оплаты труда и повыше-ние интереса к другим источни-кам дохода |
6 |
Пенсионный |
После 65 лет |
Занятие новым видом деятельности |
Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уважения |
Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье |
руководителя большое значение придается консультированию. Его цель – помогать другим людям разрешать проблемы и яснее видеть имеющиеся возможности. Навыки консультирования можно коротко описать путем ранжирования их по шкале .
В верхней части рисунка
находятся умения, которые консультант
использует, чтобы поощрить работника,
сформулировать свои мысли и решить
проблему самостоятельно. В нижней
части шкалы расположены
2.2. Управление поведением персонала.
Поведение персонала – форма отдельного человека с окружающей обстановкой. На поведение человека оказывают влияние многие факторы, которые составляют три группы:
Поскольку первая группа факторов обычно рассматривается во многих курсах, связанных с психофизиологией, социологией, сконцентрируем внимание на второй и третьей группах.
Вторая группа факторов определяет причины поведения личности, помогает объяснить принимаемые решения. Создано множество теорий, объясняющих поведение человека. Большое распространение получили теории, объясняющие поведение человека исходя из его потребностей. Потребность человека – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающего у человека побуждение к действию.
Наиболее известны в этой области работы авторов А. Маслоу, Д. МакКлеланда, Ф. Герцберга и др. Интересна и достаточно наглядна мотивационная модель потребностей, предложенная Маслоу (рис.4).
Созданная А.Маслоу иерархия потребностей показывает, что удовлетворение одной потребности побуждает человека к появлению последующей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что именно потребности служат мотивом к действию, поэтому теория потребностей по А.Маслоу получила название теории мотивации. Мотив – внутреннее побуждение человека к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей.
Для руководителя предприятия
овладение данной теорией
Информация о работе Управление численностью и структурой персонала организации