Управление государственными таможенными услугами на основе мониторинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных направлений совершенствования таможенного администрирования в условиях деятельности Таможенного союза является развитие теории и практики предоставления государственных таможенных услуг. Развитие данного направления заключается в применении в таможенных органах управленческих технологий, актуальных методов, инновационных моделей и концепций, зарекомендовавших себя и доказавших свою эффективность в других сферах услуг.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….…………...
3
Глава 1. Теоретические аспекты системы управления государственными таможенными услугами ………………………………………………………...

5
1.1. Проблема повышения качества предоставляемых государственных таможенных услуг на основе внедрения в существующую систему управления государственными таможенными услугами системы мониторинга…….


5
1.2. Теоретические положения управления государственными таможенными услугами ……………………………………………………………………...

7
Глава 2. Функциональные особенности системы управления таможенными услугами: мониторинг результативности, методические рекомендации
к усовершенствованию системы……………………………………………


10
2.1. Мониторинг результативности функционирования системы управления государственными таможенными услугами................................................

10
2.2. Методические рекомендации по внедрению инновационной системы управления государственными таможенными услугами в таможенные органы ………………………………………………………………………………


14
Заключение……………………………………………………………………….
19
Список использованных источников…………………………………………...
21
Приложения………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_ТМ.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра управления

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенный менеджмент»

на тему «Управление государственными таможенными услугами на основе мониторинга»

 

 

 

Выполнила:

Подпись ____________________

 

Научный руководитель:

Подпись ____________________

 

 

 

 

 

Люберцы

 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………….…………...

3

Глава 1.  Теоретические аспекты системы управления государственными таможенными услугами ………………………………………………………...

 

5

1.1. Проблема повышения  качества предоставляемых государственных  таможенных услуг на основе внедрения в существующую систему управления государственными таможенными услугами системы мониторинга…….

 

 

5

1.2. Теоретические положения управления государственными таможенными услугами ……………………………………………………………………...

 

7

Глава 2.   Функциональные особенности системы управления таможенными услугами: мониторинг результативности, методические рекомендации

 к усовершенствованию системы……………………………………………

 

 

10

2.1. Мониторинг результативности  функционирования системы управления государственными таможенными услугами................................................

 

10

2.2. Методические рекомендации по внедрению инновационной системы управления государственными таможенными услугами в таможенные органы ………………………………………………………………………………

 

 

14

Заключение……………………………………………………………………….

19

Список использованных источников…………………………………………...

21

Приложения………………………………………………………………………

22


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных направлений  совершенствования таможенного  администрирования в условиях деятельности Таможенного союза является развитие теории и практики предоставления государственных таможенных услуг. Развитие данного направления заключается в применении в таможенных органах управленческих технологий, актуальных методов, инновационных моделей и концепций, зарекомендовавших себя и доказавших свою эффективность в других сферах услуг.

Существующие условия  ведения деятельности, связанной с предоставлением государственных таможенных услуг, характеризуются высокой степенью динамичности. Повышаются требования к качеству работы таможенных органов, оперативности, технологичности и адекватности таможенных операций и процедур. Постоянно возрастает необходимость ускорения процесса предоставления государственных таможенных услуг, принятия качественных и своевременных решений по вопросам взаимодействия участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов.

Объектом исследования является управление деятельностью таможенных органов России.

Цель работы заключается в повышении результативности управления деятельностью таможенных органов России в части предоставления услуг. Достижение данной цели обеспечивается разработкой инструментов, методов и механизмов регламентирования и организации процесса управления предоставлением государственных таможенных услуг, а также их практической апробацией.

Предметом исследования является система управления государственными таможенными услугами на основе мониторинга.

Суть научной задачи состоит в разработке теоретических положений, технологии моделирования и организационного механизма управления государственными таможенными услугами на основе мониторинга.

Достижение общей научной  задачи обеспечивается решением следующих частных задач:

1) анализ существующего состояния управления государственными таможенными услугами, а также отечественных и зарубежных взглядов на развитие системы управления государственными таможенными услугами;

2) развитие понятийного аппарата управления государственными таможенными услугами;

3) теоретическое обоснование структуры и порядка функционирования инновационной системы управления государственными таможенными услугами;

4) разработка методики мониторинга результативности функционирования системы управления государственными таможенными услугами;

5) разработка практических рекомендаций по созданию, организации и внедрению системы управления государственными таможенными услугами в таможенные органы Российской Федерации.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТАМОЖЕННЫМИ УСЛУГАМИ

 

1.1. Проблема повышения качества предоставляемых государственных таможенных услуг на основе внедрения в существующую систему управления государственными таможенными услугами системы мониторинга

Общий анализ современного состояния системы государственных таможенных услуг характеризуется плавным увеличением общего количества видов государственных таможенных услуг (в 2006 г. – 2 вида услуги; в 2011 г. – 14 видов услуг) и ежегодным ростом спроса на каждую услугу в отдельности. Так, например, в 2010 г. в ФТС России поступило 9 389 письменных обращений граждан, что в 2,7 раза больше, чем в 2009 г. Все это, в свою очередь, приведет к увеличению и усложнению общей нагрузки на таможенные органы. В этой связи назревает необходимость развития существующей системы управления государственными таможенными услугами.

Для оценки существующего  состояния и возможностей системы  управления государственными таможенными услугами проведено исследование, основанное на методах экспертно-аналитического моделирования. В качестве экспертов выступали начальники таможен, таможенных постов, которые прошли обучение и имеют соответствующие сертификаты на знание стандартов ИСО серии 9000. Эксперты определили перечень ресурсов управления и оценили их состояние по девятибалльной шкале (рис. 1, приложение 1). Среднее значение показателя, характеризующего ресурсный потенциал системы управления, равно 3,77.

 

Кроме того, к  недостаткам системы управления государственными таможенными услугами эксперты отнесли и несовершенство данной структуры управления, а именно: управление через воздействие на персонал, бюрократическая модель управления, технология реализации функции управления (функциональное управление), личностный подход к принятию управленческого решения.

Анализ отечественного и зарубежного опыта в области  построения систем менеджмента организации показал, что основополагающей базой современных подходов к управлению являются (рис. 2, приложение 2): управление организацией, система маркетинг-менеджмента, технология реализации процесса управления (процессное управление), коллективный подход к принятию управленческого решения. Наиболее значимым условием создания качественной системы управления является создание реально действующей обратной связи, направленной от потребителя таможенных услуг к каждому из уровней системы управления.

Существующие бюрократические подходы к управлению государственными таможенными услугами не в полной мере обеспечивают их эффективное функционирование и надлежащее качество. В связи с этим для дальнейшего успешного решения задач, стоящих перед таможенной службой России на современном этапе, необходимо внедрение перспективных управленческих подходов и технологий, зарекомендовавших себя и доказавших свою эффективность в других структурах и областях.

Развитие системы управления государственными таможенными услугами невозможно без наличия соответствующей научно-методической базы. Для ее формирования, прежде всего, необходимо: осуществить развитие понятийного аппарата управления государственными таможенными услугами, подготовить теоретическое обоснование структуры и порядка функционирования системы управления государственными таможенными услугами, а также разработать методику мониторинга результативности функционирования системы управления государственными таможенными услугами.

 

 

 

 

1.2. Теоретические положения управления государственными таможенными услугами.

 

Таможенное администрирование является основой содержания деятельности таможенных органов и включает в себя исполнение государственных таможенных функций и предоставление государственных таможенных услуг. Вместе с тем существующее определение таможенного администрирования не учитывает указанные обстоятельства. Это обусловило необходимость его уточнения. Наиболее полно понятие «таможенного администрирования» раскрывает следующее определение:

«Таможенное администрирование – это административно-управленческая деятельность Федеральной таможенной службы, а также деятельность таможенных органов по реализации таможенных функций и предоставлению государственных таможенных услуг».

Это определение позволяет  более системно подойти к исследованию процесса таможенного администрирования.

Анализ научной литературы, посвященной вопросам государственного управления, а также управления в  таможенном деле, позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день не существует и четкого определения понятия «государственная услуга». Вместе с тем без этого определения не представляется возможным говорить о качестве государственных услуг. Наиболее удачным будет сформулированное следующее определение термина «государственная услуга»:

«Государственная услуга – это законодательно закрепленное обеспечение конкретному стороннему по отношению к данному государственному органу потребителю необходимой государственно-санкционированной возможности на получение определенного, полезного, измеримого результата».

На сегодняшний день теоретическая модель системы управления государственными таможенными услугами формируется в рамках традиционной модели управления таможенными органами. Основными базовыми элементами данной модели выступают субъект управления, объект управления и определенным образом организованные взаимосвязи между ними. В нашем случае объектом управления является единый комплекс государственных таможенных услуг. К субъектам управления относятся все субъекты таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ЦА ФТС России, обеспечивающие процесс управления государственными таможенными услугами.

Однако, как  показал проведенный анализ отечественных и зарубежных взглядов на развитие системы управления ГТУ, результативность функционирования данной системы во многом зависит от наличия обратной связи от потребителя ГТУ, поскольку в рамках новой философии государственного управления именно потребитель является ключевым элементом в системе ВЭД. На сегодняшний день обратная связь осуществляется только в рамках составления итоговой отчетности (рис. 3, приложение 3). Обратная же связь от потребителя ГТУ к таможне (в лице Главного организационно-инспекторского управления ФТС России) присутствует лишь частично, посредством отдельных высказываний и публикаций участников ВЭД в сети Интернет, журналах и других средствах массовой информации.

В таможенной сфере, как и в любой другой, процесс предоставления государственных таможенных услуг должен быть организован и управляем. Таможенную систему в рамках такой модели представляют два основных компонента: система услуг (единый комплекс государственных таможенных услуг и средства управления услугами); потребители услуг (государство и участники ВЭД).

В конечном результате потребитель  таможенных услуг получает услугу-систему, в которой услуга-технология обеспечивает производство конечной для пользователя услуги-продукта. Более детально структура введенных понятий отражена на рис. 4 (приложение 4). В качестве примера здесь показаны конкретные услуги-технологии и услуги-продукты.

Практическое решение  такой задачи осуществляется уже  в настоящее время. В частности, это подтверждается решениями, принимаемыми ФТС России по формированию и расширению перечня государственных таможенных услуг. Кроме того, Таможенный кодекс Таможенного союза и ряд подзаконных актов предусматривают возможность внедрения некоторых государственных таможенных услуг для участников ВЭД.

 

 

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ УСЛУГАМИ: МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ

 

2.1. Мониторинг результативности функционирования системы управления государственными таможенными услугами

В целом представление таможенной деятельности как особого вида услуги позволяет адаптировать и применить на практике весь современный инструментарий, накопленный в теории управления услугами. В данном контексте речь идет о мониторинге услуг; применительно к государственным таможенным услугам – об управлении государственными таможенными услугами на основе мониторинга. В нашем случае именно мониторинг будет обеспечивать обратную связь (от потребителя ГТУ к таможне), поскольку оценить работу новой системы управления государственными таможенными услугами можно лишь через удовлетворенность потребителя качеством получаемой им услуги, а также комфортностью (доступностью) процесса получения той или иной государственной таможенной услуги. Предлагаемая общая модель мониторинга приведена на рис. 5 (приложение 5).

Методическое  обеспечение мониторинга оказываемых  таможенными органами услуг должно базироваться на использовании системы критериев и сформированных на их основе показателей, отражающих параметры качества, комфортности и доступности услуг для участников ВЭД. Данные параметры должны содержаться в регламентах и стандартах предоставления государственных таможенных услуг, поэтому проводимая сегодня в рамках административной реформы работа по регламентации и стандартизации услуг таможенных органов должна учитывать необходимость четкого отражения подобных критериев в нормативных актах (административных регламентах и стандартах), закрепляющих параметры услуг и процессы по их оказанию, с нацеленностью на их использование в качестве комплексного методологического обеспечения системы мониторинга государственных таможенных услуг. Вместе с тем в настоящее время указанное методическое обеспечение еще не получило необходимого развития. Это обусловило необходимость разработки методики мониторинга результативности функционирования системы управления государственными таможенными услугами.

Информация о работе Управление государственными таможенными услугами на основе мониторинга