Управление инновационной деятельностью предприятий в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 03:55, контрольная работа

Описание работы

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. А различные ученые трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсонсчитает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход.

Содержание работы

1 Управление инновационной деятельностью предприятий в условиях рынка
2 Управление инновационной деятельностью предприятий в условиях рынка
2.1Сущность и критерии финансового состояния предприятия
2.2 Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, методика их расчета
Библиографический список

Файлы: 1 файл

к.р. Управление фирмой..docx

— 36.70 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 


1 Управление  инновационной деятельностью предприятий  в условиях рынка

2 Управление инновационной деятельностью предприятий в условиях рынка

2.1Сущность и критерии финансового состояния предприятия

2.2 Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, методика их расчета   

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ  ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

 

 

В мировой экономической  литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. А различные ученые трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсонсчитает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. В соответствии с международными стандартными инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Инновациям должны быть присущи в равной мере определенные свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. На практике понятия «новшество», «инновация», «нововведение» нередко отождествляются, хотя между ними есть и некоторые различия. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией. Следовательно, инновации должны:

- обладать новизной;

- удовлетворять рыночному спросу;

- приносить прибыль производителю.

Повседневное осуществление инноваций  в бизнесе представляет собой  инновационную деятельность. Инновационная  деятельность предприятия есть система  мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального  потенциала с целью получения  нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Целесообразность выбора способа  и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям  рынка, стадиям жизненного цикла  техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Инновационная деятельность предприятия  по разработке, внедрению, освоению и  коммерциализации новшеств включает:

- проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

- подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

- разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

- проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;

- разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

- исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов или информационного обеспечения инноваций;

- подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

- проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

- организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.

Так в большинстве развитых стран  фактически сформировался особый сектор экономики - инновационный бизнес. Однако в России инновационный бизнес не очень популярен, т. к. имеет более высокую ступень предпринимательского риска из-за неопределенности спроса на будущие товары, из-за отсутствия практической проверки многих инноваций.

В России венчурный капитал возникает  только в форме иностранных инвестиционных фондов, целевых инновационных фондов учреждений науки и высшей школы. Известность получила деятельность Фонда Сороса, вложивших за 5 лет  в проекты развития науки и  образования более 400 млн. долларов. Анализ динамики инновационной деятельности в промышленности позволяет отметить стойкие негативные последствия  кризисных явлений в экономике, повлекших за собой существенное падение уровня инновационной активности: с 60-70% в 80-е гг. 19 века до 20% в начале 90-х и, наконец, до 5-6% во второй половине 90-х годов. Связано это в первую очередь с тем, что у государства не хватает средств для достаточного ее финансирования. Также корень зла сегодня состоит в том, что при нынешнем состоянии экономики у предприятий нет потребности в новых разработках, в обновлении производства. Объясняется это тем, что инвестиционные средства у предприятий очень ограничены (таких предприятий 26%). Из-за спада производства у них нет достаточных средств (71% предприятий), а инфляция еще более обостряет эту проблему. Взять кредит у коммерческих банков предприятия пока не могут из-за высоких процентов за кредит (27%), а также потому, что сами банки крайне неохотно вкладывают деньги в производство, предпочитая давать их на короткий срок и под более выгодные виды деятельности. Другие важные причины, препятствующие проведению инноваций, - сложности в получении кредитов (17%) и отсутствие необходимого оборудования (16%). Кроме того, низкие результаты инновационной активности во многом обусловлены неэффективным использованием имеющейся научно-технической информации, и прежде всего из-за отсутствия на предприятиях соответствующих служб и специалистов в области информатики и патентно-лицензионной работы.

Однако наблюдаемое в настоящее  время оживление отечественного производства дает импульс росту  инновационной активности в промышленности. Впервые за десятилетний период ее уровень начал подниматься в 1988 году, а в 2000 году составил 9,6% (см. Приложение А). На данном этапе общую картину  инновационных процессов в стране определяют фактически четыре отрасли - машиностроение и металлургия (34% обследованных  предприятий отрасли), химическая и  пищевая промышленность (26%). Как  правило, они отличаются наиболее высоким  уровнем инновационной активности, в 2-3 раза превосходящим средний по промышленности. Во второй половине 2000 г. обследована инновационная деятельность более 800 предприятий 11 отраслей промышленности, из которых около 50% являются инновационно-активными. В целом продолжилась тенденция более высокой инновационной активности крупных промышленных предприятий, располагающих для этого большими возможностями. А самый низкий уровень такой активности сохраняется у субъектов малого предпринимательства, среди которых доля инновационно-активных составила лишь 3%. Поэтому говорить о тенденции улучшения пока невозможно, ибо изменения очень незначительны, так как обучение и подготовку персонала в 2000 г. осуществляло 321 предприятие, что составляет лишь пятую часть инновационно-активных предприятий. Что касается маркетинговых исследований, то хотя абсолютное число выполняющих их предприятий возросло (до 295), однако их удельный вес продолжает оставаться низким (18,5%).

Таким образом, в целом в промышленности в 2000 г. не удалось достичь заметных результатов по уменьшению себестоимости продукции за счет использования нововведений, т.е. активизация инновационной деятельности не достаточно развита. И это прежде всего связано с инновационной политикой государства. Инновационная политика проявляется в выражении отношения государства, в лице федеральных и региональных органов власти, и хозяйствующих субъектов рынка к научной и научно-технической деятельности, определении цели, направлений и форм научно-технической и инновационной деятельности. В качестве основных направлений инновационной политики Правительством РФ были приняты:

- избирательное развитие принципиально новых технологий, направленное на резкое повышение экспортного потенциала страны по отдельным видам наукоемкой продукции;

- широкомасштабное внедрение базовых технологий, обеспечивающих значительное повышение качества продукции и экологической безопасности, сокращение издержек производства и снижение дефицитности внутреннего рынка за счет массового использования в производстве имеющихся отечественных научно-технических достижений и закупки зарубежных лицензий;

- активное свертывание устаревших отраслей и производств, направленное на ликвидацию технологической многоукладности;

- создание технических предпосылок поддержания достигнутого объема производства энергосырьевых ресурсов;

- изменения в технике и технологии, обеспечивающие необходимые масштабы ресурсоснабжения.

Одна из важнейших современных  функций государства в развитых странах - создание благоприятных условий  для инновационной деятельности. При этом используют следующие меры экономической и бюджетной политики:

1) включение затрат на НИОКР  частного сектора в себестоимость  продукции;

2) списание значительной части  научного оборудования по ускоренным  нормам амортизации;

3) применение системы адресных  налоговых льгот, нацеленных на  постоянное наращивание объема  научных расходов в крупных  корпорациях и на привлечение  мелкого и среднего бизнеса  к инновационной деятельности  в сфере новых технологий;

4) льготное кредитование научно-технических  разработок и долевое финансирование  больших проектов;

5) безвозмездная передача либо  предоставление на льготных условиях  государственного имущества или  земли для организации инновационных  предприятий, а также создания  научной инфраструктуры в регионах.

В рамках инновационной политики должны быть разработаны механизмы государственного регулирования и поддержки международного трансфера технологий. Следует в то же время стимулировать расширение внутреннего спроса, создавать льготы потребителям отечественной техники, а также ее производителям. Эти задачи можно решить с использованием таких инструментов налоговой политики, как налоги на добавленную стоимость и прибыль, а также инвестиционный налоговый кредит, предоставленный потребителям отечественного оборудования. Необходимы косвенные меры поощрения государством научно-технической деятельности и ускорения инновационного цикла, в частности, экспортные льготы для предприятий, реализующих готовые высококачественные изделия. До последнего времени из-за таможенных пошлин предприятиям было выгоднее экспортировать комплектующие, чем готовую продукцию, хотя сборка не трудоемка. Кроме того, необходимо защищать отечественных производителей на их собственной территории. Так, в России уже обосновалось около 10 достаточно мощных зарубежных лазерных фирм, которые завоевывают наш рынок. Требуется очень продуманно проводить политику привлечения иностранных инвестиций. Государственная поддержка инфраструктуры трансфера технологий должна стать одним из приоритетов инновационной политики. Первоочередной мерой в этой области является организация отраслевых и региональных центров развития и распространения новых технологий. Так, Министерство экономики РФ выступает государственным заказчиком федеральной программы «Инжинирингсеть России».

Надо отметить, что сейчас правительство  стало больше уделять внимания инновационной  сфере, сохранению научного потенциала страны, поддержанию научных коллективов. В частности, принято постановление  от 17 апреля 1996 г., где намечен ряд мер по развитию научно-технической деятельности. Президентские структуры также занимаются этой проблемой, в частности Совет при Президенте по научно-технической политике. Многие новшества предлагается внедрить при реализации федеральных целевых программ, которые являются одним из рычагов продвижения этих новшеств в производство и вообще создания новых производств. Перечень таких программ достаточно велик, предусмотрено их финансирование из федерального бюджета.  

 

 

2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ  ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

 

Оценка экономического состояния  предприятия является в определенной мере новым явлением в отечественной  экономической теории и практике. Эта необходимость обусловлена  в первую очередь переходом нашей  экономики на рыночные отношения. Этот факт, на мой взгляд, обуславливает  актуальность данной темы. В области  оценки экономической эффективности  коммерческой организации уже наработан  определенный опыт, как в теории, так и на практике.

Цель любой коммерческой организации - получение максимальной прибыли, но это «узкое» толкование цели. На мой взгляд, в более широком понимании под основной целью деятельности коммерческой организации следует понимать обеспечение ее устойчивого экономического положения, а получение максимальной прибыли является основой для достижения данной цели.

В современных условиях правильное определение реального финансового  состояния предприятия имеет  огромное значение не только для самих  субъектов хозяйствования, но и для  многочисленных акционеров, особенно будущих потенциальных инвесторов.

2.1 Сущность и критерии финансового состояния предприятия

Финансовое состояние  предприятия может быть хорошим, средним и плохим. 
Четких критериев для такой градации финансового состояния предприятия пока нет.

Финансовое состояние  предприятия - очень емкое понятие, и вряд ли можно его охарактеризовать одним каким-то критерием. Поэтому для характеристики финансового состояния предприятия применяются такие критерии, как финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность баланса, кредитоспособность, рентабельность (прибыльность) и др.

Финансовая устойчивость предприятия - такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.

Информация о работе Управление инновационной деятельностью предприятий в условиях рынка