Управление инновационной деятельностью предприятий в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 03:55, контрольная работа

Описание работы

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. А различные ученые трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсонсчитает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход.

Содержание работы

1 Управление инновационной деятельностью предприятий в условиях рынка
2 Управление инновационной деятельностью предприятий в условиях рынка
2.1Сущность и критерии финансового состояния предприятия
2.2 Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, методика их расчета
Библиографический список

Файлы: 1 файл

к.р. Управление фирмой..docx

— 36.70 Кб (Скачать файл)

Под общей устойчивостью  предприятия можно понимать и  такое его состояние, когда предприятие  стабильно, на протяжении достаточно длительного  периода времени выпускает и  реализует конкурентоспособную  продукцию, получает чистую прибыль, достаточную  для производственного и социального  развития предприятия, является ликвидным  и кредитоспособным.

Из этих определений можно  сделать вывод, что финансовая устойчивость является комплексным и наиболее важным критерием, характеризующим  финансовое состояние предприятия.

Платежеспособность - это возможность предприятия расплачиваться по своим обязательствам. При хорошем финансовом состоянии предприятие устойчиво платежеспособно; при плохом - периодически или постоянно неплатежеспособно. Самый лучший вариант, когда у предприятия всегда имеются свободные денежные средства, достаточные для погашения имеющихся обязательств. Но предприятие является платежеспособным и в том случае, когда свободных денежных средств у него недостаточно или они вовсе отсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать свои активы и расплатиться с кредиторами.

Поскольку одни виды активов  обращаются в деньги быстрее, другие - медленнее, необходимо группировать активы предприятия по степени их ликвидности, т.е. по возможности обращения в денежные средства.

К наиболее ликвидным активам  относятся сами денежные средства предприятия  и краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги. Следом за ними идут быстрореализуемые активы - депозиты и дебиторская задолженность.

Более длительного времени  требует реализация готовой продукции, запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, которые относятся к медленно реализуемым активам. Наконец, группу труднореализуемых активов образуют земля, здания, оборудование, продажа  которых требует значительного  времени, а поэтому осуществляется крайне редко.

Для определения платежеспособности предприятия с учетом ликвидности  его активов обычно используют баланс. Анализ ликвидности баланса заключается  в сравнении размеров средств  по активу, сгруппированных по степени  их ликвидности, с суммами обязательств по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения.

Пассивы баланса по степени  срочности их погашения можно  подразделить следующим образом:

П1 — наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность);

П2 — краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы);

П3 — долгосрочные кредиты  и займы, арендные обязательства  и др.;

П4 — постоянные пассивы (собственные средства, за исключением арендных обязательств и задолженности перед учредителями).

Классификация активов и  пассивов баланса, которая разработана 
Шереметом А.Д. и другими, их сопоставление позволяют дать оценку ликвидности баланса.

Ликвидность баланса —  это степень покрытия обязательств предприятия такими активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если:

А1 (П1, то наиболее ликвидные активы равны наиболее срочным обязательствам или перекрывают их;

А2 (П2, то быстрореализуемые активы равны краткосрочным пассивам или перекрывают их;

А3 (П3, то медленно реализуемые активы равны долгосрочным пассивам или перекрывают их;

А4 (П4, то постоянные пассивы равны труднореализуемым активам или перекрывают их.

Одновременное соблюдение первых трех правил обязательно влечет за собой достижение и четвертого, ибо  если совокупность первых трех групп  активов больше (или равна) суммы  первых трех групп пассивов баланса (т.е. 
[А1 + A2 + А3] ([П1 + П2 + П3]), то четвертая группа пассивов обязательно перекроет (или будет равна) четвертую группу активов (т.е. А4 ( П4). 
Последнее положение имеет глубокий экономический смысл: когда постоянные пассивы перекрывают труднореализуемые активы, соблюдается важное условие платежеспособности — наличие у предприятия собственных оборотных средств, обеспечивающих бесперебойный воспроизводственный процесс; равенство же постоянных пассивов и труднореализуемых активов отражает нижнюю границу платежеспособности за счет собственных средств предприятия.

Важными критериями, характеризующими финансовое состояние предприятия, как было уже сказано, являются его  рентабельность и кредитоспособность.

Под кредитоспособностью  предприятия понимаются его возможности  в получении кредита и способности  его своевременного погашения за счет собственных средств и других финансовых ресурсов.

Для достижения и поддержания  финансовой устойчивости предприятия  важна не только абсолютная величина прибыли, но и ее уровень относительно вложенного капитала или затрат предприятия, т.е. рентабельность 
(прибыльность).

Финансовое состояние  предприятия зависит от многих факторов, которые можно классифицировать как зависящие (внутренние) и не зависящие (внешние) от деятельности самого предприятия.

К внутренним факторам можно  в первую очередь отнести способность  руководителей предприятия и  его менеджеров эффективно управлять  предприятием с целью достижения рационального использования всех ресурсов, выпуска конкурентоспособной продукции и на этой основе устойчивого финансового состояния предприятия.

Внешние факторы зависят  в основном от проводимой экономической  политики государства: финансово-кредитной, налоговой, амортизационной, протекционистской  и внешнеэкономической, которая  в конечном итоге создает благоприятные  или плохие экономические условия  хозяйствования.

Высшей формой устойчивости предприятия является его способность  развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.

2.2 Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, методика их расчета

Финансовое состояние  характеризуют многие показатели, которые  можно, исходя из их назначения, объединить в следующие группы.

I. Показатели платежеспособности: коэффициент абсолютной ликвидности;  промежуточный коэффициент покрытия; общий коэффициент покрытия.

II. Показатели финансовой устойчивости:

    • коэффициент собственности (независимости);
    • доля заемных средств;
    • соотношение заемных и собственных средств.

III. Показатели деловой  активности:

    • общий коэффициент оборачиваемости;
    • скорость оборота;
    • оборачиваемость собственных средств.

IV. Показатели рентабельности:

    • имущество предприятия;
    • собственные средства;
    • производственные фонды;
    • долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения;
    • собственные и долгосрочные заемные средства;
    • норма балансовой прибыли;
    • чистая норма прибыли.

Исходными данными для  расчета показателей всех этих групп  являются данные бухгалтерского баланса  предприятия и формы № 2.

Анализ финансового состояния  предприятия необходим не только для того, чтобы знать, в каком  положении находится предприятие  на тот или иной отрезок времени, но и для эффективного управления с целью обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Остановимся более подробно на сущности и методике расчета вышеупомянутых показателей.

Методика расчета показателей  платежеспособности. В целом показатели платежеспособности характеризуют  возможность предприятия в конкретный момент времени рассчитаться с кредиторами  по краткосрочным платежам собственными средствами.

Предприятие считается платежеспособным, если эти показатели не выходят за рамки следующих предельных значений:

    • коэффициент абсолютной ликвидности - 0,2 - 0,25;
    • промежуточный коэффициент покрытия - 0,7 - 0,8;
    • общий коэффициент покрытия - 2,0 - 2,5.

Показатели финансовой устойчивости характеризуют степень защищенности привлеченного капитала. Эти показатели, как и предыдущие, рассчитываются на основе данных бухгалтерского баланса  предприятия.

В странах с развитой рыночной экономикой установлены следующие  их предельные значения: коэффициент  собственности (независимости) не ниже 0,7; коэффициент заемных средств  не выше 0,3; соотношение заемных и  собственных средств не выше 1.

Показатели деловой активности рассчитываются следующим образом:

Существует и ряд других показателей, характеризующих деловую  активность предприятия. Показатели деловой  активности необходимо наглядно представлять в коэффициентах. В странах с  развитой рыночной экономикой по наиболее важным показателям деловой активности устанавливаются нормативы по экономике  в целом и по отраслям. Как правило, такие нормативы отражают средние  фактические значения этих коэффициентов. Так, в большинстве цивилизованных рыночных стран нормативом оборачиваемости  запасов являются 3 оборота, т.е. примерно 122 дня, нормативом оборачиваемости  дебиторской задолженности - 4,9, или примерно 73 дня.

Следует заметить, что среднюю  стоимость активов и пассивов за период, например год, рассчитывают как среднюю хронологическую  по месячным данным; если нет такой  возможности — то по квартальным  данным; если в распоряжении финансового  аналитика имеется лишь годовой  баланс, то применяется упрощенный прием: средняя из сумм данных на начало и конец периода (года).

В зарубежной практике этот показатель называется маржой прибыли 
(коммерческой маржой). Экономический смысл его — отражение удельного веса чистой прибыли в каждом рубле оборота.

Заключение

В современных условиях правильное определение реального финансового  состояния предприятия имеет  большое значение не только для самого предприятия, его акционеров, но и  для возможных инвесторов.

Систематический контроль финансового  состояния предприятия позволяет  оперативно выявлять негативные стороны  в работе предприятия и своевременно принимать действенные меры по выходу из сложившейся ситуации. Поэтому  анализу экономического состояния  на предприятии должно уделяться  самое пристальное внимание.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

  1. Волков О.И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА. 2001
  2. Родионова В.М. Финансовая устойчивость предприятия. М.: Перспектива, 1996
  3. Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика,2001
  4. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. М.:ИНФРА, 1997
  5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Элит-2000, 2001
  6. Виханский О., Наумов А. Менеджмент 4-е издание. Учебник. Экономист, 2008
  7. Куксов А. Планирование деятельности предприятия. Экономист, 1999
  8. Лунев В.П. Тактика и стратегия управления фирмой. Учебное пособие. - М.: ДИС, 1998
  9. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. – М.:, 1989.
  10. Франчук В.И. Основы построения организационных систем. – М.: Экономист, 1991

 

 

 


Информация о работе Управление инновационной деятельностью предприятий в условиях рынка