Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:40, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение инновационных проектов и программ. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и виды инновационного проекта и программы;
- Изучить критерии оценки инновационных проектов и программ;
- Рассмотреть управление реализации инновационных проектов.
Введение…………………………………………………………………… ….3
1 Сущность управления инновационными проектами…………………….4
2 Классификация инновационных проектов………………………………..5
3 Основные фазы жизненного цикла проекта………………………………7
4 Концепция и принципы проектного управления………………………...13
5 Организационные структуры управления проектами…………………..16
2 Управление инновационным проектом «Разработка и освоение производства перспективного подвижного состава»………………………21
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованных источников………………………………………...25
• выполнение работ – непредвиденные технические проблемы, недостаточность ресурсов, проблема качества и надежности, требование изменения спецификаций со стороны заказчика, межфункциональные сложности;
• затраты – увеличение ресурсов, требующихся для решения проблем; расширяющийся масштаб работ; заниженность первоначальных оценок; неудовлетворительная или поздняя отчетность; неудовлетворительное составление бюджетов; корректировки, произведенные не вовремя; возросшие цены на ресурсы;
• время
– отведение большего времени, чем
планировалось, на технические проблемы;
излишне оптимистичные
Процесс завершения проекта не бывает легким. Различают следующие варианты завершения проекта.
1. Проект
завершен вследствие того, что
он был успешным и достиг
своих целей. Проект может
2. Проект
был завершен созданием
3. Сложный
проект успешно завершен. Имущество,
люди, материалы, оборудование и
функции проекта
4. Медленное «угасание проекта» вследствие сокращения бюджета.
На фазе завершения проекта следует осуществить необходимые действия по контрольному списку вопросов.
1. Протестировать результаты проекта (провести контрольные испытания).
2. Составить
инструкции по использованию
результатов проекта,
3. Завершить
выпуск откорректированного
4. Передать заказчику по акту результаты проекта.
5. Обучить персонал заказчика работе с результатами проекта.
6. Расформировать (переместить) команду проекта.
7. Переместить оборудование и материалы.
8. Освободить производственные мощности.
9. Суммировать основные проблемы, возникшие при реализации проекта.
10. Документировать достижения.
11. Разработать
рекомендации для будущих
12. Обобщить
опыт взаимодействия с
13. Написать
отчеты по работе всех
14. Обеспечить
обратную связь по результатам
работы каждого участника
15. Провести окончательный аудит проекта.
16. Подготовить окончательный отчет.
17. Обсудить
результаты проекта с высшим
руководством фирмы-
18. Подписать акт сдачи-приемки работ по проекту.
19. Объявить об окончании проекта.
Заключительный отчет по проекту составляется менеджером проекта и включается в папку проекта. Он должен содержать следующую информацию: название проекта, координаты заказчика проекта, характеристику команды проекта, цель проекта, выполнение графика работ по проекту, выполнение бюджета проекта, координаты поставщиков и подрядчиков (их роли, произведенные затраты, своевременность и качество работ), сведения по обучению персонала, индивидуальный вклад участников проекта, извлеченные уроки, заключение.
4 Концепция и принципы проектного управления
Инновационная
деятельность в развитых странах
на современном этапе
Инновационный проект
Руководитель проекта
Команда проекта
Участники проекта
Принципы, методы проектного управления
Типы систем управления предприятием
Программо-целевой подход
Ограничения по времени и бюджету
рис. 2
Сущность
концепции состоит в
В отечественной практике такая концепция нашла отражение в широком применении программно-целевого метода управления при реализации целевых комплексных программ, направленных на достижение конкретных социально-экономических целей.
Концепция
проектного управления новую методологию
определяет как альтернативную традиционному
подходу в организации и
Принципиальное
отличие проектного управления заключается
в том, что вся совокупность работ
в рамках инновационного цикла планируется
и выполняется как единая комплексная
программа работ силами специально
созданного коллектива исполнителей с
высокой степенью централизации
управления. Важной особенностью инновационного
проекта и методологии
Методология проектного управления основана на использовании ряда организационных принципов:
1) селективное управление - поддержка проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники, адресной поддержке инноваторов - авторов комплексных проектов;
2) целевая ориентация проектов на обеспечение конечных целей - установление взаимосвязей между потребностями в создании инноваций и возможностями их осуществления;
3) полнота цикла управления проектами - реализация полного цикла процесса управления, предполагающего всю совокупность решений: от выявления потребностей до управления передачей полученных результатов;
4) поэтапность инновационных процессов и процессов управления проектами — описание полного цикла каждого этапа формирования и реализации проекта;
5) иерархичность организации инновационных процессов и процессов управления ими - представление процессов с разной степенью детальности, соответствующей определенному уровню иерархии; все' уровни деятельности соотносятся друг с другом так, что нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему, а состояния (принимаемые решения, цели, промежуточные и конечные результаты) процесса на вышестоящем уровне обязательны при определении состояний на нижестоящем;
6) многовариантность при выработке управленческих решений — учет в ходе управления инновационными процессами воздействия неопределенных факторов; для снижения степени неопределенности необходим переход к многовариантной подготовке альтернативных решений о выборе состава конечных целей проектов, альтернативных способов их достижения, вариантов комплексного обеспечения работ, учитывая разные составы исполнителей, стоимость и длительность выполнения работ,
материально-технические
ресурсы и условия
7) системность - разработка совокупности мер, необходимых для реализации проекта (организационно-экономических, технологических, законодательных, административных и т. д.), во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом;
8) комплексность - разработка отдельных увязанных между собой элементов проектной структуры, обеспечивающих достижение подцелей, в соответствии с генеральной (общей) целью того или иного проекта;
9) обеспеченность (сбалансированность) - обеспечение всех мероприятий, предусмотренных в проекте, различными видами необходимых для его реализации ресурсов: финансовыми, информационными, материальными, трудовыми.
Принципы
проектного управления предусматривают
проведение детального анализа внутренних
и внешних условий его
5.
Организационные структуры
Для выполнения
специфических функций
В основе первой формы лежит структурная специализация тематических и функциональных подразделений предприятия и принцип децентрализации управления при выполнении работ в рамках каждого инновационного проекта. На малых предприятиях (фирмах) линейно-функциональная структура управления заменяется линейной.
Сущность второй формы заключается во взаимодействии подразделений предприятия в соответствии с матричной сеткой, в которой горизонтальные линии соответствуют выполняемым проектам, а вертикальные - видам работ, выполняемым структурными подразделениями. Выделенные точки пересечения горизонтальных и вертикальных линий матрицы определяют участие подразделений в конкретных тематических работах. Тематические руководители (руководители проектов) наделяются специальными полномочиями в деле координации и регулировании всех горизонтальных связей, относящихся к теме (проекту).
Третья форма управления, получившая название проектной, специально разработана для методологии проектного управления, она предусматривает создание единого временного коллектива специалистов - команды проекта и усиление централизации в управлении реализацией проекта.
Рассмотрим более подробно особенности каждой из форм управления инновационными проектами.
Линейно-функциональная форма управления. Характеризуется многофункциональностью внутренней структуры, совпадающей с организационной структурой предприятия. Основу последней составляют тематические и функциональные подразделения, которые специализируются на отдельных видах работ или функциях деятельности и объединяются в единую иерархическую структуру на основе принципа единоначалия.
Структурная
специализация подразделений
Матричная форма управления. Применяется, как правило, для проектов с продолжительностью цикла до двух лет. Суть матричной формы заключается в подборе в проектную команду специалистов из тематических и функциональных подразделений предприятия на временной контрактной основе.
1) проектно-матричная форма, характеризующаяся тем, что сотрудники подразделений предприятия передаются при выполнении проекта в прямое подчинение руководителю инновационного проекта на все время его реализации. Руководитель проекта, наделенный всеми правами распорядительства, определяет непосредственные задания всем исполнителям, контролирует и координирует их деятельность, т. е. единолично осуществляет общее руководство работами по проекту. Руководитель подразделения следит лишь за тем, чтобы общее количество работников данной специальности соответствовало потребностям предприятия, распределяет специалистов по проектам, оказывает своим работникам необходимую методическую помощь и осуществляет общее руководство административного характера.
Применение
проектно-матричной структуры
2) функционально-матричная форма, характеризующаяся тем, что специалисты, привлеченные к работам по проекту, не подчиняются полностью руководителю проекта, а действуют в рамках двойного подчинения. На руководителя проекта возлагается общее квалифицированное руководство. Он определяет, что и когда должно быть выполнено, а руководители подразделений - кто конкретно этим будет заниматься. Руководители подразделений отвечают за квалификацию специалистов, их профессиональный рост, оплату труда, повышение квалификации и т. п. Такой вариант разделения полномочий позволяет возложить на руководителя проекта ответственность за основные, промежуточные и конечные результаты проектирования, сохраняя при этом сложившуюся на предприятии систему разделения и кооперации труда.