Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 11:33, реферат
Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и средств их достижения. Он представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации. Он должен обеспечить эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.
1. Понятие и сущность инновационного проекта………………………
2. Разработка инновационного проекта…………………………………..
3. Организация управления инновационным проектом …………………….
4. Управление реализацией инновационных проектов……………………..
5. Управление рисками инновационных проектов…………………………
Литература………………………………………………………………………..
Координационное управление
реализацией проекта
Во многих случаях выделение
головной организации, обладающей лишь
координационно-
В этом случае требуется
значительное перераспределение полномочий
и функций во всей системе управления.
Координационная форма
Под проектным управлением
реализацией инновационного проекта
понимают совокупное управление всеми
трудовыми, финансовыми, материальными
и энергетическими ресурсами, требуемыми
для обеспечения процессов
В проектной форме управления в большей степени реализуются требования системного подхода к управлению, в соответствии с которым вся совокупность работ, обеспечивающих решение определенной проблемы или достижение конечной цели, рассматривается не с позиций установившейся иерархии подчинения, а с позиций достижения именно этой цели или решения указанной проблемы. Для управления разработкой конкретных проектов и программ создаются комплексные органы, наделенные всеми необходимыми полномочиями.
Любое инновационное решение, принятое менеджерами, не обходится без риска.
Управление риском – это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного (обязательного) выбора. Чтобы оценить рискованность инновационного проекта, необходимо проанализировать все присущие ему виды рисков. Эти риски можно разделить на две большие группы: технические и коммерческие.
Технические риски связаны с различного рода неудачами при проведении НИР и освоении новшества. Они включают вероятности:
• отрицательных результатов НИР, составляющих основу инновационного проекта;
• недостижения запланированных технических параметров в ходе конструкторских и технологических разработок новшества;
• опережения технического уровня производства и технологических возможностей освоения полученных результатов;
• опережения потребностей и возможностей эксплуатации новшества в сфере потребления;
• возникновения при
На любой стадии реализации инновационного проекта могут возникнуть следующие коммерческие риски.
1. Риски неоправданного
выбора экономических целей
• необоснованное определение
приоритетов общей
• неправильный прогноз конъюнктуры на рынках ресурсов и имеющихся у фирмы возможностей отреагировать на прогнозируемые изменения конъюнктуры;
• неадекватная оценка потребностей
сферы потребления и
• ненахождение единственного источника финансирования проекта;
• неэффективность выбранного метода финансирования.
• несоблюдение планируемого графика расходов, возникающий вследствие необходимости произвести определенные капитальные вложения раньше, чем намечалось; требованием предварительной или поэтапной оплаты со стороны поставщиков ресурсов, необходимости выплаты полного оклада ценным кадрам даже при условии их неполной загрузки;
• невыдерживание графика доходов, обусловленный несоблюдением графика расходов.
• ненахождение поставщиков уникальных ресурсов для данного инновационного проекта;
• ненахождение поставщиков ресурсов по ценам, которые закладывались при обосновании проекта;
• отказ намеченных поставщиков от заключения контракта из-за конкуренции со стороны покупателей или общего ухудшения конъюнктуры;
• заключение контракта на внеценовых условиях, отличающихся от приемлемых для данной фирмы или типичных для данной отрасли;
• заключение контрактов на
объемы ресурсов, не обеспеченные возможностью
сбыта готовой продукции или,
наоборот, недостаточные для
• недостаточная сегментация рынка сбыта;
• ошибочный выбор целевого сегмента рынка;
• ошибочно выбранная стратегия продаж новшества;
• неправильная организация и получение неадекватных результатов маркетингового исследования;
• ошибочное ценообразование. Здесь могут быть допущены следующие ошибки: неправильный выбор принципа ценообразования применительно к конкретному рынку; неправильный прогноз цены равновесия на рынке сбыта, на ресурсы и услуги контрагентов, неправильная ценовая политика и т. д.;
• неудачная организация сети сбыта и системы продвижения товара к потребителю;
• неэффективность рекламы;
• переоценка маркетинговых
принципов сбыта и
6. Риски взаимодействия с контрагентами и партнерами:
• вхождение в договорные
отношения с недееспособными
или неплатежеспособными
• задержка выполнения партнерами текущих договорных обязательств;
• выход партнеров из совместного предприятия или работы над проектом;
• блокирование договорных отношений с партнерами некорректно составленными контрактами.
7. Риск непредвиденных расходов и превышения сметы проекта:
• повышение цен на ресурсы (работы), необходимые на последних стадиях проекта, выше сметного уровня;
• возможное увеличение плавающей ставки процента по предоставленному кредиту;
• вынужденное увеличение
до окончания работы по проекту ранее
планируемых выплат акционерам, вызванный
необходимостью уменьшить опасность
выхода партнеров из совместного
предприятия или смены
• необходимость выделения
средств на непредусмотренные в
бизнес-плане проекта
Существуют и другие, не менее значимые виды рисков. Степень их важности зависит от размера проекта и источника финансирования.
В результате анализа рисков
инновационное предприятие
На основании количественного анализа рисков строится карта предпочтений между ожидаемым коммерческим результатом и рискованностью инновационного проекта. Карта показывает, что чем выше ожидаемый риск (определяемый как сумма произведений цены риска на вероятность его наступления по каждому виду риска), тем больше должна быть доходность проекта, оправдывающая этот риск.
Действия по снижению риска инновационного проекта, как правило, ведутся сразу в двух направлениях:
• предупреждение возможных рисков;
• снижение воздействия риска на результаты инновационной деятельности.
Первое направление
К мероприятиям, направленным на снижение инновационных рисков, относятся:
• распределение рисков между участниками проекта;
• резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов;
• снижение рисков финансирования;
• страхование инновационных
проектов. Распределение риска
В целях уменьшения риска несвоевременного расчета за выполненные работы и снижения риска финансирования в целом необходимо формировать резерв, обеспечивающий осуществление проекта в заданные сроки и в пределах сметной стоимости.
Собственных средств на цели
финансирования инноваций может
быть недостаточно, появляется необходимость
получения требуемых для
Привлечение финансовых ресурсов за счет эмиссии (или дополнительной эмиссии) доступно только для давно функционирующего предприятия, имеющего высокую репутацию и известность. Но не все предприятия этим пользуются, если даже возможности для этого имеются. Дело в том, что в ряде случаев увеличивается количество собственников предприятия, и возникают возможности неуправляемого менеджерами перемещения контрольного или блокирующего пакета акций.
Для вновь же образованных предприятий биржевой механизм не подходит, их акции не котируются на бирже. В этом случае необходимо развитие венчурного финансирования и страхования.
Небольшой инновационной
фирме, обладающей новой технологией,
мотивацией, гибкостью, но в то же время
ограниченной в финансовых средствах,
необходимо определить и решить очень
важный вопрос – найти финансовые
средства для развития компании либо
решиться на совместное использование
инновации с крупной фирмой. Крупная
компания имеет капитал, знает рынки
и имеет доступ к ним, производственные
мощности и, что очень важно, дополнительные
ноу-хау, поэтому выгоды от такого сотрудничества
очевидны, но имеются и негативные
моменты для участников рынка
и для данного сегмента рынка
в целом. Во-первых, растет вероятность
сговора между участниками