Управление инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

В современном мире инновационный менеджмент является одним из основных способов управления. Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность инновационного менеджмента 6
1.1 Основные понятия и задачи инновационного менеджмента 6
1.2. Инновационный процесс 8
2. Методы государственного стимулирования инноваций 12
2.1. Основы государственного регулирования в области инноваций 12
2.2 Обеспечение системы менеджмента в области инноваций 13
2.3 Нормативное и методологическое обеспечение инновационной деятельности 16
2.4 Финансовое и материальное обеспечение инновационной
деятельности 17
3. Зарубежный опыт управления инновационными процессами 18
3.1 Инициативы ЕС в области инновационной политики 18
3.2 Отличия между ЕС и Россией в области инновационного опыта и инновационной политики 24
Заключение 28
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая по теории управления Управление инновациями.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Мичуринский  государственный аграрный университет»

Кафедра организации и управления производством 
 
 

Курсовая работа по дисциплине «Теория управления» 

НА ТЕМУ:

Управление  инновациями 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛ: студент 2 курса

Специальности: государственное и муниципальное  управление

                                                                      Шульженко Артемий Романович

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

____________________________________ 

РАБОТА  ПРОВЕРЕНА: «__»___2011г.

________________________________

ОЦЕНКА  НА ЗАЩИТЕ:___________

________________________________ 
 
 
 

Мичуринск - Наукоград 2011г. 
Содержание:

Введение  3

1. Сущность инновационного менеджмента 6

1.1  Основные  понятия и задачи инновационного менеджмента                 6

1.2. Инновационный  процесс                                                                            8

2. Методы государственного стимулирования инноваций                          12

2.1. Основы государственного  регулирования в области инноваций         12

2.2  Обеспечение  системы менеджмента в области  инноваций                   13

2.3  Нормативное  и методологическое обеспечение  инновационной     деятельности                                                                                                     16

2.4  Финансовое  и материальное обеспечение инновационной

деятельности                                                                                                    17

3. Зарубежный  опыт управления инновационными  процессами                18

3.1 Инициативы  ЕС в области инновационной  политики                           18

3.2 Отличия между  ЕС и Россией в области инновационного  опыта и инновационной политики                                                                                24                     

Заключение                                                                                                       28

Список использованных источников                                                              30

 

Введение 

     В современном мире инновационный  менеджмент является одним из основных способов управления. Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

     Современный этап становления рыночной экономики  России требует создания системы  инновационной политики. Под государственной  инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов  воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.

     Ранее в условиях нерыночных отношений  в экономике России инновационными процессами Централизованно управляли  административно-командными методами государственные органы власти (министерства, государственные комитеты, главные управления, администрации всех уровней), а также их представители на государственных предприятиях в лице директоров.

     Переход к рынку усиливает технологическую  конкуренцию, приводит к банкротству  тех, кто использует и производит устаревшую продукцию, и обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным новаторам.

     Сейчас  Россия находится на перепутье: пойти  по пути сырьевого придатка мирового сообщества или по пути технологически развитых экономик?  Разумеется, второй путь более предпочтителен, но требует больших усилий от всех хозяйствующих субъектов страны. Все зависит от того, будет ли в ближайшее время в стране сформирован эффективный рынок инноваций.

     Пока  же он настолько не зрелый, что говорить о какой либо его эффективности  не приходится. Поэтому в настоящее  время имеется настоятельная  необходимость создания научно практических основ деятельности инновационной  политики. Для этого можно использовать имеющиеся научные и практические разработки зарубежных ученых и первые положительные успехи в этой области российских предпринимателей.

     Несмотря  на сложное экономическое положение  многих коммерческих организаций, в  настоящее время начинает проявляться тенденция к усилению их инновационной активности, особенно в области продуктовых и технологических инноваций. Это требует соответствующих финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов, а также специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров в области экономики, организации и управления инновационными процессами.

     Важное  место для дальнейшего развития и повышения экономической эффективности  инновационной деятельности коммерческих организаций занимает научно обоснованная инновационная политика администраций регионов, крупных городов и муниципальных образований. Это позволяет создать благоприятные экономические и административно-правовые условия для деятельности коммерческих организаций при создании и внедрении инноваций.

     Государственная инновационная политика должна создать  необходимые и достаточные условия  для расширения, ускорения и повышения  эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т. д.).

     Актуальность  данной темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего потому, что появление дисциплины "инновационный менеджмент" продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития. Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация.

     Предметом курсовой работы является формирование государственной инновационной политики и нормативно-правовой базы, стимулирующей инновационную деятельность в России и за рубежом.

     Целью данной работы является исследование проблем инновационного менеджмента

     Объектом  исследования явления система менеджмента  в России и Евросоюзе.

     Задачи  курсовой работы:

     Методы: При написании работы были использованы обще логические методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение) и общенаучные методы (анализ литературных источников и теоретический анализ), а так же  монографический метод научного исследования.

 

      1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

    1. Основные понятия.
 

     Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.

     Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.

     Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования  инновации. Также инновационный  процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как  процесс последовательного превращения  идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

     Укрупнено инновации могут быть разделены  на продуктовые, технологические и  организационно-распорядительные. Последние  в большинстве случаев неизбежны при внедрении как продуктовых, так и технологических инноваций. Известны классификации инноваций по следующим признакам: распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват рынка, степень новизны и инновационный потенциал.

     Задачи  инновационного менеджмента:

     -Планирование  инновационной деятельности организации; 

     -формулирование  миссии (ориентация деятельности  организации на инновации)

     -определение  стратегических направлений инновационной  деятельности и постановка целей  в каждом из них

     -выбор  инновационной стратегии развития, оптимальной для каждого направления

     -Организация  инновационной деятельности;

     -Мотивация  участников инновационной деятельности;

     -Систематическая  оценка результатов инновационной  деятельности и использование всего нового;

     Одной из главных задач инновационного менеджмента является выработка  стратегии самих инноваций и  мер, направленных на их воплощение в  жизнь. НИОКР, разработка и выпуск новых  видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития. Задачи инновационного менеджмента

     -разработка  планов и программ инновационной  деятельности предприятия;

     -Обеспечение  финансами и материальными ресурсами  программ инновационной деятельности;

     -обеспечение инновационной деятельности высококлассными специалистами, управление человеческими ресурсами;

     -наблюдение  за ходом разработки инновационной  продукции и ее внедрения;

     -проведение  единой инновационной политики: координации деятельности в этой  области в производственных подразделениях;

     -создание  временных целевых групп для  комплексного решения инновационных  проблем — от идеи до серийного  производства продукции.

     Как и для любой другой сферы управления, для инновационного менеджмента  характерны пять стадий развития и функционирования: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство анализ результатов и внесение корректив.

     Инновационный менеджмент на каждой стадии развития решает свою задачу. При планировании — составляют план стратегии и план ее реализации. Далее определяют потребности во всех видах ресурсов для реализации различных фаз инновационного проекта. Исполнение — осуществление исследований и разработок, реализация разработанного плана инновационного менеджмента. Руководство — контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений.

     Инновационный менеджмент и инновационная деятельность в современных условиях — это  образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это определяет тесные связи на всех уровнях цикла «наука — производство — конечный потребитель». Сегодня в инновационной политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражается прежде всего в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких и высокотехнологичных изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: консультационных, инжиниринговых, обслуживающих.  
 

Информация о работе Управление инновациями