Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:29, курсовая работа
В современном мире инновационный менеджмент является одним из основных способов управления. Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
Введение 3
1. Сущность инновационного менеджмента 6
1.1 Основные понятия и задачи инновационного менеджмента 6
1.2. Инновационный процесс 8
2. Методы государственного стимулирования инноваций 12
2.1. Основы государственного регулирования в области инноваций 12
2.2 Обеспечение системы менеджмента в области инноваций 13
2.3 Нормативное и методологическое обеспечение инновационной деятельности 16
2.4 Финансовое и материальное обеспечение инновационной
деятельности 17
3. Зарубежный опыт управления инновационными процессами 18
3.1 Инициативы ЕС в области инновационной политики 18
3.2 Отличия между ЕС и Россией в области инновационного опыта и инновационной политики 24
Заключение 28
Список использованных источников
1.1 Инновационный процесс
Общеизвестно,
что переход от одного качества к
другому требует затрат ресурсов
(энергии, времени, финансов и тому подобное).
Процесс перевода новшества (новации)
в нововведение (инновации) также требует
затрат различных ресурсов, основными
из которых являются инвестиции и время.
В условиях рынка как система экономических
отношений купли – продажи товаров, в
рамках которой формируются спрос, предложение
и цена, основными компонентами инновационной
деятельности выступают новшества, инвестиции
и нововведения. Новшества формируют рынок
новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала
(инвестиций), нововведения (инновации)
рынок чистой конкуренции нововведений.
Эти три основных компонента и образуют
сферу инновационной деятельности (рис.1.1.).
Схема инновационной деятельности
Рисунок
1.1.
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.
Следовательно, научно-технические инновации должны:
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Простой
инновационный процесс
2. Методы государственного стимулирования
инноваций.
Государство как гарант экономического развития страны должно обеспечивать стабильное развитие, которое возможно лишь при разработке, производстве и внедрении инноваций во все сферы общественного производства.
Для начала рассмотрим основные теоретические положения государственного участия в регулировании инновационной деятельности.[6]
Основными
функциями государства в лице
своих органов в сфере
-стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
-страхование инновационных рисков;
-аккумулирование средств на научные исследования и инвестиции в инновации;
-координация инновационной деятельности;
-Создание правовой базы для обеспечения защиты авторских прав и охраны интеллектуальной собственности инноватора и всей страны в целом, а также для регулирования инновационной деятельности в целом;
-подготовка кадров для развития и функционирования инновационной деятельности;
-формирование необходимой инфраструктуры в стране;
-направление инновационной деятельности в соответствии с социальными и экологическими аспектами;
-повышение статуса инновационной деятельности в обществе и др.
Многие
западные ученые формулировали основные
формы государственной
-прямое финансирование;
-предоставление беспроцентных банковских ссуд индивидуальным изобретателям, а также малым предприятиям, которые занимаются внедрением инноваций;
-создание фондов поддержки, которые будут пользоваться значительными льготами;
-снижение государственных пошлин в области инноваций;
-различные виды отсрочек по уплате пошлин и налогов;
-разрешение на ускорение амортизации оборудования;
-создание технополисов и технопарков и т.п.
Создание
технопарков и технополисов имеет
огромное значение для развития инновационной
деятельности, развитие программ по создания
научных городов ускоряет развитие экономики
страны, потому что увеличивается поток
инноваций, оказывающий стимулирующее
воздействие на инвестиционный климат
и сферу внедрения и развития.
Правовое регулирование. Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на государственном и региональном уровне. Правовое обеспечение системы менеджмента должно осуществляться по следующим направлениям:
-правовые вопросы функционирования экономики страны
-законы и нормативные акты по системам стандартизации, метрологии, сертификации товаров и услуг, защиты прав потребителей, антимонопольной политики, управления качеством продукции, безопасности и охраны труда и др.
-законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды
-правовое регулирование формирования и функционирования организации.
-стандартизация как деятельность по установлению норм, правил и характеристик осуществляется в целях обеспечения:
-безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества
-технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции
-качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии
-единства измерений
-экономии всех видов ресурсов
-безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций
-обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Одной из основных форм государственного регулирования в области инноваций можно назвать сертификацию, принятую во многих странах мира.
Сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции, услуг и иных объектов осуществляется для:
-создания условий для деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле
-содействия потребителям в компетентном выборе продукции
-защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя)
-контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества
-подтверждения показателей качества и продукции, заявленной изготовителем.
Главным
из направлений правового
-научные открытия и изобретения
-результаты научно-исследовательских, конструкторских, технологических и проектных работ
-образцы новой продукции, новой техники и материалов, полученных в процессе НИОКР, а также оригинальные научно-производственные услуги
-оригинальные консалтинговые услуги научного, технического, экономического, управленческого характера, включая сферу маркетинга
-новые технологии, патенты и т.д.
Учитывая разнообразие объектов интеллектуальной собственности и требований по их охране, правовое регулирование подразделяется на ряд самостоятельных функциональных сфер: авторское право, научная собственность и др.
Авторское право представляет собой совокупность норм права, регулирующих правоотношения, связанные с созданием и использованием определенного интеллектуального продукта.
Авторское
право предусматривает
Правовое
обеспечение инновационной деятельности
на международном уровне осуществляется
Конвенцией Всемирной организации интеллектуальной
собственности, принятой в Стокгольме
14 июля 1967 года.
2.3 Нормативное
и методологическое