Управление инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

В современном мире инновационный менеджмент является одним из основных способов управления. Слово инновация является синонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность инновационного менеджмента 6
1.1 Основные понятия и задачи инновационного менеджмента 6
1.2. Инновационный процесс 8
2. Методы государственного стимулирования инноваций 12
2.1. Основы государственного регулирования в области инноваций 12
2.2 Обеспечение системы менеджмента в области инноваций 13
2.3 Нормативное и методологическое обеспечение инновационной деятельности 16
2.4 Финансовое и материальное обеспечение инновационной
деятельности 17
3. Зарубежный опыт управления инновационными процессами 18
3.1 Инициативы ЕС в области инновационной политики 18
3.2 Отличия между ЕС и Россией в области инновационного опыта и инновационной политики 24
Заключение 28
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая по теории управления Управление инновациями.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

1.1 Инновационный процесс

     Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности (рис.1.1.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Схема инновационной деятельности

       

     

     

       

       
 

       
 

     

       

                                                                                                                                                                     

     Рисунок 1.1. 

     Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

     Термины "инновация" и "инновационный  процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.

     Следовательно,   научно-технические   инновации  должны:

  • обладать новизной;
  • удовлетворять рыночному спросу;
  • приносить прибыль производителю.

     Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

     Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

     Простой инновационный процесс переходит  в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

 

2. Методы государственного стимулирования инноваций. 

    1.  Основы государственного регулирования в области инноваций.
 

     Государство как гарант экономического развития страны должно обеспечивать стабильное развитие, которое возможно лишь при  разработке, производстве и внедрении  инноваций во все сферы общественного  производства.

     Для начала рассмотрим основные теоретические положения государственного участия в регулировании инновационной деятельности.[6]

     Основными функциями государства в лице своих органов в сфере инноваций  являются:

     -стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

     -страхование инновационных рисков;

     -аккумулирование средств на научные исследования и инвестиции в инновации;

     -координация инновационной деятельности;

     -Создание правовой базы для обеспечения защиты авторских прав и охраны интеллектуальной собственности инноватора и всей страны в целом, а также для регулирования инновационной деятельности в целом;

     -подготовка кадров для развития и функционирования инновационной деятельности;

     -формирование необходимой инфраструктуры в стране;

     -направление инновационной деятельности в соответствии с социальными и экологическими аспектами;

     -повышение статуса инновационной деятельности в обществе и др.

     Многие  западные ученые формулировали основные формы государственной поддержки  инновационной деятельности так:

     -прямое финансирование;

     -предоставление беспроцентных банковских ссуд индивидуальным изобретателям, а также малым предприятиям, которые занимаются внедрением инноваций;

     -создание фондов поддержки, которые будут пользоваться значительными льготами;

     -снижение государственных пошлин в области инноваций;

     -различные виды отсрочек по уплате пошлин и налогов;

     -разрешение на ускорение амортизации оборудования;

     -создание технополисов и технопарков и т.п.

     Создание  технопарков и технополисов имеет огромное значение для развития инновационной деятельности, развитие программ по создания научных городов ускоряет развитие экономики страны, потому что увеличивается поток инноваций, оказывающий стимулирующее воздействие на инвестиционный климат и сферу внедрения и развития. 
 

    1. Обеспечение системы менеджмента в области  инноваций
 

      Правовое  регулирование. Правовое обеспечение  системы менеджмента основано на законодательных и нормативных  актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на государственном и региональном уровне. Правовое обеспечение системы менеджмента должно осуществляться по следующим направлениям:

      -правовые вопросы функционирования экономики страны

      -законы и нормативные акты по системам стандартизации, метрологии, сертификации товаров и услуг, защиты прав потребителей, антимонопольной политики, управления качеством продукции, безопасности и охраны труда и др.

      -законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды

      -правовое регулирование формирования и функционирования организации.

      -стандартизация как деятельность по установлению норм, правил и характеристик осуществляется в целях обеспечения:

      -безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества

      -технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции

      -качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии

      -единства измерений

      -экономии всех видов ресурсов

      -безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций

      -обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

      Одной из основных форм государственного регулирования  в области инноваций можно  назвать сертификацию, принятую во многих странах мира.

      Сертификация  как деятельность по подтверждению  соответствия продукции, услуг и  иных объектов осуществляется для:

      -создания условий для деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле

      -содействия потребителям в компетентном выборе продукции

      -защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя)

      -контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества

      -подтверждения показателей качества и продукции, заявленной изготовителем.

      Главным из направлений правового обеспечения  инновационной деятельности является защита интеллектуальной собственности, под которой понимают совокупность авторских и других прав на результаты этой деятельности, которые должны охраняться государством посредством специальных государственных актов. Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт как результат творческих усилий его создателей (отдельной личности или научного коллектива), который выступает в различных формах:

-научные открытия и изобретения

-результаты научно-исследовательских, конструкторских, технологических и проектных работ

-образцы новой продукции, новой техники и материалов, полученных в процессе НИОКР, а также оригинальные научно-производственные услуги

-оригинальные консалтинговые услуги научного, технического, экономического, управленческого характера, включая сферу маркетинга

-новые технологии, патенты и т.д.

      Учитывая  разнообразие объектов интеллектуальной собственности и требований по их охране, правовое регулирование подразделяется на ряд самостоятельных функциональных сфер: авторское право, научная собственность и др.

      Авторское право представляет собой совокупность норм права, регулирующих правоотношения, связанные с созданием и использованием определенного интеллектуального продукта.

      Авторское право предусматривает исключительное право автора оригинальных научных, литературных, художественных и других произведений размножать их любыми методами и продавать.

      Правовое обеспечение инновационной деятельности на международном уровне осуществляется Конвенцией Всемирной организации интеллектуальной собственности, принятой в Стокгольме 14 июля 1967 года. 
 

2.3 Нормативное  и методологическое обеспечение  инновационной деятельности.

Информация о работе Управление инновациями