Управление качеством. Внутришкольный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:07, реферат

Описание работы

Цель работы: исследование системы внутришкольного контроля, как одного из направлений повышения эффективности управления качеством образования.
Задачи исследования:
Изучить теоретические аспекты управления качеством образования.
Рассмотреть проблемы оценки качества образования.
Разработать систему внутришкольного контроля в образовательном учреждении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧАСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
1.1 Категория "качество образования"……………………………………..4
1.2 Проблема оценки качества образования ………………………………7
1.3 Качество образования как объект управления……………………….11
2. ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.
2.1 Внутришкольный контроль, как механизм управления качеством образования…………………………………………………………………..17
2.2 Система внутришкольного контроля в школе…………………………23
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………....27

Файлы: 1 файл

УКО1.docx

— 44.83 Кб (Скачать файл)

В сложившейся российской практике оценку качества подготовки выпускников, как главную составляющую оценки результативности деятельности учреждений образования, осуществляют сами производители образовательных  услуг. Исключение составляет оценка уровня подготовки выпускников средней  общеобразовательной школы, для  которой в настоящее время  впервые реализован механизм независимой  оценки в рамках единого государственного экзамена.

Оценка деятельности педагогических кадров. Существующая система оценки (аттестации) руководителей и педагогических работников образовательных учреждений может быть в настоящее время  признана относительно удовлетворительной по сравнению с другими аспектами  оценки качества образования. В среднесрочной  перспективе необходима разработка и апробация новых моделей  оценки деятельности педагогических кадров.

В связи с возрастанием требований к качеству образования  как общемировой тенденции, на что  ориентирует Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. и положения Болонской  декларации, все более востребованной стала методология управления качеством.

Н.А. Селезневой и коллективом  Исследовательского центра проблем  качества подготовки специалистов развивается  системная методология управления качеством образования уже более десяти лет.  Для практической реализации этой системы необходимо:

1) создание нормативной  базы;

2) разработка оценочных  средств измерителей качества;

3) построение технологий  комплексного мониторинга качества  образования.

Осуществление управления качеством  образования представляет собой  сложную, многофункциональную задачу, решаемую одновременно на нескольких уровнях (общегосударственном, межотраслевом, ведомственном, региональном, уровне образовательного учреждения), с учетом адекватного  изменения по различным на-правлениям (организационному, структурному, содержательному, кадровому, методическому).

Цель управления качеством  образования, как отмечают Т.И. Шамова и Т.М. Давыденко, в том, чтобы построить  образовательный процесс как "систему  с оптимальным набором элементов  с точки зрения возможности ее корректировки по мере необходимости".

Общие принципы управления качеством образовательного процесса, представленные С.Ю. Трапицыным:

− системность, целостность, единство и иерархичность;

− непрерывность, цикличность  и динамичности;

− социальная обусловленность;

− перспективность и опережающий  характер управления;

− технологичность и гибкость, адаптивность управления;

− результативность и эффективность, оптимальность.

Первая группа принципов  определяет систему управления качеством  образовательного процесса как целостную, единую по своему компонентному и функциональному наполнению, обладающую определенной иерархичностью. Как отмечает С.Ю. Трапицын, это "комплекс взаимосвязанных, взаимообусловленных и согласованных по целям, месту и времени взаимодействий объектов и субъектов управления с учетом их принадлежности к системе". Менеджмент знаний добавляет в образовательный процесс инновационно-образовательную среду, формируя систему более сложную, нежели традиционный образовательный процесс. Тем самым процесс управления качеством такой системы также усложняется, обретение целостности и единства требует, возможно, пересмотра иерархического строения.

Вторая группа принципов  определяет характер управления качеством  образовательного процесса. Это деятельность не эпизодическая, а непрерывная, динамично  развивающаяся. Цикличность образовательного процесса формирует цикличность  управления его качеством. Менеджмент знаний, не вносит существенных изменений  в реализацию данных принципов, за исключением  усиления динамичности управления.

Социальная обусловленность  управления качеством следует из социально значимых целей и функций  образовательного процесса, поскольку  образовательная система входит в социальную надсистему более высокого порядка. Воспитательные и развивающие  аспекты управления, активность и  вовлеченность в управление субъектов  образовательного процесса отвечает сущности менеджмента знаний.

Как следует из теории управления качеством, деятельность по управлению качеством может носить корректирующий и предупреждающий характер. Формулирование перспективности и опережающего характера управления качеством  образовательного процесса актуализирует  диагностическую работу по своевременной  фиксации состояния процесса.

Управление качеством  образовательного процесса, как любая  деятельность, требует обозначения  некоторых правил, алгоритмов, схем, иначе говоря, должна отвечать требованиям  технологичности. Но при этом необходима гибкость в управлении, тем более  это касается столь стохастической системы, как образовательный процесс.

Принцип адаптивности ориентирует  на внесение соответствующих корректив  с учетом условий конкретного  образовательного процесса, всех его  компонентов и участников. Менеджмент знаний смещает приоритеты в сторону  гибкости управления. Однако без определенного  уровня технологичности вообще нельзя говорить об управлении. Поэтому важной проблемой, и образовательная практика это показывает, становится поиск  баланса между некоторой прописанной  схемой и свободной траекторией  развития образовательного процесса.

Реализация принципов  результативности и эффективности  управления обуславливает осуществление  процедуры мониторинга по предоставлению информации для принятия управленческих решений. Необходима система критериев  и показателей, на основании которых  осуществляется сравнение вариантов решений. Обеспечение данных принципов требует формирования и измерения результатов процесса управления.

С.Ю. Трапицын указывает на относительное родство данных принципов  с принципом оптимальности, указывающим  на способ получения результатов  управления. В образовательном процессе на каждом его шаге возникают ситуации, по которым возможны разнообразные  решения.

Принцип оптимальности ориентирует  на выбор наилучшего, способствующего  повышению качества образования. Данный принцип в управлении качеством  образования рассматривается также  в плоскости оптимизации самого процесса управления. Оптимизация в  таком случае сводится к поиску оптимального варианта управления в каждом из контуров и соотношения между ними.

Принцип оптимальности, заслуживает  особого внимания при рассмотрении менеджмента знаний в образовательном  процессе. Оптимальность управления качеством при наличии различных  контуров управления и нескольких каналов  информации при принятии управленческих решений определяет принцип выбора управленческих решений. Решающее значение будет иметь именно принцип оптимальности, поскольку все другие принципы только усиливают вариативность и разнообразие возможных управленческих решений. Принцип оптимальности задает критерии выбора среди них. Этот принцип, сформулированный еще Ю.К. Бабанским применительно  к традиционному образовательному процессу, определяется как достижение максимальных учебных результатов при минимально необходимых для конкретных условий затратах времени и усилий.

II. Внутришкольный контроль.

2.1. Внутришкольный контроль, как механизм управления качеством образования.

Внутришкольный контроль - одна из общих функций систем внутришкольного  управления. В отличие от инспектирования  внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения. Цель внутришкольного контроля, как  подчеркивает Л.И. Вагина, - дать информацию о реальном состоянии дел в  образовательном учреждении, выявить  причины недостатков работы для  исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и  таким образом делают управление осмысленным и целеустремленным. Информация, получаемая в ходе внутришкольного  контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении передового педагогического опыта.

Внутришкольный контроль включает систематическое изучение жизнедеятельности школы, учебно-воспитательного  процесса и труда учителя. Анализируются  все аспекты работы педагогов: планирование, дидактическая и техническая  подготовка к уроку, индивидуальная работа с учащимися, вариативность домашних заданий, проверка и оценка знаний учащихся.

В основу внутришкольного  контроля школы закладывают педагогический анализ результатов труда учителя  и состояния учебно-воспитательного  процесса. В качестве целей внутришкольного  контроля выдвигают:

а) достижение соответствия функционирования и развития, педагогического  процесса в школе требованиям  государственного стандарта образования;

б) дальнейшее совершенствование  учебно-воспитательного процесса, учитывая, индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья.

Функции внутришкольного  контроля:

Функция обратной связи.

Без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает  к руководителю и показывает, как  происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать  обоснованные решения.

Диагностическая функция.

Имеется в виду аналитический  срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого  состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля. Связана, прежде всего, с переводом на диагностическую  основу. Педагог должен иметь четкое представление об уровне требований, о критериях оценки развития ученика  и методах оценивания.

Стимулирующая функция.

Предполагает превращение  контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.

Внутришкольный контроль, как справедливо отмечает И.В. Гуревич, должен быть сведен к минимуму объектов контроля (к выбору приоритетных направлений  контроля). Этот минимум он называет базовым компонентом внутришкольного  контроля. Он является той инвариантной внутришкольного контроля, которая  дает возможность руководству школы  готовить ее к аттестации, сохранять  целостность учебно-воспитательного  процесса школы, гарантировать государственный  стандарт образования выпускникам  школы. В то же время учреждение образования  имеет возможность следовать  программным документам по модернизации системы образования. Для этого  учреждение может расширить план внутришкольного контроля за счет вариантной части.

Базовый компонент внутришкольного  контроля (инварианта) будет обеспечивать Госстандарт образования, а инновационный (вариативный) компонент позволяет  организовать современное управление, которое будет зависеть от концепции, выбранной учреждением. Базовый  компонент внутришкольного контроля обслуживает стабильные структуры  управленческой системы учреждения образования, в то время как инновационный  компонент направлен на обслуживание мобильных структур. Стабильные структуры, позволят учреждению образования удерживать необходимое качество образования (осуществлять функционирование), а мобильные структуры дадут возможность поиска оптимальных вариантов выполнения программы модернизации системы образования в условиях недостаточной нормативно-правовой базы, определения индивидуального лица учреждения, повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, то есть, заниматься развитием.

Учитывая современный  уровень учебно-воспитательного  процесса, руководители школ должны стремиться к преемственности в научном  и методическом росте всего педагогического  коллектива, новый учебный год  должен быть продолжением истекшего  в совершенствовании педагогического  мастерства каждого члена коллектива.

В содержание внутришкольного  контроля включаются следующие направления: учебно-воспитательный процесс, педагогические кадры, учебно-материальная база.

В учебно-воспитательном процессе внутришкольный контроль обычно осуществляется за выполнением всеобуча, состоянием преподавания учебных предметов, уровнем  знаний умений и навыков учащихся, внеклассной воспитательной работой, организацией внешкольной воспитательной работы.

Внутришкольный контроль в работе с педагогическими кадрами  осуществляется за выполнением нормативных  документов, выполнением решений  педсоветов и рекомендации научно - практических конференций, производственных совещаний, за работой методических объединений, за повышением квалификации учителей и их самообразованием.

Учебно-материальная база подвергается внутришкольному контролю по таким  параметрам как хранение и использование  учебно-наглядных пособий и ТСО, развитие кабинетной системы, ведение  школьной документации и школьного  делопроизводства, деятельностью учебно-воспитательного  персонала и др.

Для характеристики внутришкольного  контроля важное значение имеет осмысление его видов, форм и методов. Проблема их классификации в настоящее  время остается дискуссионной, что  служит подтверждением актуальности данной проблемы в теории и практике и  продолжающегося поиска ее оптимального решения. Так в классификации  Т.И. Шамовой выделяют два вида контроля: тематический и фронтальный.

Информация о работе Управление качеством. Внутришкольный контроль