Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Технический прогресс конца ХХ столетия привел к принципиальному изменению возможностей медицины, сделав доступными излечение ранее фатальных болезней и доклиническую диагностику многих заболеваний. Однако результаты медицинской помощи даже в развитых странах значительно отличаются от ожидаемых с учетом уровня развития медицинских знаний. «Между медицинской помощью, которую мы можем оказать… и той, которую реально оказываем, существует не просто разрыв, а целая пропасть».

Содержание работы

Содержание.
1.Введение……………………………………………………………...........3
2.Общие проблемы и механизмы обеспечения качества и эффективности медицинской помощи населению……………………………………..4-6
3.Принципы управления качеством…………………………………….7-10
4.Модели управления качеством медицинской помощи………..…...11-12
5.Методико–экономические стандарты качества медицинской помощи……………………………………………………………..…....13-15
6.Нормативные документы, регламентирующие деятельность по контролю и оценке качества медицинской помощи…………………16-17
7.Заключение…………………………………………………………….....18
8.Список используемой литературы……………………………………...19
9.Практическая часть……………………………………………………....20

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 74.74 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по здравоохранению и  социальному развитию РФ

ГОУ ВПО Алтайский государственный  медицинский университет Росздрава

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по  дисциплине «Менеджмент. Менеджмент здравоохранения»

 

на  тему: Управление качеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Вариант № 14

 

Выполнила студентка 5 курса 592 группы

 

                         Прокаева Валентина Ивановна

 

                                                       Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул – 2012 г.

Содержание.

 

1.Введение……………………………………………………………...........3

2.Общие проблемы и механизмы обеспечения качества и эффективности медицинской помощи населению……………………………………..4-6

3.Принципы управления качеством…………………………………….7-10

4.Модели управления качеством медицинской помощи………..…...11-12

5.Методико–экономические стандарты качества медицинской помощи……………………………………………………………..…....13-15

6.Нормативные документы, регламентирующие деятельность по контролю и оценке качества медицинской помощи…………………16-17

7.Заключение…………………………………………………………….....18

8.Список используемой литературы……………………………………...19

9.Практическая часть……………………………………………………....20

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Технический прогресс конца ХХ столетия привел к принципиальному изменению  возможностей медицины, сделав доступными излечение ранее фатальных болезней и доклиническую диагностику  многих заболеваний. Однако результаты медицинской помощи даже в развитых странах значительно отличаются от ожидаемых с учетом уровня развития медицинских знаний. «Между медицинской  помощью, которую мы можем оказать… и той, которую реально оказываем, существует не просто разрыв, а целая  пропасть».     

Проблемы  качества медицинской помощи имеют  объективные причины, среди которых  основными являются удорожание и  усложнение лечения, старение населения  и увеличение доли хронических заболеваний, неэффективные методы управления процессами ведения больных, недостаточная  квалификация кадров, увеличение объема медицинской информации, низкие темпы  внедрения информатизации и компьютеризации  больниц.

В медицине за последние 10-15 лет произошел ряд изменений, влияющих на качество оказания медицинской помощи:

- экспоненциальный рост числа научных исследований, лекарственных препаратов и диагностических методик; рост информации, предназначенной врачу.

- глобализация информации: возрос обмен информацией между странами, через Интернет.

- врачи подвергаются агрессивному воздействию со стороны фармацевтических фирм и производителей медицинского оборудования и диагностических систем.

- резко возросла стоимость медицинских услуг в результате применения новых лекарственных препаратов и диагностических методик.

- пациент стал более просвещенным и требовательным к качеству медицинских услуг.

- увеличилась доля хронических заболеваний.

- возрос риск нежелательных проявлений и взаимодействий лекарств из-за многообразия лекарств и диагностических методик.

Все это  приводит к снижению качества и безопасности медицинской помощи, увеличению числа  врачебных ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общие проблемы и механизмы обеспечения качества и эффективности медицинской помощи населению.

 

На начальном  этапе создания системы ОМС определился  один из центральных вопросов - это  необходимость обеспечения качественной медицинской помощи застрахованным гражданам. Определение качества медицинской  помощи, как объекта оценки, необходимо для выбора цели, стратегии, постановки адекватных им задач и обоснования критериев их реализации. 
 
Рис.№1 
 

 
       Под качеством медицинской помощи следует понимать содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации персонала, то есть способность врача снижать риск прогрессирования заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой.

В условиях интеграции лечебно–профилактических учреждений (ЛПУ) с системой ОМС возрастает актуальность проблемы качества медицинской  помощи, подходов к ее оценке.

Как показывает обобщенный анализ данных литературы, обозначенная проблема решается исследователями, специалистами практического здравоохранения  и сотрудниками других заинтересованных структур различными приемами, включающие оценку качества медицинской помощи по структуре и результатам ее оказания, стандартам, экспертным характеристикам, опросам.

Выделяют 7 условных уровней стандартизации медицинской деятельности: проблемный, лицензирования, аккредитации, деонтологических характеристик, экономических, технологических, результативности.

В соответствии с уровнями определяются точки приложения экспертных приемов и форм, которые  по своей сути соответствуют объективным  характеристикам конкретного уровня. Выделение уровней вскрывает  сущность множества предлагаемых и  применяемых разными авторами подходов к оценке качества медицинской помощи, помогает обозначить конкретные точки  в системе предоставления медицинской  помощи, в приложении к которым  обеспечивается доказательное применение конкретного подхода.

Разработка  механизмов обеспечения качества медицинской  помощи имеет своей целью, прежде всего, повышение ее эффективности. Следовательно, такие системы должны включать в себя оценку качества и  эффективности медицинской помощи, разработку соответствующих мер  коррекции, направленных на устранение выявленных дефектов и оценку эффективности  принятых управленческих решений. Не следует  забывать диалектического правила  об имманентной связи количества и качества, поэтому не может быть каких–то чистых, оторванных от количественной стороны качественных показателей  и критериев.

Заслуживает внимание попытка сосредоточить  деятельность, ресурсы, возможности  инфраструктуры здравоохранения по качественным показателям на решение  главной задачи - повышения уровня общественного здоровья.

На качество медицинской помощи влияют 3 группы факторов: 
— общеэкономические и медицинские учреждения; 
— врача и другого медперсонала; 
— пациента и его образа жизни.

Эти факторы  влияют на каждую из четырех групп  показателей качества медицинской помощи: 
—на своевременность; 
—на квалификацию медперсонала; 
—на ее экономическую эффективность; 
—на деонтологию. 
       О своевременности медицинской помощи судят по своевременности обращения или доставки пациента, по своевременности постановки диагноза, назначения и проведения лечения, а также взятие под диспансерное наблюдение. Все эти данные могут быть получены из карт амбулаторного и стационарного больного в порядке выполнения функциональных обязанностей заведующего отделением, проведение рабочей экспертизы,  контроля работы врачей.

О квалификации медицинской помощи судят по полноте  обследования, правильности постановки диагноза, по правильности и полноте назначенного лечения, по ритмичности и систематизации диспансеризации, правильности врачебно – трудовой экспертизы, по продолжительности лечения и временной нетрудоспособности.

Экономическая эффективность — наилучшее использование  материальных, трудовых и финансовых ресурсов здравоохранения. Как конкретные показатели экономической эффективности  выделяют фактическую стоимость  медицинской помощи, соотношение  между фактической стоимостью и  стандартной, а также разница  между затратами на медицинскую  помощь и выгодой от снижения заболеваемости. Определять эти показатели возможно в порядке специального исследования при наличии расценок на различные  мед услуги, при наличии стандартной стоимости медицинской помощи по различным клинико–статистическим группам.

Качество  медицинской помощи характеризуется  также деонтологическими показателями, имеющими исключительно важное значение, помимо перечисленных выше, ибо каждому  конкретному человеку и всем вместе нужно, чтобы медицинская помощь оказывалась не только своевременно, квалифицированно, экономично, но и  с вниманием и чуткостью, высокой  культурой.

Выделены  следующие конкретные деонтологические показатели: 
— наличие жалоб и критических замечаний в адрес врачей и других медработников; 
—отношения пациента к врачу, которые проявляются в уважении врача признании его авторитета, стремлении лечиться у него; 
— отношение пациента к себе и своему здоровью, проявляющееся в дисциплинированности, наличии или отсутствии вредных привычек, занятии физкультурой и спортом; 
—отношение врача к пациенту, оценка его личности, отношение врача к родственникам пациента, которые проявляются в доверии или недоверии, взаимопонимании или непонимании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Принципы управления качеством.

 

Принцип 1. Ориентация на потребителя.

В лечебно-диагностическом  учреждении (ЛПУ), как и в другой любой организации, помимо конечного  потребителя медицинских услуг  имеются многочисленные потребители  вспомогательных и промежуточных  услуг. Например, медицинский работник может являться потребителем информации, услуг связи и транспорта, расходных  материалов к медицинскому оборудованию и т.д. Успех деятельности любой  организации зависит от потребителей, как внешних, так и внутренних, поэтому необходимо понимать их текущие  и прогнозировать будущие потребности. Без учета и удовлетворения запросов внутренних потребителей в учреждениях  здравоохранения неизбежно снижается  качество лечебно-диагностического процесса. Без удовлетворения потребностей потребителя  медицинских услуг вообще теряется смысл функционирования системы  здравоохранения как таковой. Следовательно, новые стандарты СМК направлены на удовлетворение не только конечного  потребителя мед услуг, но и всех заинтересованных сторон и общества в целом.

Принцип 2. Лидерство руководителя.  
Руководители здравоохранения должны обеспечивать высокое качество медицинской помощи (КМП). Для этого необходимо сформировать внутреннюю среду организации, в которой работники активно вовлечены в решение указанной задачи. Необходимо разработать соответствующую политику и план действий, определить стратегию и тактику, основные цели и задачи в области повышения культуры и качества медпомощи, сформировать соответствующие идеологию и социально-психологический микроклимат в трудовом коллективе. 
— популяризации политики и целей в области КМП во всей организации для повышения осознания, мотивации и вовлечения персонала;  
— ориентации на потребителей во всей организации;  
— внедрения процессов, позволяющих выполнять требования потребителей и других заинтересованных сторон и достигать целей в области качества;  
— разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии эффективной СМК для достижения целей в области качества.

Принцип 3. Вовлечение работников в процесс повышения КМП.  
Работники здравоохранения всех уровней составляют основу организации медицинской помощи, поэтому следует определить их потребности и ожидания, удовлетворенность работой, желание профессионального роста, что поможет обеспечить наиболее полное вовлечение их в производственный процесс и повышение трудовой мотивации. Повышение КМП возможно только через активное вовлечение медработников и их поддержку политики качества. Для этого необходимо поощрять инициативное трудовое поведение и профессиональное развитие работников посредством: 
— разработки индивидуальных и групповых целей, менеджмента выполнения процесса и оценивания результатов; 
— выяснения причин прихода работников в организацию и их увольнения.  
Руководителям учреждений здравоохранения необходимо создать культурную среду, способствующую вовлечению работников в активный поиск возможностей улучшения лечебно-профилактического процесса, показателей деятельности и характеристик медицинских и иных услуг. Полномочия должны делегироваться так, чтобы работники приняли на себя ответственность за их выполнение, включая повышение качества трудовых процессов и услуг.

Принцип 4. Процессный подход.

Представляет  собой мощный методологический инструмент изучения и совершенствования деятельности любой организации. Однако на практике его реализация оказывается не таким  простым делом. Необходимо рассматривать  процессный подход как своеобразную технологию моделирования. Желаемый результат  достигается быстрее и эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.  
Лучшие системы управления всегда основаны на системном анализе и оптимизации процессов. Эффективный менеджер ищет и моделирует процессы повсюду. Их природа универсальна, поэтому целесообразно использовать единые терминологию, принципы и методы управления процессами, изложенные в стандартах СМК. Все они применимы к лечебно-диагностическому процессу, включая его планирование, организацию, контроль, повышение трудовой активности и мотивации медработников, совершенствование нормативно-правового и информационного обеспечения их деятельности.  
По своей природе все явления представляют собой динамические процессы. Часть из них протекает произвольно по своим объективным законам, часть подвержена воздействию со стороны человека. Управляемые процессы в здравоохранении распространены достаточно широко. Уже само название одного из них — "лечебно-диагностический процесс" — подразумевает применение процессорного подхода в практике оказания медицинской помощи.  
Эффективные руководители здравоохранения постоянно стремятся (а главное делают это!) к совершенствованию всех аспектов деятельности организации, не забывая концентрировать свое внимание, силы и ресурсы на решении, прежде всего, приоритетных задач. Они четко представляют себе работу своих учреждений как систему взаимосвязанных и взаимодействующих динамических процессов. Их системный подход к управлению направлен на координацию всех аспектов деятельности организации.  
Таким образом, любая деятельность, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Чтобы эффективно функционировать, организации должны управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация и менеджмент процессов и, прежде всего, обеспечение их взаимодействия могут считаться "процессным подходом". Для результативного и эффективного функционирования организация должна управлять многочисленными взаимосвязанными видами своей деятельности. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

Информация о работе Управление качеством