Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 19:25, контрольная работа
Технический прогресс конца ХХ столетия привел к принципиальному изменению возможностей медицины, сделав доступными излечение ранее фатальных болезней и доклиническую диагностику многих заболеваний. Однако результаты медицинской помощи даже в развитых странах значительно отличаются от ожидаемых с учетом уровня развития медицинских знаний. «Между медицинской помощью, которую мы можем оказать… и той, которую реально оказываем, существует не просто разрыв, а целая пропасть».
Содержание.
1.Введение……………………………………………………………...........3
2.Общие проблемы и механизмы обеспечения качества и эффективности медицинской помощи населению……………………………………..4-6
3.Принципы управления качеством…………………………………….7-10
4.Модели управления качеством медицинской помощи………..…...11-12
5.Методико–экономические стандарты качества медицинской помощи……………………………………………………………..…....13-15
6.Нормативные документы, регламентирующие деятельность по контролю и оценке качества медицинской помощи…………………16-17
7.Заключение…………………………………………………………….....18
8.Список используемой литературы……………………………………...19
9.Практическая часть……………………………………………………....20
Принцип 6. Постоянное улучшение.
Постоянное улучшение КМП следует рассматривать
как неизменную, но практически недостижимую
цель (нет предела совершенства!). Повышение
КМП невозможно без постоянной оптимизации
процесса ее оказания в ответ на изменения
внешней и внутренней среды учреждения
здравоохранения на основе системного
анализа поступающих данных, разработки
корректирующих и предупреждающих действий,
необходимых для совершенствования управленческих
и производственных алгоритмов для повторяемых
процессов, устранения причин возникающих
проблем (несоответствия) и предупреждения
повторного их возникновения. Для этого
должна быть разработана формализованная
и документированная процедура, включающая:
1) проекты прорыва, ведущие или к пересмотру
и улучшению существующих процессов (перепроектирование
существующих процессов), или внедрению
новых процессов;
а) определение проблем и причин несоответствия;
б) оценку результативности и эффективности
существующего процесса; сбор и анализ
данных для выявления основных проблем;
выбор конкретной проблемы и постановка
задач по ее решению;
в) анализ альтернативных решений проблемы,
выбор и практическое использование лучшего
управленческого решения, устраняющее
первопричины проблемы и предотвращающее
ее повторное возникновение;
г) оценку последствий практической реализации
решения: проблема и ее первопричины должны
быть устранены или их негативные воздействия
уменьшены;
д) внедрение и стандартизацию нового
решения. Старый процесс заменяется улучшенным,
предотвращая повторное возникновение
проблемы и ее первопричин;
е) оценку результативности и эффективности
процесса после завершения действий по
улучшению.
Процесс
улучшения повторяется
Принцип 7. Принятие решений, основанное на фактах.
Эффективные решения основываются на
объективном анализе данных и правильной
их интерпретации. Абстрагируясь от психологических
особенностей восприятия и обработки
информации, можно утверждать, что формализация
многих управленческих процессов в здравоохранении
все-таки возможна. Особенно это касается
управления технологическими процессами
оказания медицинской помощи. Для этого
требуется системный анализ и измерение
количественных данных для принятия решений,
основанных на фактах. Руководителям ЛПУ
следует обеспечивать эффективное измерение,
сбор и валидацию данных, чтобы убедиться
в результативной работе организации
и удовлетворенности потребителей медицинских
услуг и других заинтересованных сторон.
Эта процедура включает анализ целей и
адекватности их количественного и качественного
измерения, а также использование этих
данных для повышения эффективности оказания
медицинской помощи. Организационно-методической
основой сбора, обработки и анализа объективной
информации о состоянии КМП являются методы
статистического контроля.
Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Поставщик может быть внутренним или внешним
по отношению к учреждению здравоохранения.
Организация должна обеспечивать соответствие
закупленной продукции (услуг) установленным
требованиям к закупкам. Она должна оценивать
и выбирать поставщиков на основе их способности
поставлять продукцию (предоставлять
услуги) в соответствии со своими требованиями.
Должны быть разработаны критерии отбора,
оценки и повторной оценки. Документирование
результатов оценивания и любых необходимых
действий, вытекающих из оценки, должно
производиться в соответствии с утвержденными
правилами.
Оценка внешних поставщиков для учреждений
здравоохранения включает анализ и постоянный
контроль качества и ассортимента приобретаемых
товаров (услуг), удобства и соблюдения
сроков доставок, надежности поставщика,
соблюдения финансовой дисциплины и т.д.
4. Модели управления качеством медицинской помощи.
С учетом
специфики здравоохранения
Профессиональная модель исторически сложилась как форма управления качеством в стационаре, где критерием качества являлся индивидуальный профессиональный уровень. Основанная только на интуитивном мышлении врача, данная модель управления качеством оказалась малоэффективной в условиях оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи, требующих скоординированного участия большого числа специалистов и повышения интеллектуальности врачебной работы. В данной модели не учитывается экономическая составляющая качества, а оценка результатов проводится самим лечащим врачом.
Бюрократическая модель управления основана на стандартизации объемов и результатов медицинской помощи. Вместе с тем ей присуща вся атрибутика профессиональной модели управления . Данная модель управления используется в настоящее время во многих учреждениях страны. Несомненно, что внедрение бюрократической модели является прогрессивным шагом в работе по улучшению качества. Однако в ее использовании не участвуют вспомогательные и хозяйственные службы медицинских учреждений, органы управления здравоохранением, рядовые медицинские работники. Управлением качеством медицинской помощи занимаются администрация и руководители лечебно-диагностических подразделений, от правильного взаимодействия которых главным образом зависит качество.
Часто администрация в основном контролирует процессы обеспечения ресурсами, не вникая глубоко в действующие технологии лечебно-диагностического процесса. Анализ и оценку результатов медицинской помощи дают сами руководители структурных подразделений, или они не проводятся совсем. Отклонения в лечебно-диагностическом процессе систематически не измеряются, не оптимизируются и не корректируются. В связи с этим информация о результатах оказания медицинской помощи поступает в администрацию зачастую в искаженном виде и практически не влияет на принятие решений по управлению качеством.
Таким образом, администрация больницы не имеет действенных инструментов для управления качеством медицинской помощи. В то же время у руководителей лечебно-профилактических учреждений нет достаточных знаний об управлении и, следовательно, интереса к финансовому положению учреждения, к размерам затрат на проводимое ими лечение и обследование. Все это вместе взятое приводит к появлению неконтролируемых дефектов оказания медицинской помощи, существенному увеличению финансовых расходов. В такой ситуации, как правило, выпадает важнейшая характеристика качества - доступность медицинской помощи. В условиях стихийности и несовершенства лечебно-диагностического процесса никакое финансирование не способно удовлетворить потребности организаций здравоохранения в ресурсах.
Для решения
вышеперечисленных проблем
Индустриальная модель управления качеством основана на трех основных принципах: процессном подходе, непрерывном повышении качества, участии в управлении качеством всего персонала и самоконтроле ключевых этапов процесса.
Принцип непрерывного повышения качества стал очень важной составляющей современной теории управления, утверждающей, что качество создается при использовании качественных процессов, материалов и инструментов. Для достижения наилучшего результата необходимо сосредоточить усилия не на проверке индивидуального выполнения, а на управлении процессами, выявлении отклонений и анализе их причин. Это позволяет управлять достижением клинических результатов, не увеличивать стоимость медицинской помощи, повышать степень удовлетворенности медперсонала своей работой и пациентов полученной медицинской помощью.
5. Методико–экономические стандарты качества медицинской помощи.
Оценка качества и эффективности медицинской помощи основана на сопоставлении фактически осуществленных мероприятий и достигнутых результатов с установленными "стандартами" или "эталонами" и являются одной из важнейших функций управления здравоохранением на различных уровнях.
Названные
стандарты устанавливают
МЭС соответствуют
гарантированному объему медицинской
помощи (первичная медико–социальная
помощь, специализированная помощь и
др.), дифференцированы по уровню и задачам
(ФАП, первичная врачебная практика
– первичное звено медико–
МЭС представлены
перечнем отдельных заболеваний, либо
объединенных в группы близких этиологических
заболеваний, с определенными по
каждому из них задачами, специалистами,
необходимым объемом лечебно
– диагностических мероприятий,
категорий сложности курации, оперативного
вмешательства, стоимости медицинских
услуг. МЭС являются основой для
оценки медицинской помощи, оказанной
каждому конкретному пациенту. Хотя
соответствие фактически выполненных
профилактических, лечебно–диагностических,
оздоровительных и
Так как
медицинские услуги при рыночных
отношениях становятся товаром, они, как
и любой товар, обладают потребительскими
свойствами, одним из которых является
качество. Структура, процесс и результат
– общепризнанные компоненты организации
лечебного процесса – также являются
основными при определении
В основу
оценки эффективности деятельности
ЛПУ положены следующие показатели
качества: качество структуры (организационно–техническое
качество ресурсов: материально–техническая
база, оснащение, кадровый потенциал);
качество процесса – соблюдение медицинских
технологий (в этом смысле качество
отражает полноту и достаточность
диагностических, лечебных, профилактических
и реабилитационных мероприятий); качество
результата – оценка результатов
деятельности учреждения, отделения
или службы по показателям результативности.[
Для каждой
службы в соответствии с перечисленными
компонентами качества разработаны
показатели и требования, названные
стандартами. Каждый показатель отражает
ту или иную сферу деятельности и
порой функционально связан с
целым рядом структурных
Техническое
оснащение должно соответствовать
профилю службы (отделения) и больницы
в целом. Кадровый потенциал оценивается
по профессиональному уровню врачей,
среднего медицинского персонала, укомплектованности,
усовершенствованию. Одновременно изучается
объем диагностических и
Аккредитация, лицензирование и категорирование медицинских учреждений являются важнейшим инструментом, обеспечивающим качество медицинской помощи, и органично вписываются в общую систему управления качеством медицинской помощи. Категорирование учреждений здравоохранения способствует повышению их заинтересованности в результатах своей деятельности, повышению качества медицинской помощи, так как от этого зависит стоимость предоставляемых им услуг, а следовательно, и благосостояние лечебного учреждения.
Возрастающее значение стандартов медицинской помощи обусловлено необходимостью обозначения ведущих ориентиров совершенствования медицинской помощи, самоконтроля в деятельности медицинского работника, обеспечения защиты населения от некачественного вмешательства, формирования адекватного ресурсного обеспечения.
Медицинские стандарты направлены на оптимизацию лечебно–диагностического процесса, используются в оценке деятельности врачей на уровне ЛПУ, страховых медицинских организаций путем сопоставления и расчета показателей соответствия, качества, дефектности и т.д. Основными требованиями, на которых базируется разработка стандартов, является объективное отражение пути оптимального решения поставленных задач, практическая выполнимость, динамичность в организации лечебно–диагностического процесса.
По своей
сущности и направленности медицинские
стандарты могут
Стандарты
медицинской помощи служат основой
для оценки полноты и качества
выполняемых услуг, защиты прав пациента,
способствуя объективному установлению:
- правильности выбора медицинской тактики–
характера и объема лабораторных, функциональных
исследований, методов лечения с учетом
формы, течения и тяжести болезни;
- нормативов оснащения медицинской техникой
и оборудованием;
- стоимости медицинских услуг при различных
формах заболеваний;
-возможности получения лечебными учреждениями
лицензии на право оказания медицинской
помощи в требуемом объеме и качестве,
предоставляемом ее квалифицированными
кадрами.