Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:09, контрольная работа
Значение обеспечения качества постепенно возрастает под влиянием развития технологий производства и человеческих потребностей, изменения ценностей, нарастающих проблем экономических затрат и обеспечения конкурентоспособности в условиях глобализации мировой экономики.
Для российской экономики не может быть успешно, с соблюдением национальных интересов, решена стратегическая задача интеграции в глобальный рынок без активного, опережающего обеспечения конкурентоспособного качества российских товаров.
Наконец, говоря о развитии концепций управления персоналом, можно выделить три основных подхода к управлению, в рамках которых проходил этот процесс — экономический, органический и гуманистический.
2.1. Экономический подход.
В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая (т.е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии. В сущности, организация здесь — это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизировано, эффективно, надежно и предсказуемо.
Среди основных принципов данного
подхода к использованию
трудовых ресурсов можно выделить следующие:
• обеспечение единства руководства;
• соблюдение строгой управленческой вертикали — цепь управления от начальника к подчиненному спускается сверху вниз по всей организации и используется как канал для коммуникации и принятия решений;
2.2. Органический подход.
Аналогия с мозгом, в отличие от аналогии с механизмом, позволила совершенно иначе представить как организационную реальность в целом, так и управление персоналом в частности. Главный секрет мозга — не дифференциация и узкая специализация, а системность и комплексность, для которых важны связи, в каждый момент создаваемые в избыточном количестве. Отсюда можно сформулировать следующие принципы структурирования организации:
• храните целое организации в каждой ее части (в подразделении и вплоть до каждого работника);
• создавайте
множественные связи между
• развивайте одновременно и специализацию персонала, и его универсализацию (не забывая о том, насколько все должны знать и уметь делать все);
• создавайте условия для самоорганизации каждого работника
и коллектива в целом.
Привлекательность рассматриваемого
подхода усиливалась еще
и тем, что стало очевидным, что принятие
управленческих решений никогда не может
быть полностью рациональным, поскольку
в реальности работники управленческого
аппарата действуют на
основе неполной информации; способны
исследовать только ограниченный набор
вариантов каждого решения; не способны
точно
оценить результаты.
2.3. Гуманистический подход
Влияние культурного контекста на управление персоналом сегодня представляется вполне очевидным. Например, в Японии, организация рассматривается не как место работы, объединяющее работников, а как коллектив. Для такой организации характерны и дух сотрудничества, взаимозависимость; пожизненный найм превращает организацию в продолжение семьи; между начальникам: т и подчиненными устанавливаются патерналистские отношения.
Наиболее полно сущность управления персоналом отражает следующее определение: управление персоналом — это совокупность принципов, методов, средств и форм целенаправленного воздействия на человеческую составляющую организации (интересы, поведение и деятельность работников), обеспечивающих приведение возможностей персонала в соответствие с целями стратегий, условиями развития организации.
Таким образом, основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют следующие исходные положения:
• все возрастающая роль личности работника в обеспечении эффективной работы организации и определении его (работника) развития;
• знание мотивационных установок работника и группы (на труд и отношения с другими индивидами), умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией;
• подход к человеческим ресурсам как к капиталу организации с одной стороны и ее критическому ресурсу — с другой;
• преимущественно долговременные связи занятых с местом работы — «фирма — родной дом, родная семья»;
• комплексное, всестороннее и постоянное воздействие на персонал;
• ориентация на коллективные цели и виды деятельности;
• широкое участие работников в управлении, самоуправлении своей деятельностью на рабочем месте;
• формирование и рациональное использование профессионально подготовленного, отвечающего потребностям национальной экономики персонала организации.
В условиях развитой рыночной экономики управление персоналом уже нельзя рассматривать как адекватное понятию «работа с кадрами». Возникает необходимость учета новых факторов и обстоятельств. Например, таких, как философия организации. Философия организации — это совокупность внутрифирменных принципов, норм и правил взаимоотношений персонала, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом организации.
В связи с формированием
новой современной
Таблица
Отличия управления человеческими ресурсами от традиционного управления персоналом'
Управление человеческими ресурсам |
Управление персоналом |
Вертикальное управление подчиненными, «персонал» — отдельная функция |
Горизонтальное управление и забота обо всех ресурсах, акцент на формирование команды |
Централизованная кадровая функция в отделе кадров, специалисты планируют, мотивируют и т.д., персоналом управляют линейные руководители |
Децентрализованная кадровая функция в линейном управлении. Последнее отвечает за управление всеми ресурсами подразделения и достижение целей. Специалисты по персоналу оказывают поддержку линейному менеджменту |
Кадровое планирование — следствие производственного планирования и реакция на него; связь односторонняя |
Планирование человеческих ресурсов полностью интегрировано в корпоративное планирование; связь двухсторонняя |
Цель — обеспечить наличие нужных людей в нужных местах в нужное время и освобождение ненужных людей. Сотрудники это факторы производства, и их «расставляют», как в шахматах |
Цель — совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и потенциалов со стратегией и целями компании. Сотрудники — это объект корпоративной стратегии, фактор преимущества в конкурентной борьбе, объект инвестиций фирмы |
Кадровая политика нацелена на достижение компромисса между экономическими и социальными партнерами |
У Ч Р нацелено на развитие целостной сильной корпоративной культуры и сбалансирование текущих потребностей интегрированной организации с окружающей деловой средой |
Среди факторов повышенного
внимания именно к УЧР в последнее
время особенно выделяются такие, как;
объективная связь; этих процессов
со стратегией компании, трудности
в найме квалифицированных мене
Для того чтобы привести в соответствие ожидания человека и организации по отношению друг к другу и тем самым устранить или минимизировать проблемы, которые возникают между человеком и организационным окружением, важно четко представлять то, на какое место в организации претендует человек и какую роль ему предполагает дать организация. Очень часто именно несоответствие роли претензиям человека является основой конфликта между человеком и организационным окружением. Возможны два подхода к установлению этого соответствия. Выбор одного из них является предметом стратегического решения, т.к. он задает основы стратегии управления трудовым потенциалом организации.
Первый подход является традиционным и наиболее распространенным в современной практике менеджмента. Второй подход также имеет практическую реализацию, преимущественно в рамках японского типа управления. При этом, несмотря на повышенную сложность реализации, в последнее время в мировой практике менеджмента наблюдается тенденция к расширению использована если и не полностью второго подхода, то ряда его идей и элементов.
Таким образом, человеческий фактор в современном производстве, в развитых его формах, особенно в условиях рынка с его конкуренцией людей и идей, стал действительно ведущим фактором. Постоянно ускоряющееся под воздействием рынка технически и технологическое обновление требует соответствующего развития рабочей силы, непрерывного роста профессиональной квалификации работников, активного их участия в деятельности предприятия.
Темпы и необходимость внедрения в практику работы на предприятии системы работы по управлению персоналом на сегодняшний день во многом обусловлены;
• готовностью руководителя предприятия или его команды оценить значение управления персоналом в раскрытии профессиональных возможностей персонала;
• наличием финансовых возможностей создания системы работы по управлению персоналом.
Однако реальность доказывает, что одного владения теорией недостаточно для успеха — большинство современных компаний оказываются не в состоянии эффективно использовать своих сотрудников, их потенциал. Применяемые ими методы не обеспечивают требуемых организацией производительности, качества и не удовлетворяют самих сотрудников.
3. Управление персоналом как система.
Наиболее современные
концепции управления персоналок (стратегически-
Использование системного
подхода предопределяют ряд предпосылок,
наличие которых является основанием
для возможности его
Междисциплинарность проблем
управления персоналом
в настолько велика и очевидна, что они исследуются и в рамках управленческих
наук (менеджмента), и в экономике труда,
и в социологии труда, и в психологии труда,
и в трудовом праве. В каждом из выделенных
научных направлений практически одни
и те же проблемы рассматриваются с различными
акцентами.
Среди основных задач управления персоналом можно выделить:
1) помощь фирме в достижении ее целей;
2) обеспечение фирмы
квалифицированными и
3) эффективное использование
мастерства и способностей
4) совершенствование систем мотивации персонала;
5) повышение уровня
удовлетворенности трудом всех
категорий
персонала;
6) развитие и поддержание
на высоком уровне системы
повышения квалификации
7) сохранение благоприятного морального климата;
8) управление внутрифирменным движением персонала;
9) управление карьерой работников;
10) влияние на творческую
активность персонала, помощь
в реализации инновационных
11) совершенствование
методов оценки персонала;
12) обеспечение высокого уровня жизни работников,
который делает работу в фирме желанной.
Сложность и многогранность задач управления персонаж предполагает множественность аспектов в подходе к этой важной проблеме. Выделяют следующие аспекты управления персоналом.
1. Технико-технологический: отражает уровень развития конкретного производства, особенности использования в нем техники и технологии, производственные условия и т.п.
2. Организационно-экономический:
содержит вопросы, связанные с
планированием численности,
3. Правовой: включает
вопросы соблюдения
4. Социально-психологический: отражает вопросы социально - психологического обеспечения управления персоналом, внедрения различных социальных и психологических процессов практическую работу.