Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:57, реферат
Карьера – это уникальное понятие. Оно одновременно обозначает процесс и состояние. Мы говорим «он сделал карьеру», подразумевая высокую должность или статус, достигнутый человеком. Вместе с тем, «карьерист» - это человек, который «делает карьеру», т.е. находится в процессе достижения желаемого статуса или позиции в организации.
Карьерная орие
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Карьера: понятие, модели…………………………………………5
1.1 Понятие карьеры и её основные аспекты
1.2 Виды карьеры
1.3 Модели карьеры
1.4 Этапы карьеры и их характеристика
Глава 2. Управление карьерой………………………………………………14
2.1 Общие аспекты управления карьерой
2.2 Процесс планирования карьеры
2.3 Процесс развития карьеры
Заключение…………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………..26
Верхней
ступеньки служебной карьеры
работник достигнет в период максимального
потенциала, когда накоплен большой
опыт и приобретены высокая
Модель
карьеры «змея» пригодна для руководителя
и специалиста. Она предусматривает
горизонтальное перемещение работника
с одной должности на другую путем
назначения с занятием каждой непродолжительное
время (1 – 2 года.). Например, мастер после
обучения в школе менеджеров работает
последовательно диспетчером, технологом
и экономистом, а затем назначается
на должность начальника цеха. Это
дает возможность линейному
Модель
карьеры «перепутье»
Эта карьера может быть рекомендована для совместных предприятий и зарубежных фирм, применяющих трудовой договор в форме контракта. По своей философии это американская модель карьеры, ориентированная на индивидуализм человека.
По
истечении определенного
Если потенциал руководителя средний, но он обладает профессиональными знаниями и умениями, достаточными для занимаемой должности, имеет хорошее здоровье и психологически устойчив, то он рекомендуется к перемещению на другую должность.
В случае, когда рейтинг руководителя низкий, профессиональная подготовка не соответствует занимаемой должности, в трудовом коллективе существуют конфликты, тогда решается вопрос о его понижении в должности или увольнении за грубые нарушения философии предприятия.
1.4 Этапы карьеры и их характеристика
На разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные потребности:
Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование длится и до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего потребности и отвечающие его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его личности, он заботится о безопасности существования.
Далее наступает этап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжают беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получить заработную плату, уровень которой был бы выше прожиточного минимума.
Этап продвижения обычно длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, работник продвигается по служебной лестнице. Накапливается богатый практический опыт, приобретаются навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение работника как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на вопросах, касающихся увеличения размеров оплаты труда и заботы о здоровье.
Этап
сохранения характеризуется действиями
по закреплению достигнутых
Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Работник начинает, готовится к уходу на пенсию. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры, (работник получает меньше удовлетворения от работы и испытывает состояние психологического и физиологического дискомфорта), самовыражение и уважение к себе и к другим подобным из его окружения людям достигают наивысшей точки за весь период карьеры. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда. Но стремится увеличить другие источники дохода, которые бы заменили заработную плату при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.
На последнем пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.) Стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии. Но финансовое положение и состояние здоровья могут стать причиной постоянной заботы о других источниках дохода и о здоровье.
Для того,
чтобы управлять карьерой, требуется
более полное описание того, что
происходит с людьми на различных
этапах карьеры.
Глава 2. Управление карьерой
2.1 Общие аспекты управления карьерой
Управление карьерой работников в определенной степени является естественным продолжением и результатом всей деятельности службы управления персоналом. Данный процесс начинается уже на этапе найма, в ходе которого претенденту должна быть представлена полная и достоверная информация о возможностях и перспективах работы в фирме. Хорошо продуманная и организованная программа подготовки и повышения квалификации работников обусловливает реализацию планов по построению карьеры: повышение в должности, перемещение и т.п.
Управление деловой карьерой персонала состоит из её планирования и реализации.
Организация работы по планированию и реализации карьеры работников включает:
- ознакомление
работников с имеющимися в
фирме возможностями
- регулярное
информирование и
- разработку
программ поддержки и
- перемещение
работников по всем
Главная
задача управления заключается в
обеспечении взаимодействия профессиональной
и внутриорганизационной
- достижение
взаимосвязи целепологания
- обеспечение
направленности планирования
- обеспечение
открытости процесса
- устранение
«карьерных тупиков», в которых
практически не оказывается
- повышение
качества процесса
- формирование
наглядных и воспринимаемых
- изучение
карьерного потенциала
- обеспечение
обоснованной оценки
- определение
путей служебного роста,
Как показывает практика, часто работники не знают своих перспектив в данном коллективе, что говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.
Планирование и контроль деловой карьеры состоят в том, что, начиная с момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением с работы, необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное его продвижение по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и, то каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
Одну из гипотез по управлению карьерой персонала выдвинул в 1909 г. немецкий ученый Г.В.Ф. Оствальд (1853-1932 гг.) на основе исследования творческих биографий великих ученых обнаружил, что высоких результатов добились люди с разными и даже противоположными типами характера. При этом некоторые из них по проявлениям своего характера воспринимались окружающими, как люди заурядные. В своей книге «Великие люди» Оствальд сформулировал гипотезу, что нужно выявлять не то, какие черты характера лучшие для высоких результатов, а то, какие условия способствуют в наибольшей степени достижению этих результатов.
Сегодня гипотеза Оствальда получила широкое теоретическое и практическое подтверждение.
Для управления персоналом вывод из нее следующий. В условиях роста творческих начал в труде руководству следует избегать унифицированных способов организации и мотивирования труда и больше заботиться об индивидуальном подходе к стимулированию работников, создавая тем самым для каждого из них наиболее благоприятные условия.
2.2 Процесс планирования карьеры
Планирование
карьеры работника представляет
собой организацию его
В деятельности службы управления персоналом по планированию карьеры работников происходит наиболее гармоничное совмещение интересов и целей фирмы (гарантирование вложений в подготовку работников, обеспечение их лояльности интересам фирмы, уменьшение текучести, эффективное использование) с индивидуальными интересами и целями самих работников (удовлетворение потребностей в самоуважении и признании, в достижении независимости). Это позволяет сформировать продуктивные и устойчивые отношения между ними. Потому работа по планированию карьеры строится на индивидуальном подходе к возможностям профессионального продвижения и роста.
Процесс
планирования индивидуальной карьеры
начинается с выявления потребностей,
интересов, потенциальных возможностей.
На этой основе с учетом перспектив
организации и объективных
Основой планирования карьеры часто становится так называемая карьерограмма. Этот документ, составляемый на 5-10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой - его обязательства повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства. Для высшего «уровня управления карьерограмма имеет сложную структуру.