Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:57, реферат
Карьера – это уникальное понятие. Оно одновременно обозначает процесс и состояние. Мы говорим «он сделал карьеру», подразумевая высокую должность или статус, достигнутый человеком. Вместе с тем, «карьерист» - это человек, который «делает карьеру», т.е. находится в процессе достижения желаемого статуса или позиции в организации.
Карьерная орие
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Карьера: понятие, модели…………………………………………5
1.1 Понятие карьеры и её основные аспекты
1.2 Виды карьеры
1.3 Модели карьеры
1.4 Этапы карьеры и их характеристика
Глава 2. Управление карьерой………………………………………………14
2.1 Общие аспекты управления карьерой
2.2 Процесс планирования карьеры
2.3 Процесс развития карьеры
Заключение…………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………..26
Планирование карьеры состоит в определении целей развития карьеры и путей, ведущих к ее достижению. Пути представляют собой последовательность должностей, на которых необходимо поработать, прежде чем занять целевую должность, а также набор средств, необходимых для приобретения требуемой квалификации - курсов, стажировок и др.
Примером планирования карьеры может служить система пожизненного найма, распространенная в Японии. Эта система возникла после второй мировой войны и доказала свою жизнеспособность и эффективность. Суть системы в том, что человек, получив образование, поступает на работу в компанию и работает там до выхода на пенсию. За это время сотрудник может поменять несколько мест, сменить сферу деятельности, продвинуться по службе и все это в рамках одной компании. Преимущество пожизненного найма в том, что каждый сотрудник в мыслях на прямую связывает себя с компанией, на которую он работает, понимает, что его личное процветание зависит от процветания его компании. Система создает уверенность в завтрашнем дне, работник почти гарантирован от увольнения. Вместе с тем пожизненный наем имеет серьезные ограничения: эта система в Японии распространяется только на 25-30% работников в крупных компаниях; в случае ухудшения финансового положения компании все равно проводят увольнения: соглашения о гарантиях занятости не записаны в официальных документах.
Одним из самых главных вопросов руководителей и менеджеров по персоналу уважающих себя компаний всегда является мотивация сотрудников. Что движет людьми, пришедшими в компанию? Какие цели - личные и профессиональные - они преследуют? Чем можно их заинтересовать?
Компания может предоставлять достойную заработную плату, солидный социальный пакет и привилегии, прилагающиеся к должности (мобильные телефоны, личный секретарь, служебная машина и т.д.). Но все более-менее успешные компании проявляют о своих работниках подобную заботу, а высококлассный персонал, редкий специалист или успешный топ-менеджер с большим опытом и в период кризиса без работы не остается. Его могут переманить конкуренты или более успешные на рынке компании.
Однако кроме материальных интересов, людьми профессиональными всегда движет еще что-то. Это «что-то» у каждого свое и, как правило, не лежит на поверхности. Люди хотят сознательно строить свою карьеру, заниматься любимым делом, получать реальные результаты, учиться новому расширять свои возможности и полномочия, занимать определенное положение в социальной профессиональной среде.
Часто
проводя на фирме оценку персонала,
руководство интересуется именно индивидуальной
мотивацией сотрудников. В итоговом
отчете требуется не просто нарисовать
портрет человека, а выявить его
стремления и пожелания и их соответствие
реальному потенциалу. Грамотные
руководители и менеджеры по персоналу
могут использовать эти сведения
для того, чтобы сделать карьерное
продвижение человека сильным мотивирующим
фактором. Если сотрудник будет видеть
для себя желанные перспективы продвижения
на данной фирме, его вряд ли прельстят
предложения более высокой
2.3 Процесс развития карьеры
Развитием карьеры называют те действия, которые предпринимает сотрудник для реализации своего плана. Развитие карьеры создает определенные преимущества для самого работника и для организации.
Преимуществами для сотрудника здесь являются:
- более
высокая степень
- более
четкое видение личных
- возможность
целенаправленной подготовки к
будущей профессиональной
- повышение
конкурентоспособности на
Преимущества для организации:
- наличие
целенаправленных сотрудников,
- определение
потребностей в
- выявление
подготовленных сотрудников
Проведя оценку персонала на многих предприятиях и фирмах больших и малых можно сделать некоторые обобщения и предложить типологию людей, строящих свою карьеру в зависимости от личностных особенностей.
1. Самооценка.
Она, безусловно,
важна, поскольку отражает уверенность
человека в своих профессиональных
и личных силах, его самоуважение
и адекватность происходящему. Оптимальна
реальная высокая самооценка, уважение
к себе при трезвой оценке своих
возможностей и способностей. Заниженная
самооценка приводит к «выученной беспомощности»
человек заранее опускает руки перед
трудностями и проблемами, поскольку
«все равно ни на что неспособен».
Завышенная самооценка чревата чрезмерными
претензиями на внимание к своей
персоне и опрометчивыми
2. Уровень притязаний.
Высокий уровень притязаний указывает на то, что человек хочет много достичь в жизни, подняться по социальной или профессиональной лестнице завоевать свое место под солнцем. Он готов для этого рисковать и браться за трудные задачи. Но реальных результатов он достигнет только в том случае, если ему есть на что опереться. В противном случае он может потерять все. Низкий уровень притязаний бывает у людей, предпочитающих синицу в руках. Как правило, для них важнее не потерять достигнутое и избежать неудачи.
3. Локус контроля.
Это - показатель
ответственности человека. Люди с
внешним локусом контроля ищут объяснения
всего происходящего в стечении
обстоятельств и поступках
В реальной жизни наиболее часто встречаются 6 типов подхода к построению карьеры.
1. Альпинист (высокая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус).
Человек, делающий карьеру сознательно, с полной внутренней отдачей. Как правило, проходит все ступени снизу доверху, отрабатывает свое продвижение. Хороший профессионал и менеджер, делает следующий шаг, только хорошо закрепившись и подстраховавшись. Хорошо технически оснащен. Полон решимости дойти до вершины и будет ее штурмовать до победы. Ему почти не надо специально помогать, достаточно просто не мешать. Он не склонен к резким необдуманным решениям, и если не вставлять ему палки в колеса, он не бросит компанию в трудную минуту. О том, что ему необходимо он скажет сам и добьется получения желаемого.
2. Иллюзионист
(высокая самооценка, высокий уровень
притязаний внешний локус
Тоже
стремиться к высотам и верит
в свои силы, несклонен в большей
степени использовать благоприятные
обстоятельства, чем отрабатывать ситуацию.
Мастер «видимостей», предпочитает казаться
в большей степени, чем «быть».
Легко усваивает внешние
3.Мастер (высокая самооценка, низкий уровень притязаний, внутренний локус контроля.)
Ему интересно
осваивать новые области в
своей профессии или даже смежные
профессии. Почувствовав себя уверенно
и получив результат, может потерять
интерес. Продвижение по социальной
лестнице его интересует мало. Главное
- интересная насыщенная жизнь, ощущение
движения вперед (а не вверх). Может
принимать неожиданные для
4 Муравей (низкая самооценка, низкий уровень притязаний, внешний локус контроля.)
Может быть хорошим профессионалом в своем деле. Работает строго по задачам, которые должны быть конкретно сформулированы, но не оттого, что глуп, а из-за боязни совершить ошибку. Как исполнитель очень ценен. Если руководитель хочет его удержать, нельзя загружать его полномочиями и принятием ответственных решений, предлагать ему резких повышений - может уйти, испугавшись. Четкие инструкции, отсутствие свободы выбора и похвала руководства будут ему лучшей наградой. Продвижение необходимо осуществлять постепенно и давать ему «опору» в качестве компонентных заместителей или грамотного руководителя более высокого звена.
5. Коллекционер (низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля)
Хочет
достичь вершин, но слишком долго
готовиться начать профессиональную деятельность.
Получает иногда несколько образований,
заканчивает массу курсов. На собеседование
приходит с горой дипломов и удостоверений,
при этом реального опыта работы,
как правило, почти не имеет. Считает,
что знает все, но не решается приступить
к работе, поскольку это может
подорвать его неустойчивое внутреннее
равновесие и слабую веру в свои
силы. Весьма туманно представляет
себе свой карьерный путь, но четко
знает, что «хотел бы стать начальником».
Его денежные притязания, как правило,
намного выше его реальной стоимости.
Однако если он смирит свои амбиции
и начнет работать с невысокой
должностной ступеньки, постепенно
может стать хорошим
6. Узурпатор (низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус контроля).
Надеется
в жизни в основном на себя, движется
по карьерной лестнице, погоняемый
самолюбием. Но недоверие к окружающим
и склонность к само угрызениям ему
очень мешают. Чувствует себя ответственным
за происходящее на фирме, поэтому старается
контролировать не только свою работу,
но и работу соседних подразделений, часто
произвольно расширяя свои полномочия.
Успешно работает в стабильной ситуации,
но когда она становится неопределенной,
решения принимаются хаотично. Неуверенность
заставляет его примыкать к сильным группам,
но недоверие не дает использовать открывающиеся
возможности. Ориентирован на вертикальную
карьеру, авторитарный стиль управления.
Важно видеть перспективы, которые он
может достигнуть на фирме, а также возможность
профессионального обучения. Умеет принимать
ответственные решения, но доведением
дела до результата должны заниматься
его подчиненные. Для людей такого типа
эффективным может быть тренинг личностного
роста.
Заключение
Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. В узком смысле карьеру связывают с трудовой деятельностью человека, с его профессиональной жизнью. Под деловой карьерой понимается продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий, как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов. Понятие карьеры включает в себя личностный, организационный и социальный аспекты.