Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть природу и сущность конфликта в организации и проанализировать управление конфликтами в организации.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- рассмотреть понятийный аппарат проблематики;
- изучить различные виды конфликтов;
- определить причины, фазы и последствия конфликтов;
- обозначить методы управления, предупреждения и профилактики конфликтов;
- разработать методологию исследования;
- исследовать уровень конфликтности в организации «АвтоТракМоторс»
- выявить причины и сущность конфликтов;
- изучить резервы для профилактики и регулирования конфликтов;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления конфликтами.
Введение……………………………………………………………..………...3
1. Природа возникновения конфликта, его сущность и типы..…….........5
1.1 Причины возникновения конфликтов и управление ими……….5
1.2. Межличностные стили разрешения конфликтов ...…………….14
1.3. Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации…………………………………………………...16
2. Анализ деятельности организации по управлению конфликтами (на примере СООО «АвтоТракМоторс»)……………………………………21
2.1. Исторические сведения об организации………………………...21
2.2. Основные направления деятельности транспортной
организации……………………………………………………….22
2.3. Организационная структура предприятия и ее влияние на конкретные ситуации……………………………………………..23
3. Сравнительный анализ и методика исследования конфликтов в организации………………………………………………………………..26
3.1. Методический инструментарий исследования…………………..26
3.2. Сравнительный анализ сплоченности и конфликтности в коллективе………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………… … 41
История
компании ”АвтоТракМоторс” начиналась
с небольшого магазина по улице Богдановича
более одиннадцати лет назад. Выгодное
географическое расположение обеспечивало
растущий из года в год объём грузоперевозок
и числа грузоперевозчиков. Стремительными
темпами росло количество техники, задействованной
в международных грузоперевозках. В тот
момент отечественный грузоперевозчик
всё активнее стал приобретать европейские
тягачи и прицепы, учитывая их очевидные
преимущества над отечественной техникой.
В какой-то момент на рынке начал появляться
дефицит квалифицированного предложения
запасных частей к импортным грузовикам.
Именно тогда руководство компании и определило
стратегическую перспективу развития
предприятия: стать лидером на рынке предложения
запасных частей к большегрузной технике
европейского производства. С тех пор
компания планомерно и динамично развивается
в выбранном направлении. Стратегическим
партнёром
Целью компании стал девиз: наиболее квалифицированно и быстро оказать помощь оказавшемуся в затруднении Заказчику. Деловая репутация фирмы, существующая инфраструктура, кадровый потенциал, материально-техническое и программное обеспечение позволяют оперативно и качественно обслуживать постоянно расширяющуюся базу клиентов, которая на сегодня составляет более 1000 юридических и физических лиц. Нашими заказами и партнёрами являются как частные покупатели, так и автомагазины, СТО и автопредприятия.
Уникальная клиентская программа дает возможность увидеть наличие остатков товара на складах как в России, так и в Европе, что упрощает поиск необходимой детали и формирование заказа. Самый главный показатель любого поставщика или магазина - это его ассортимент. Наши возможности позволяют держать в наличии на складе более 12000 наименований запасных частей для автомобилей MAN, MERCEDES, VOLVO, SCANIA, RENAULT, IVECO, DAF, для прицепов и полуприцепов с осями SAF, BPW, ROR, KASSBOHRER, TRAILOR, FRUEHAUF. Помимо оригинальных автозапчастей Вы можете заказать лицензионные запасные части известных мировых брендов, которые изготовлены по лицензии крупнейших мировых автопроизводителей.
2.2. Основные направления деятельности транспортной организации.
Подход «Довольный клиент сегодня обеспечивает нам работу завтра» позволяет компании уверенно себя чувствовать даже в условиях мирового кризиса.
Основным видом деятельности СООО «АвтоТракМоторс» является оптовая торговля запчастями к грузовым автомобилям импортного происхождения.
Производственный тип и специализация предприятия. Методы организации производства на предприятии
В течение всей своей деятельности основные подходы СООО «АвтоТракМоторс» к работе остаются неизменными: обеспечение заказчика высококачественной продукцией, доступные цены.
За годы работы в СООО «АвтоТракМоторс»
сложился коллектив высококвалифицированных
специалистов, способных на решение задач
любой сложности. В настоящее время штат
СООО «АвтоТракМоторс» составляет 61 человек.
Успешная торговая деятельность
СООО «АвтоТракМоторс» не производит продукцию.
Основные виды продукции предлагаемые СООО «АвтоТракМоторс»:
Как видно из представленного перечня, номенклатура реализуемой продукции и услуг достаточно широка. Отделы закупок и сбыта предприятия проводят тщательный анализ рынка при выборе поставщика, ориентируясь не только на оптимальное соотношение стоимостей закупки и сбыта для достижения максимальной рентабельности продаж, но и учитывая качество, надежность данной продукции. Таким образом, представители СООО «АвтоТракМоторс» всегда уверены перед заказчиком в качестве реализуемой ими продукции и декларации гарантийных обязательств. Этот фактор формирует у клиентов СООО «АвтоТракМоторс» положительный имидж и представление о компании как о надежном и честном партнере. Это соответствует долгосрочной политике компании в ее деятельности по оптовой торговле продукцией на рынке.
2.3.Организационная структура предприятия и ее влияние на конкретные ситуации.
Главной задачей организационной структуры предприятия СООО «АвтоТракМоторс» является установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Организационная структура управления предприятия состоит из нескольких последовательно расположенных уровней управления (рисунок 3).
Рисунок 3. Организационная структура предприятия
Руководство предприятием осуществляется директором.
Директор решает самостоятельно все вопросы деятельности. Он определяет направления расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, отчитывается об итогах финансово-хозяйственной деятельности.
Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.
Директор предприятия назначается учредителем, действует на основании контракта, имеет право принимать решения по всем вопросам, подотчетен по всем вопросам своей деятельности учредителю.
Директор предприятия:
Следующий уровень - руководители, которые подчинены директору: заместитель директора по финансовым, коммерческим и общим вопросам.
Директор и его заместители определяют тенденции и реальные направления развития предприятия, организуют работу и взаимодействие производственных участков.
На СООО «АвтоТракМоторс» работает 61 человек. Так как коллектив достаточно небольшой, работники часто вступают в прямой контакт с покупателями, что позволяет более полно изучить их предпочтения, требования и пожелания. На крупных заводах и предприятиях такой возможности практически нет.
3. Сравнительный анализ и методика исследования конфликтов в организации.
Этапы исследования:
Стороннее наблюдение в естественных условиях.
Разработка методов и методик.
Сбор информации в соответствии с разработанной методикой.
Обработка и интерпретация полученных данных.
Разработка рекомендаций.
Цель исследования - изучить уровень конфликтности в коллективе, причины конфликтов и способы их регулирования. Выявить резервы необходимые для управления конфликтами в организации.
Объект исследования - коллектив СООО «АвтоТракМоторс», состоящий из 61 человека, из них 41 мужчина и 20 женщин. В исследовании приняло участие 27 человек.
Возрастной состав членов коллектива от 19 до 57.
Образование: среднее специальное и высшее.
Предмет исследования - конфликты и отношения в коллективе.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
Проанализировать уровень конфликтности в структурных подразделениях организации и в целом по областным филиалам. Выявить причины и сущность конфликтов.
Изучить резервы для профилактики и регулирования конфликтов.
Разработать предложения по совершенствованию системы управления конфликтами.
3.1. Методический инструментарий исследования.
Для достижения поставленных задач разработана методика на основе индекса групповой сплоченности Сишора и «Экспресс - методики» по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто. Методика была доработана и адаптирована к условиям организации.
Анкета состоит из 19 пунктов, условно разделенных на 3 блока. Первый блок - 5 вопросов с несколькими вариантами ответов (адаптированная методика «Сишора»). Второй блок - 10 вопросов, направлены на выявление уровня конфликтности в организации и определения резервов для управления конфликтами. Последний блок - «Паспортичка», состоящая из 3-х открытых вопросов и одного закрытого.
Методика определения индекса групповой сплоченности «Сишора»
Групповая сплоченность -- чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, -- можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах. Максимальная сумма -- 19 баллов, минимальная -- 6.
Все ответы первых двух блоков кодируются в баллах. Максимальный балл присваивается ответам с позитивной нагрузкой (кроме вопросов направленных на выявление уровня конфликтности, т.к. там, наоборот), а минимальный балл присваивается ответам с негативной нагрузкой, пропущенные значения и ответы «Не знаю» получают среднее значение.
Например, на вопрос «Как бы Вы оценили свою принадлежность к отделу?» ответу «Всегда чувствую себя членом, частью отдела» присвоено значение - 5 баллов, а ответу «Живу и существую отдельно от отдела» значение - 1 балл, ответ «Не знаю» имеет средний балл.
«Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе
Авторами методики являются О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто. Методика разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Университета.
Опыт показывает, что проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют две цели:
подтверждение
гипотезы о взаимосвязи между особенностями
психологического климата в группах и
закономерностями
протекания в них ряда процессов, т.е. предположения
о том, что
производственные, социальные или социально-психологические
процессы по-разному протекают в коллективах
с различным психологическим климатом; выработку
конкретных рекомендаций по оптимизации
психологического климата в коллективе.
3.2. Сравнительный анализ сплоченности и конфликтности в коллективе.
Для достижения поставленных задач была разработана «Анкета о коллективе» и проведен опрос в первичном коллективе, численностью 61 человека. В опросе приняло участие 27 человек - это около 45 % от численности всего коллектива, что позволяет считать опрос достоверным. Из 27-и опрошенных 21 (18,5 %) мужчин, 6 (77,8 %) женщина и один человек, не указавший свой пол. Средний возраст опрошенных 32 лет, возраст самого старшего сотрудника из принявших участие в опросе 57 лет, самый молодой сотрудник 22 года, трое сотрудников не указали свой возраст.
Образование у большинства сотрудников высшее 24 (88,9 %), у одного сотрудника (3,7 %) среднее специальное, научную степень имеет также один сотрудник (3,7 %) и один сотрудник не указал свое образование.