Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть природу и сущность конфликта в организации и проанализировать управление конфликтами в организации.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- рассмотреть понятийный аппарат проблематики;
- изучить различные виды конфликтов;
- определить причины, фазы и последствия конфликтов;
- обозначить методы управления, предупреждения и профилактики конфликтов;
- разработать методологию исследования;
- исследовать уровень конфликтности в организации «АвтоТракМоторс»
- выявить причины и сущность конфликтов;
- изучить резервы для профилактики и регулирования конфликтов;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления конфликтами.
Введение……………………………………………………………..………...3
1. Природа возникновения конфликта, его сущность и типы..…….........5
1.1 Причины возникновения конфликтов и управление ими……….5
1.2. Межличностные стили разрешения конфликтов ...…………….14
1.3. Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации…………………………………………………...16
2. Анализ деятельности организации по управлению конфликтами (на примере СООО «АвтоТракМоторс»)……………………………………21
2.1. Исторические сведения об организации………………………...21
2.2. Основные направления деятельности транспортной
организации……………………………………………………….22
2.3. Организационная структура предприятия и ее влияние на конкретные ситуации……………………………………………..23
3. Сравнительный анализ и методика исследования конфликтов в организации………………………………………………………………..26
3.1. Методический инструментарий исследования…………………..26
3.2. Сравнительный анализ сплоченности и конфликтности в коллективе………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………… … 41
Первый блок анкеты состоит из 5 вопросов, направленных на определение групповой сплоченности коллектива в целом и групповой сплоченности отдельно по отделам.
Уровень групповой сплоченности по отделам
Свою принадлежность к отделам респонденты определили следующим образом: 15 (55 %) опрошенных всегда чувствуют себя членом, частью отдела; 6 (22,2 %) опрошенных в большинстве случаев чувствуют себя частью отдела; 1 (3,75 %) иногда чувствуют себя членом отдела, иногда нет; 1 (3,75 %) редко чувствуют себя членом отдела; еще 1 (3,75 %) живет и существует отдельно от отдела; 3 (11,1 %) опрошенных ответили «Не знаю». Средний бал по данному вопросу равен 4, максимум по методике 5, а минимум 1.
11 (40,7 %) очень сильно хотят остаться в своем отделе, 7 (25,9 %) скорее всего, останутся, чем перейдут, 6 (22,2 %) не видят различия между своим отделом и другими отделами, 3 (11,1 %) не знают «переходить или нет». Средний бал по данному вопросу равен 3,85, максимум по методике 5, а минимум 1.
Взаимоотношения между членами отдела респонденты определили следующим образом: 14 (51,9 %) опрошенных считают, что взаимоотношения у них в отделе лучше, чем в других отделах; 9 (33,3 %) считают, что взаимоотношения такие же, как и в других отделах, 2 (7,4 %) утверждают, что взаимоотношения у них в отделе хуже, чем в других отделах; 2 (7,4 %) не знают. Средний бал по данному вопросу равен 2,37, максимум по методике 3, а минимум 1.
Взаимоотношения с руководством отдела лучше, чем в других отделах определяют 11 (40,7 %) опрошенных, а такими же, как и в других отделах определяют 12 (44,4 %) респондентов, не знают 4 (14,8 %) респондентов. Средний бал по данному вопросу равен 2,26, максимум по методике 3, а минимум 1.
11 (40,7 %) считают, что отношение к работе у них в отделе лучше, чем в других отделах, 14 (51,9 %) утверждают, что у них в отделе отношение к работе такое же, как и в других отделах, 2 (7,4 %) считают, что отношение к работе у них в отделе хуже, чем в других отделах. Средний бал по данному вопросу равен 2,33, максимум по методике 3, а минимум 1.
Суммарный уровень групповой сплоченности по отделам равен 14,81, что является хорошим показателем, так как максимальный уровень, в соответствии с данной методикой, равен 19, а минимальный 6.
Уровень групповой сплоченности по организации в целом.
13 (48,1 %) опрошенных всегда чувствуют себя членом, частью организации, 7 (25,9 %) в большинстве случаев чувствуют себя частью организации, 2 (7,4 %) иногда чувствуют себя членом организации, иногда нет, 2 (7,4 %) живут и существуют отдельно от организации, 3 (11,1 %) респондентов не знают ответ на вопрос о принадлежности к организации. Средний бал по данному вопросу равен 3,88, максимум по методике 5, а минимум 1.
11 (40,7 %) очень сильно хотят остаться в своей организации, 7 (25,9 %) скорее всего, останутся, чем перейдут, 5 (18,5 %) не видят различия между своей организацией и другими организациями, 1 (3,75 %) предпочитают перейти в другую организацию, чем остаться, 3 (11,1 %) не знают «переходить или нет». Средний бал по данному вопросу равен 3,81, максимум по методике 5, а минимум 1.
Взаимоотношения между членами организации респонденты определили следующим образом: 9 (33,3 %) опрошенных считают, что взаимоотношения у них в организации лучше, чем в других организациях; 15 (55 %) считают, что взаимоотношения такие же, как и в других организациях, 2 (7,4 %) утверждают, что взаимоотношения у них в организациях хуже, чем в других организациях; 1 (3,75 %) не знает. Средний бал по данному вопросу равен 2,22, максимум по методике 3, а минимум 1.
Взаимоотношения с руководством организации лучше, чем в других организациях определяют 8 (29,6 %) опрошенных, а такими же, как и в других организациях определяют 13 (48,1 %) респондентов, хуже, чем в других организациях считает 1 (3,75 %) опрошенных, не знают 4 (14,8 %) респондентов. Средний бал по данному вопросу равен 2,07, максимум по методике 3, а минимум 1.
8 (29,6 %) считают, что отношение к работе у них в организации лучше, чем в других организациях, 14 (51,9 %) утверждают, что у них в организации отношение к работе такое же, как и в других организациях, 5 (18,5 %) считают, что отношение к работе у них в хуже, чем в других организациях. Средний бал по данному вопросу равен 2,11, максимум по методике 3, а минимум 1.
Суммарный уровень групповой сплоченности по организации, в целом равен 14,09 это несколько ниже, чем сплоченность в отделах, но его можно считать очень хорошим уровнем сплоченности, так как при коридорном расположении отделов и сотрудников уровень сплоченности организации, как правило, значительно ниже, чем по отделам.
Уровень конфликтности в отделах
13 (48,1 %) опрошенных считают, что у них в отделе конфликтов нет, 11 (40,7 %) респондентов утверждают, что конфликты бывают, 3 (11,1 %) опрошенных не знают. Суммарный бал по данному вопросу равен 1,93, негативный максимум по методике 3, а позитивный минимум 1.
Частоту конфликтов в отделе респонденты определили следующим образом: конфликты бывают редко, утверждают 16 (59,3 %) опрошенных; не знают 11 (40,7 %). Суммарный бал по данному вопросу равен 1,41, негативный максимум по методике 3, а позитивный минимум 1.
Средний уровень конфликтности в отделах составил 1,67 это положительный показатель, так как максимальный уровень, в соответствии с данной методикой, равен 3, а минимальный 1.
Уровень конфликтности, в целом по организации
9 (33,3 %) опрошенных считают, что у них в организации конфликтов нет, 11 (40,7 %) респондентов утверждают, что конфликты бывают, 7 (25,9 %) опрошенных не знают. Суммарный бал по данному вопросу равен 2,07, негативный максимум по методике 3, а позитивный минимум 1.
Частоту конфликтов в организации респонденты определили следующим образом: конфликты бывают редко, утверждают 13 (48,1 %) опрошенных; конфликты бывают часто, считают 2 (7,4 %) респондентов; не знают 12 (44,4 %). Суммарный бал по данному вопросу равен 1,59, негативный максимум по методике 3, а позитивный минимум 1.
Средний уровень конфликтности по организации, в целом составил 1,83 это несколько выше, чем уровень конфликтности в отделах, но его можно считать положительным уровнем конфликтности, так как уровень конфликтности организации, как правило, значительно ниже, чем по отделам.
Степень устойчивости сотрудников к конфликтам в отделе
Значение конфликтов в отделе сотрудники оценили следующим образом: не имеют значения, ответили 5 (18,5 %) опрошенных; не очень большое значение 5 (18,5 %) респондентов; большое значение, оценили 16 (59,3 %) респондентов; не знают 1 (3,75 %). Суммарный бал по данному вопросу равен 1,59, позитивный максимум по методике 3, а негативный минимум 1.
Нервное напряжение от посторонних конфликтов в отделе испытывают 11 (40,7 %) опрошенных, не испытывают 9 (33,3 %) респондентов, не знают 7 (25,9 %) сотрудников. Суммарный бал по данному вопросу равен 1,93, позитивный максимум по методике 3, а негативный минимум 1.
Средняя степень устойчивости сотрудников к конфликтам в отделах составила 1,76 этот показатель ниже среднего, так как максимальный уровень, в соответствии с данной методикой, равен 3, а минимальный 1.
Степень устойчивости сотрудников к конфликтам в организации
Значение конфликтов в организации сотрудники оценили следующим образом: не имеют значения, ответили 5 (18,5 %) опрошенных; не очень большое значение 5 (18,5 %) респондентов; большое значение, оценили 16 (59,3 %) респондентов; не знают 1 (3,75 %). Средний балл по данному вопросу равен 1,59, позитивный максимум по методике 3, а негативный минимум 1.
Нервное напряжение от посторонних конфликтов в отделе испытывают 11 (40,7 %) опрошенных, не испытывают 9 (33,3 %) респондентов, не знают 7 (25,9 %) сотрудников. Средний балл по данному вопросу равен 1,93, позитивный максимум по методике 3, а негативный минимум 1.
Средняя степень устойчивость сотрудников к конфликтам в организации составил 1,76, этот показатель ниже среднего, так как максимальный уровень, в соответствии с данной методикой, равен 3, а минимальный 1.
Анализ причин конфликтов в отделах
9 (33,3 %) опрошенных считают, что главной причиной конфликтов в отделе является психологическая несовместимость сотрудников, характеров, взглядов, 7 (25,9 %) респондентов утверждают, что главная причина конфликтов связана с выполнением заданий, 5 (18,5 %) считают, что конфликты связаны с нарушением норм поведения и трудовой дисциплины, 1 (3,75 %) считают, что основа конфликтов - распределение отпусков, 1 (3,75 %) респондентов утверждают, что конфликты связанны с начислением заработной платы и премий.
Анализ причин конфликтов на уровне организации
8 (29,6 %) опрошенных считают, что главной причиной конфликтов в отделе является психологическая несовместимость сотрудников, характеров, взглядов, 6 (22,2 %) респондентов утверждают, что главная причина конфликтов связана с выполнением заданий, 7 (25,9 %) считают, что конфликты связаны с нарушением норм поведения и трудовой дисциплины, 1 (3,75 %) считают, что основа конфликтов - распределение отпусков, 2 (7,4 %) респондентов утверждают, что конфликты связанны с начислением заработной платы и премий.
Заключение.
На любом уровне, в любом звене управленческой деятельности, каких бы масштабов она ни достигала: от маленькой организации, состоящей из нескольких человек, вплоть до многомиллионных государств, людям, осуществляющим процесс управления, приходится сталкиваться с конфликтами. Это ставит их перед необходимостью овладеть умениями и навыками управленческого воздействия на развертывающиеся конфликтные противодействия.
Результаты исследования, проведенного в коллективе СООО «АвтоТракМоторс», показали, что система управления конфликтами в объекте исследования имеет высокий уровень развития. Так уровень конфликтности в целом по организации составил 1,83 (по шкале от 1 до 3), а уровень сплоченности организации составил 14,09 баллов (по шкале от 6 до 19). Показатели уровень сплоченности и уровень конфликтности являются взаимозависимыми, т.к. когда уровень сплоченности выше, уровень конфликтности ниже, т.е. коллектив един и конфликтует меньше. Данные показатели в объекте исследования имеют очень хорошее значение.
В отделах организации, как и предполагалось, уровень сплоченности выше 14,81 (по шкале от 6 до 19), чем в целом по организации, а уровень конфликтности ниже 1,67 (по шкале от 1 до 3). Стоит отметить, что в отделах преобладают конфликты, причиной которых являются межличностные отношения на почве расхождения взглядов, характеров.
Рассматривая уровень конфликтности по горизонтали и вертикали, следует выделить, что уровень конфликтности между руководством и подчиненными выше (1,99 по шкале от 1 до 3), чем между подчиненными одного уровня (1,69 по шкале от 1 до 3).
В условных возрастных группах наблюдается тенденция уменьшения уровня конфликтности по мере увеличения возраста респондентов. В группе до 35 лет (7 человек) конфликтность составила 2,03 (по шкале от 1 до 3), в группе от 36 до 44 лет (9 человек) 1,92 балла, а в группе от 45 и более (8 человек) уровень конфликтности еще ниже 1,87. Данная тенденция подтверждает, что с возрастом люди становятся более терпимы друг к другу.
По сфере возникновения и развития конфликтов в данной организации преобладают деловые конфликты, т.е. связанные с официальной деятельностью сотрудников, выполнением ими должностных обязанностей - 35 %, межличностные конфликты преобладают в отделах, и составляют 32 %. Так же в организации существуют конфликты, связанные с нарушением трудовой дисциплины и норм поведения - 23 %.
По причине распределения ресурсов в организации возникает 10 % конфликтов.
Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества. Необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.
В данной организации система распределения ресурсов имеет высокую степень развития, т.к. доля конфликтов связанных с распределением ресурсов наименьшая.
Взаимосвязь задач вызывает конфликтные ситуации в большинстве случаев 35 %.
В объекте исследования существенное значение имеют конфликты, основанные на взаимозависимости задач, что утверждают респонденты, указывающие свое мнение по снижению конфликтов: «Четкое исполнение своих должностных обязанностей и в сроки», «Четкое разъяснение должностных обязанностей».
Межличностные отношения и различия в представлениях и ценностях становятся причиной конфликтов преимущественно в отделах организации 34 %. В целом по организации, конфликты по причине межличностных отношений и различий в представлениях и ценностях возникают в 32-х % случаев.
Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, что бы объективно оценивать ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.