Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:33, курсовая работа
Предметом данной курсовой работы является то, как нужно управлять конфликтом.
Целью курсовой работы - является исследование процесса и управления конфликтной ситуацией.
Задачи курсовой работы:
1. Сформулировать определение конфликта.
2. Изучить основные характеристики и виды конфликтов.
3. Изучить способы регулирования конфликтной ситуацией.
4. Предложить пути разрешения конфликта.
Введение. стр. 3
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения конфликтов стр. 5
1.1 Понятие конфликта стр. 5
1.2 Классификация конфликтов стр. 9
1.3 Причины конфликта стр. 14
Глава 2. Управление конфликтами. стр. 19
2.1 Методы разрешения конфликта стр. 20
2.2 Последствия конфликтов стр. 29
Глава 3. Практическая часть стр. 31
Заключение. стр. 34
Список литературы. стр. 36
Задача посредника на данном этапе – увидеть и привести в действие возможные комбинации интересов участников, способствовать внесению большого количества вариантов решений, направить переговоры в русло поиска конкретных предложений. В случае, если переговоры начинают приобретать резкий характер, задевающий одну из сторон, ведущий должен найти выход из создавшегося положения.
4. Завершение переговоров
или выход из тупика. К этому
этапу уже существует
Таким образом, в сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблем.
2.3 Последствия конфликтов
Функциональные последствия конфликта.
1. Проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы, что является мотивирующим фактором. Это устранить или сведет к минимуму трудности в осуществлении решений: враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли.
2. Стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях чреватых конфликтами.
3. Конфликт может уменьшить возможности синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат мнению начальника. Это приводит к улучшению процесса принятия решений.
4. Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.
Дисфункциональные последствия конфликта.
1. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.
2. Меньшая степень сотрудничества в будущем.
3. Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами.
4. Представление о другой стороне как о "враге"; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны, как об отрицательных.
5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.
6. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.
7. Смещение акцента: придание большего значения "победе" в конфликте, чем решению реальной проблемы.
Из выше сказанного, правильное регулирование конфликта ведёт к функциональным последствиям, а если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться дисфункциональные последствия, т. е. условия, мешающие достижению целей.
Глава 3. Практическая часть
Ситуация
Руководитель фирмы отдает приказ своему подчиненному разработать новый метод производства товара. Подчиненный крайне не согласен с внедрением данной новой технологии и старается доказать свою точку зрения. Возникает конфликт между руководителем и подчиненным.
Решение
Для разрешения конфликта можно посоветовать следующее:
Руководителю необходимо заинтересовать подчиненного в том решении конфликта, которое он предполагает. Изменить мотивацию поведения подчиненного можно различными способами — от разъяснения неправильности его позиции до предложения определенных уступок, если руководитель в чем-то неправ.
Аргументируйте свои требования в конфликте. Настойчивость в требованиях к подчиненному целесообразно подкрепить убедительностью доводов и правовыми нормами.
Умейте слушать подчиненного в конфликте. Руководитель иногда принимает неверное решение из-за отсутствия необходимой информации. Ее мог бы дать подчиненный, однако руководитель не удосуживается выслушать его, а это затрудняет разрешение конфликта.
Вникайте в заботы подчиненного. Многие конфликты «по вертикали» возникают из-за неупорядоченности деятельности подчиненного, восприятия им нагрузки как чрезмерной. Более разумное отношение начальника к интересам подчиненного, иногда даже демонстрация того, что его проблемы небезразличны для руководства, делает подчиненного сговорчивее, менее конфликтным и компромиссным.
Без особой нужды не идите
на эскалацию конфликта с
Повышение голоса в конфликтном диалоге с подчиненным — не лучший аргумент. Как показывают исследования, в 30 % конфликтов с подчиненными руководители допускают грубость, срываются на крик и т.п. Грубость является признаком того, что руководитель не владеет ситуацией и собой. Слово — вот основное средство воздействия на подчиненного и использовать его нужно для разрешения конфликта, а не его обострения.
Переход с «Вы» на «ты» является фактическим унижением подчиненного. Это дает ему моральное право ответить тем же. При разрешении конфликта важно соблюдать служебную дистанцию по отношению к подчиненному, обращаться к нему на «Вы».
Если руководитель прав, то ему целесообразно действовать спокойно, опираясь на должностной статус. Спокойствие руководителя, его уверенность в себе усиливают в глазах подчиненного справедливость требований начальника.
Используйте поддержку вышестоящего руководства и общественности. Это необходимо в ситуации неуступчивости подчиненного и правоты руководителя. Важно, чтобы поддержка была направлена не на усиление давления на подчиненного, а на разрешение противоречия.
Не злоупотребляйте
возможностями должностного положения.
Должностное положение —
Не затягивайте конфликт с подчиненным. Помимо потери рабочего времени длительные конфликты чреваты взаимными обидами и, как следствие, потерей преимуществ правого в конфликте. С увеличением длительности конфликта возрастает вероятность победы подчиненного и уменьшается такая вероятность для руководителя.
Не бойтесь идти на компромисс. Особенно в тех случаях, когда у руководителя нет уверенности в своей правоте.
Если вы неправы в конфликте, то лучше не затягивать и уступить подчиненному. Необходимо найти мужество признаться в этом самому себе, а при необходимости — извиниться перед подчиненным. Сделать это желательно один на один, указав подчиненному, что он также допустил просчеты (что обычно и бывает).
Помните, что конфликтный руководитель - это не всегда плохой руководитель. Главное - быть справедливым, требовательным к себе и к подчиненным, решать проблемы, а не просто обострять отношения.
Конфликтный руководитель - всегда неудобный руководитель. Упрочению вашего авторитета будет способствовать умение разрешать предконфликтные и конфликтные ситуации неконфликтными способами.
Результаты:
• конфликт не привел к серьезному ухудшению внутреннего климата в фирме;
• руководство фирмы осознало необходимость поддержания внутрифирменных коммуникаций на уровне, соответствующем его положению в настоящий момент, и приобрело опыт поведения в конфликтных ситуациях;
• фирма продолжает нормально развиваться в новых условиях.
Заключение.
Целью данной курсовой работы являлся анализ и управление
конфликтной ситуацией. Задачи, которые
были поставлены перед выполнением работы,
реализованы.
Конфликт, оказывая влияние
на совместную деятельность людей, может
быть в то же время обращен в продуктивное
русло, обостряя возникшее противоречие
и способствуя выработке более осознанного
и целесообразного решения проблемы. Кроме
того, разрешение индивидом конфликтной
ситуации обогащает его жизненный опыт
в сфере межличностного взаимодействия.
Для того, чтобы предотвратить возникновение
конфликтов в коллективе, необходим благоприятный
социально-психологический климат среди
сотрудников.
Существует несколько
способов, чтобы справиться с конфликтной
ситуацией: уход от конфликта, приспособление,
принуждение, компромисс и сотрудничество.
В зависимости от самой ситуации и от своих
индивидуальных особенностей человек
выбирает подходящий способ.
Управление
конфликтом представляет собой сознательную
деятельность по отношению к нему, осуществляемую
на всех этапах его возникновения, развития
и завершения участниками конфликта или
третьей стороной. Важно не блокировать
развитие противоречия, а стремиться разрешить
его неконфликтными способами. Управление
конфликтами включает их предотвращение
и конструктивное завершение. Некомпетентное
управление конфликтами социально опасно.
Изменить отношение
к конфликтам практически означает изменить
взгляд на жизнь. Попробуйте по-новому
взглянуть на конфликты, и вы сможете уверенно
и даже творчески находить из них выход.
Столкнувшись со
сложной ситуацией, мы иногда проявляем
себя не с лучшей стороны - начинаем лелеять
свои трудности вместо того, чтобы попытаться
с ними справиться.
В Трудных ситуациях
не всегда нужно искать безупречное решение.
Такой поиск не только может поставить
нас в безвыходное положение, но и сам
по себе может оказаться нецелесообразным.
Нам нужно искать работающее решение,
которое "изменит конкретную ситуацию,
поведение и мышление".
Взгляд на проблемы,
в том числе и на конфликт, как на нечто
позитивное может оказаться полезным:
он способен преобразить ваше мышление
и помочь найти решение.
Список литературы.
1. А. Д. Лазукин. Конфликтология. Учебное пособие – М.: Омега-Л, 2010 – 152 с.
2. Б. З. Зельдович. Ситуационное обучение управленческим дисциплинам. Учебные пособия для вузов – М.: Экзамен, 2008 – 544 с.
3. Б. З. Зельдович. Менеджмент. Учебник – М: Экзамен, 2007 – 576 с.
4. Сперанский В.И. Управление и самоменеджмент в конфликтных ситуациях. - М.: 2001.
5. Шаленко, В.Н. Конфликты в трудовых
коллективах/ В.Н. Шаленко – М.: изд-во МГУ,
2004. – 239 с.
6. Дойч М. Разрешение конфликта.
Конструктивные и деструктивные процессы//Социально-
7. Фогмин Г. П. «Модели конфликтов», №6 2001г
8. В. В. Лукашевич. Основы управления персоналом – М.: КноРус, 2011 – 272 с.