Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 16:33, курсовая работа
Выбрав данную тему, в этой работе я хочу максимально раскрыть и проанализировать природу конфликтов.
Цели моей работы:
-раскрыть сущность конфликтов и специфику управленческих решений в условиях конфликта.
-проанализировать конфликтные ситуации и их особенности в организациях.
-описать различные методы по прогнозированию, регулированию и устранению конфликтных ситуаций.
ВВЕДЕНИЕ
Теоритические основы конфликтов в организациях.
Понятие конфликта
Причины и предпосылки конфликтов
Виды конфликтов
ΙΙ. Анализ конфликтных ситуаций в организациях.
Особенности конфликтов в организациях
Способы и методы разрешения конфликтов
ΙΙΙ. Организация управления конфликтами.
3.1. Рекомендации по регулированию и устранению конфликтных ситуаций.
Конфликт между личностью и группой. В любой организации существуют производственные группы, устанавливающие определенные нормы поведения и выработки внутри данной организации. И каждый член организации должен их соблюдать, для того чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако может возникнуть конфликт между личностью и группой, если ожидания данной группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. К примеру, офисный сотрудник, желая прибавления к заработной плате, делает сверхурочную работу и перевыполняет нормы, а группа эти действия рассматривает как «чрезмерное» усердие или даже негативное поведение по отношению к остальному коллективу. Также, между группой и отдельной личностью может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, которая будет отличаться от общей позиции группы. Допустим, на собрании все сотрудники, обсуждая возможности увеличения продаж, пришли к выводу, что этого можно добиться лишь путем снижения цен. А какой-то один сотрудник категорически с этим не согласен и твердо убежден, что эта тактика лишь создаст мнение у потребителей, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов и это приведет к уменьшению прибыли. Возможно, этот человек, мнение которого отличается от коллективного мнения, ставит интересы компании превыше всего и делает все для ее успеха и процветания, его все равно в группе будут рассматривать, как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы. Аналогичный конфликт может возникнуть не только между группой и отдельным сотрудником, но и между группой и руководителем на почве должностных обязанностей. Руководитель может предпринимать чрезмерные дисциплинарные меры по отношению к своим подчиненным. Данные меры могут быть негативно восприняты коллективом, и тогда группа может нанести ответный удар – изменить отношение к руководителю. Связи между начальством и подчиненным будет нарушены и это может привести к снижению производительности труда. Межгрупповой конфликт. Любые организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. И даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, специально крепче сплачиваются и пытаются «рассчитаться» с начальством если считают, что оно относится к ним несправедливо. К примеру, во время Хоторнского эксперимента, было обнаружено, что работники, недовольные отношением начальства и своим положением, решили работать ниже установленных норм.
Рисунок 1. Межгрупповой конфликт
Вероятно, самым распространенным конфликтом может служить непрекращающийся конфликт между администрацией и профсоюзом. Но зачастую примером межгруппового конфликта служат разногласия между штабным и линейным персоналом. Штабной персонал – совокупность трудовых ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятия и необходимы для исполнения определенных функций, достижения целей деятельности и перспективного развития. К штабному персоналу относятся работники маркетинга, отдела кадров, бухгалтерии, инженеры и т.д. Люди, входящие в штабной персонал обычно более молодые и образованные и при общении часто пользуются техническим жаргоном. В свою очередь, линейный персонал – это самая многочисленная часть штата любой компании, выполняющая в ней основные функции: это продавцы, кассиры, официанты, менеджеры по продажам и т.д. Различия между этими персоналами приводят к столкновению между людьми и зачастую к затруднению в общении. Линейные руководители могут выражать свое недовольство по поводу своей зависимости от штабных специалистов и специально отвергать их рекомендации. А в экстремальных ситуациях линейные руководители иногда выбирают заведомо неверный способ выполнения предложенный специалистами, чтобы вся идея закончилась провалом. Штабной персонал в свою очередь, возмущаются тем, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения без участия линейного персонала. Такого рода взаимоотношения, перерастающие в конфликт, обычно негативного сказываются на производственных показателях. Это пример дисфункционального конфликта. Например, отдел сбыта, как правило, ориентирован на покупателя, в то время как производственное подразделение больше заботится о соотношении затрат и эффективности, а также об экономии на масштабах (имеется в виду снижение издержек производства на единицу продукции при увеличении размеров производства, так как на каждое изделие будет приходиться меньшая доля условно-постоянных и накладных расходов. Однако при слишком больших размерах предприятия такого рода «экономия на масштабах» часто перестает действовать из-за нарастающих трудностей в управлении. Держать большие товарные запасы, чтобы быстро выполнять заказы, как предпочитает отдел сбыта, значит увеличивать затраты, а это противоречит интересам производственных подразделений. Дневная смена медицинского персонала может обвинить ночную смену в том, что та плохо ухаживает за больными. В крупных организациях одно подразделение может попытаться увеличить свою прибыльность, продавая готовую продукцию внешним потребителям вместо того, чтобы удовлетворить потребности других подразделений компании в своей продукции по более низкой цене.
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций в организациях
2.1. Особенности конфликтов в организациях
Как уже
говорилось ранее – основой любой
организации является коллектив, люди,
и само собой, без них функционирование
организации просто невозможно. И
в жизнедеятельности
И особенности организационного конфликта определяются тремя основными моментами:
2. Ролевая структура организаций.
3. Третья особенность
Кроме особенностей, в организационных конфликтах, как и в других разновидностях конфликтов, четко проявляются две черты:
Первая - референтность, сплоченность конфликтующих групп. В различных коллизиях референтные группы контролируют поведение всех членов, возводя мотивы конфликтов в надындивидуальные ценности. Другой важный момент проявляется в том, что структурные образования организации складываются не только по объективным признакам, но и в виде так называемых групп сознания, объединяющих людей по убеждениям, ценностным ориентациям, настроениям и т. д.
2.2 Способы и методы разрешения конфликтов.
Изучая
природу конфликтов, исследователи
выделили несколько эффективных
способов управления конфликтами и
разделили их на две категории:
структурные и межличностные. Как
уже говорилось, руководителям не следует
считать главной причиной конфликтов
простое различие в характерах и темпераментах
людей. Конечно, эти различия также могут
являться причиной конфликта в каком-то
конкретном случае, но это – лишь один
из аспектов, которые могут вызвать конфликт.
И руководитель не должен полностью ссылаться
на это в решении и регулировании конфликта,
а должен начать с анализа фактических
причин, а затем использовать соответствующую
методику. И уменьшить последствия конфликтов
можно, применяя методики их разрешения. Структурные
методы разрешения конфликта – это разъяснение
требований к работе, использование координационных
и интеграционных механизмов, установление
общеорганизационных комплексных целей
и использование системы вознаграждений.
Разберем каждый из методов. Разъяснение
ожиданий. Один из лучших методов управления
дисфункциональным конфликтом заключается
в четком разъяснении, чего ожидают от
каждого сотрудника и подразделения. В
частности, необходимо донести до людей
сведения об уровне эффективности, кто
должен предоставлять и получать информацию,
как распределяются полномочия и ответственность,
а также политику, процедуры и правила.
Подчиненные должны четко понимать, чего
ожидают от них в той или иной ситуации. Координационные
и интеграционные методы. Еще один метод
управления конфликтной ситуацией — это
применение координационного механизма.
Один из самых распространенных механизмов
— цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер
и представители административной школы,
установление иерархии полномочий упорядочивает
взаимодействие людей, принятие решений
и информационные потоки внутри организации.
Если два или более подчиненных имеют
разногласия по какому-то вопросу, конфликта
можно избежать, обратившись к их общему
начальнику, предлагая ему принять решение.
Принцип единоначалия облегчает использование
иерархии для управления конфликтной
ситуацией, так как подчиненный прекрасно
знает, чьим решениям он должен подчиняться.
В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого. Например, компания, где назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями — отделом сбыта и производственным отделом — сумели разрешить проблему, создав промежуточную службу, координирующую объемы заказов и продаж. Эта служба осуществляла связь между отделом сбыта и производством и решала такие вопросы, как требования к сбыту, загрузка производственных мощностей, ценообразование и графики поставок. Соподчиненные цели. Установление общеорганизационных комплексных целей — еще один структурный метод управления конфликтной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели — направить усилия всех участников на достижение общей цели. Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать цели для всего отдела, а не для каждой смены в отдельности. Аналогичным образом, установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их собственной функциональной области. В общем, компания старается уменьшить возможности конфликта, излагая общеорганизационные комплексные цели, чтобы добиться большей слаженности в деятельности всего персонала. Хочу привести в пример компанию McDonald`s, которая сформулировала комплексные цели для всех сотрудников. Профессора Паскаль и Атос говорят: «Нацелившись на создание империи ресторанов быстрого обслуживания, McDonald`s не только подчеркнула цены, качество и долю рынка, но и указала на то, что ее цель – обслуживание американцев, живущих на ограниченные средства. Эта «социальная миссия» придала больший вес ее операционной деятельности. Благодаря этим целям более высокого порядка персоналу McDonald`s было легче принять жесткую систему контроля качества фирмы. Соблюдать высокие стандарты легче, если воспринимать их в контексте помощи обществу» 1 Структура вознаграждений. Для управления конфликтами можно использовать вознаграждения, которые, влияя на поведение людей, заставляют их действовать так, чтобы избегать дисфункциональных последствий. Индивидуумы, которые вносят вклад в достижение соподчиненных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться похвалой, оплатой, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла непродуктивных действий индивидуумов и групп. Например, если вознаграждать руководителей отделов сбыта только на основании увеличения объема проданных товаров, то это может вступить в противоречие с намеченным уровнем получения прибыли. Руководители этих отделов могут увеличить объемы сбыта, предлагая без всякой надобности большие скидки и, тем самым, снижая уровень средней прибыли компании. Или может возникнуть конфликт между отделом сбыта и кредитным отделом фирмы. Стараясь увеличить объем продаж, отдел сбыта может не уложиться в рамки, установленные отделом кредитов. Это ведет к сокращению возможностей получения кредитов и, следовательно, к снижению авторитета кредитного отдела.
1 Источник: Richard T. Pascale and Anthony G. Athos, The Art of Japanese Management (New York: Warner Books, 1981), pp. 315-316 В такой ситуации кредитный отдел может усугубить конфликт, не дав согласия на неординарную операцию и лишая отдел сбыта соответствующих комиссионных. В общем и целом, можно сказать, что систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения действий, способствующих достижению целей организации как единого целого, помогает людям понять, какого поведения в конфликтной ситуации ожидает от них менеджмент. Подводя итог, заметим, что систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.
Межличностные стили разрешения конфликтов
Известны пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы. 1
Уклонение. Стиль уклонения характеризуется уходом от конфликта. Как утверждают Р. Блейк и Дж. Мутон, один из способов разрешения конфликта
утверждают Р. Блейк и Дж. Мутон, один из способов разрешения конфликта – «избегать ситуаций», чреватых противоречием и тем самым способствующих разногласиям. Тогда люди не будут возбуждаться, даже если вопрос нуждается в решении».
Сглаживание. Данный стиль характеризуется поведением, основанным на убеждении, что сердиться не следует, поскольку «мы все – одна счастливая команда, и не следует раскачивать свою лодку». Человек, пользующийся таким стилем, старается скрыть проявления конфликта и недовольства, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, при этом начисто забывается проблема, которую все же необходимо решить. Блейк и Мутон отмечают: «Можно погасить конфликт, повторяя: «Но ведь это не важно. Подумай обо всем хорошем, что сегодня произошло». В итоге наступают мир и гармония, но проблема остается. Люди не имеют возможности проявлять эмоции, но они прорастают и накапливаются. Общее беспокойство становится все очевиднее, и, вернее всего, взрыв в конечном счете неизбежен»
Принуждение. Данный стиль характеризуется попыткой человека любой ценой заставить других принять его точку зрения. Мнение других его не интересует. В общем и целом, такие люди весьма агрессивны, и для влияния на других используют власть через принуждение. По теории Блейка и Мутона «конфликт можно контролировать, пересилив его, подавив своего противника, вынудив его подчиниться по формуле «власть - подчинение». Стиль принуждения эффективен в ситуациях, когда лидер обладает сильной властью над подчиненными. Недостатки этого стиля в том, что он подавляет инициативу людей, повышает вероятность того, что не будут учтены все важные факторы, а также вызывает неприятие, особенно со стороны молодого и образованного персонала.