Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление основных путей совершенствования управления конфликтными ситуациями в трудовом коллективе с целью повышения уровня его управления и экономического состояния.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
- провести анализ состояния системы управления конфликтными ситуациями на предприятии;
- наметить основные направления по ее совершенствованию;
- представить экономическое обоснование улучшения положения по рассматриваемому вопросу.
Введение………………………………………………………………….....5
1.Общая характеристика ОАО «Продтовары»
1.Организационно-правовая форма и форма собственности………8
2.Характеристика направлений деятельности предприятия……….8
3.Организационная структура управления………………………….9
2.Характеристика и анализ состояния управления конфликтными ситуациями на предприятии ОАО «Продтовары»
1.Теоретические основы……………………………………………..12
2.Анализ состояния управления конфликтными ситуациями ……16
3.Разработка направлений совершенствования управления конфликтными ситуациями……………………………………………………..26
3.Практическая часть
1.SWOT-анализ……………………………………………………….27
2.Основные мероприятия по совершенствованию управления конфликтными ситуациями на предприятии ОАО «Продтовары»…………..28
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………….32
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….32
Введение
Каждому из нас приходилось
сталкиваться с конфликтными ситуациями.
Конфликты проявляются в
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики.
Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им должного значения.
Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать их всеми доступными ему средствами. Одной из важнейших функций руководителя является управление конфликтом. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения.
Для управляющего чрезвычайно важно быть в состоянии справиться с конфликтными ситуациями, обладать интуицией и достаточными знаниями в области психологии, хотя бы об основных конфликтных зонах человеческого поведения.
В организациях конфликты могут иметь конструктивные и деструктивные начала. Многое зависит от того, как конфликт управляется. Разрушительные последствия возникают, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников, стресса. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Организация может "распадаться на глазах".
Понятие "управление конфликтом"
используется в широком и узком
смысле. Управление в широком смысле
означает воздействие на причины
конфликта, а в узком смысле –
обеспечивает разрешение конфликтов.
При широком понимании
Прогнозирование конфликтов, возможность предотвратить либо снизить степень их масштабности, то есть управление конфликтными ситуациями в трудовом коллективе организации – залог успеха любого хозяйствующего субъекта, вышедшего либо стремящегося выйти на мировой рынок. Этим и объясняется актуальность и важность темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является выявление основных путей совершенствования управления конфликтными ситуациями в трудовом коллективе с целью повышения уровня его управления и экономического состояния. Для достижения поставленной цели была рассмотрена производственно-хозяйственная деятельность предприятия, оценена система управления конфликтами на предприятии, определены основные направления по ее совершенствованию, а также представлено экономическое обоснование улучшения положения по рассматриваемому вопросу.
Объектом исследования является ОАО «Продтовары».
Предмет – управление конфликтными ситуациями на предприятии, в частности на ОАО «Продтовары».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
- провести анализ состояния
системы управления
- наметить основные направления по ее совершенствованию;
- представить экономическое
обоснование улучшения
Открытое Акционерное Общество «Продтовары» зарегистрировано 28.06.1999 решением №341 Брестского горисполкома, образовано в процессе разгосударствления и приватизации Государственной торговой фирмы «Продтовары». Директором ОАО «Продтовары» является Козич М.М.
Юридический статус и полное наименование организации: Открытое акционерное общество "Продтовары". Почтовый адрес: 224005, г. Брест, ул. Комсомольская, 34, код ОКПО – 01567909.
ОАО "Продтовары" является
коммерческой организацией – юридическим
лицом частной формы
Источниками формирования имущества общества являются: имущество и денежные взносы, переданные обществу его участниками; продукция, произведенная обществом в результате хозяйственной деятельности; полученные доходы и иное имущество, приобретенное обществом по другим основаниям, допускаемым законом.
Основной вид деятельности ОАО "Продтовары" – розничная и оптовая торговля продовольственными товарами. ОАО "Продтовары" реализует практически все виды продовольственных товаров.
ОАО "Продтовары" широко
известно в Республике Беларусь. Активное
участие в международных
ОАО "Продтовары" постоянно
проводит работу по наращиванию и
расширению материально-технической
базы, перепланировке торговых залов.
Постоянно расширяется и
Постоянный поиск путей дальнейшего расширения услуг привел к созданию в ОАО "Продтовары" широкой сети общественного питания: бары быстрого обслуживания, кафетерии при магазинах, кафе, кондитерский цех.
Согласно уставу органами
управления общества являются общее
собрание участников общества и директор,
который осуществляет руководство
текущей деятельностью
На предприятии существует линейно-функциональная структура управления, когда руководство фирмой осуществляется не только из центра, но и непосредственно на местах. В каждом хозяйственном подразделении (отделе, магазине, складе) ОАО "Продтовары" действует управленческий персонал, координирующий работу конкретного субъекта управления в соответствии с генеральной стратегией фирмы. Линейно-функциональная структура - это структура в основу, которой положен принцип построения и специализации управленческого персонала по функциям. Руководитель предприятия четко определяет права и обязанности функциональных руководителей.
Организационная структура ОАО «Продтовары» представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Организационная структура ОАО «Продтовары»
По состоянию на 01.01.2012 года в состав ОАО "Продтовары" входят следующие структурные подразделения:
Таблица 1.1 Структурные подразделения ОАО "Продтовары"
Наименование подразделения |
Место расположения |
1 |
2 |
Универсам № 1 |
г. Брест, ул. Волгоградская, 38 |
Универсам № 2 |
г. Брест, ул. Волгоградская, 1 |
Универсам № 3 "Сатурн" |
г. Брест, бул. Космонавтов, 33 |
Универсам № 4 "Меркурий" |
г. Брест, пр.П.М. Машерова, 53 |
Универсам № 5 "На болоте" |
г. Брест, ул. Котовского, 9 |
Универсам № 6 |
г. Брест, ул. Ленина, 4 |
Магазин № 7 |
г. Брест, ул. Советская, 48 |
Магазин № 8 |
г. Брест, ул. Дубровская, 7 |
Магазин № 9 |
г. Брест, ул. Набережная Ф. Скорины, 14 |
Магазин № 10 |
г. Брест, ул. Пригородная, 32 |
Магазин № 11 |
г. Брест, пр.П.М. Машерова, 11 |
Магазин № 12 |
г. Брест, ул. Пушкинская, 18 |
Магазин № 13 |
г. Брест, ул. Красногвардейская, 5 |
Магазин № 14 |
г. Брест, ул. Пушкинская, 1 |
Универсам № 16 "Южный" |
г. Брест, ул. Жукова, 16 |
Кафе II наценочной категории |
г. Брест, ул. Энгельса, 3 |
Кафе "Энигма" |
г. Брест, ул. Комсомольская, 34 |
Структура аппарата управления предприятия может быть представлена следующим образом (рис. 1.2)
Рис.1.2 Структура аппарата управления предприятием
Наиболее важными звеньями
организационной структуры
Возрастная структура трудового персонала ОАО «Продтовары» представлена на диаграмме 1.1.
Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Конфликт (от лат . conflictus - столкновение), столкновение сторон, мнений, сил.
Участники конфликта называются оппонентами, ими могут быть отдельные люди, формальные или неформальные группы и организации. Конфликт всегда порождается некоторой причиной противоборства оппонентов, которая называется объектом конфликта.
Под конфликтом понимается
наиболее острый способ разрешения значимых
противоречий, возникающих в процессе
взаимодействия, заключающийся в
противодействии субъектов
Отсутствие конфликтов в
организации в определенной мере
может служить показателем
Рисунок 2.1. - Конфликт и консенсус
Поэтому задача руководителя состоит не в предотвращении конфликта, а в управлении им, т. е. в его урегулировании и разрешении причин конфликта. Целью управления конфликтом является минимизация неизбежных экономических, социальных и нравственных потерь и максимизация такого же рода приобретений. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.