Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление основных путей совершенствования управления конфликтными ситуациями в трудовом коллективе с целью повышения уровня его управления и экономического состояния.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
- провести анализ состояния системы управления конфликтными ситуациями на предприятии;
- наметить основные направления по ее совершенствованию;
- представить экономическое обоснование улучшения положения по рассматриваемому вопросу.
Введение………………………………………………………………….....5
1.Общая характеристика ОАО «Продтовары»
1.Организационно-правовая форма и форма собственности………8
2.Характеристика направлений деятельности предприятия……….8
3.Организационная структура управления………………………….9
2.Характеристика и анализ состояния управления конфликтными ситуациями на предприятии ОАО «Продтовары»
1.Теоретические основы……………………………………………..12
2.Анализ состояния управления конфликтными ситуациями ……16
3.Разработка направлений совершенствования управления конфликтными ситуациями……………………………………………………..26
3.Практическая часть
1.SWOT-анализ……………………………………………………….27
2.Основные мероприятия по совершенствованию управления конфликтными ситуациями на предприятии ОАО «Продтовары»…………..28
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………….32
Конфликты возникают в процессе деятельности между фирмой и налоговой инспекцией, а именно конфликты между руководителем фирмы и налоговой инспекции по поводу оформления документов и уплаты налогов.
Разногласия с конкурентами происходят по поводу занижения цен на одинаковый товар, а также из-за переманивания покупателей ("купите, у нас недорого и лучше, чем у них").
Предприятие и ее сотрудники стараются следовать некоторым условиям по предотвращению конфликтных ситуаций.
Это происходит следующим образом. В первую очередь – это создание условий, которые препятствуют возникновению и развитию конфликтных ситуаций.
Одним из таких условий является избавление от бездельников, так как они сами не хотят выполнять работу и показывают плохой пример другим работающим, в результате срывается весь настрой на достижение целей фирмы. Руководитель ведет наблюдение за работой каждого сотрудника и, если выясняется, что человек не имеет желания работать качественно и эффективно, его увольняют.
Следующим условием предотвращения конфликтов в фирме является забота о справедливости. Руководитель старается относиться справедливо по отношению к сотрудникам, не наказывает невиновных, прежде чем что-то предпринять, очень хорошо продумывает, какие последствия вытекут из его решений, не пострадает ли кто-то из невиновных, задает себе вопрос: "Правильно ли я поступаю в данной ситуации?"
На предприятии ОАО «Продтовары» руководитель справедливо относится к выплате заработной платы, а также к материальным поощрениям. Выплачивает только тем, кто действительно хорошо поработал.
На предприятии есть правило: хорошо оплачивается только та работа, которая выполнена качественно и в небольшой промежуток времени.
Заработная плата
В отношениях продавцов с покупателями все гораздо сложнее. Принятое решение или какая-то договоренность нарушается всегда со стороны покупателя. Предприятие и ее сотрудники идут навстречу покупателям и делают уступки, в результате страдает предприятие. Отсюда можно сделать вывод: никогда не делай поблажек потребителям, все обернется против тебя.
На фирме для предотвращения конфликтов используется принцип объективности и уступчивости. Обычно сотрудники не сосредотачиваются на собственных интересах и по возможности или при необходимости отступают от своей позиции, они стараются учесть и понять заботу окружающих.
Любое решение, которое принимается, по своей воле переносится легче.
Отношения в коллективе складываются при помощи уступок, происходит учет не только своих интересов, но и интересов других сотрудников фирмы. Готовность уступить смягчает напряженную обстановку не только в коллективе фирмы, но и в процессе деятельности (отношения между продавцом и покупателем) и иногда вызывает встречную инициативу, а если на оппонента оказывается давление – это всегда вызывает сопротивление с его стороны.
Также на предприятии в процессе деятельности используют принцип ясности и доброжелательности.
Если произошли разногласия
в процессе деятельности, то, прежде
всего, ситуация разбирается критически
для представления основных и
первоначальных позиций, как собственных,
так и своего противника. Сотрудники
анализируют позицию оппонента (есть
ли возможность в более
Это позволяет избежать ошибочного приписывания своему противнику враждебной позиции, а также нейтрализовать или смягчить обстановку.
На предприятии применяется один из способов реализации принципа доброжелательности – это отказ от принуждения партнера к навязываемым ему действиям или решениям. Ему предоставляется возможность свободного выбора между вариантами, устраивающими субъекта. В качестве примера можно взять: Руководителю предприятия необходимо, чтобы сотрудники вышли на работу в тот день, когда они обычно отдыхают. Во избежание принуждений и каких-то противоречий, руководитель всем, кто выйдет на работу, выплатит материальные поощрения (незначительные для него, но они сыграют роль для сотрудников).
В процессе работы трудно быть
доброжелательным без достаточной
ясности в отношении человека,
чье поведение непонятно и
настораживает. Но и попытки установить
ясность без
Сотрудники предприятия в процессе своей деятельности учатся как-то управлять своими реакциями, сдерживать негативные эмоции при возникающих разногласиях, правда это не всегда получается.
Для бесконфликтного взаимодействия руководителя и подчиненных используются следующие способы и условия:
Для бесконфликтного взаимодействия
сотрудников фирмы с
Разрешение конфликтов на предприятии происходит с помощью компромисса при возникновении конфликтных ситуаций руководителя с подчиненными; покупателей с продавцами; между продавцами предприятия; фирмой и ее поставщиками; с конкурентами и частично с налоговой инспекцией.
Стратегия соперничества применяется при разрешении конфликтов руководителя с подчиненными; налоговой инспекцией с предприятием; продавцов с конкурентами.
Стратегия сотрудничества применяется при возникновении разногласий между: руководителем и подчиненными; предприятием и поставщиками; покупателями и продавцами; между менеджерами по продаже фирмы; менеджерами отдела и подчиненными.
Стратегия приспособления (уступка) применяется в следующих случаях конфликтов между: руководителем и подчиненными; продавцами предприятия, продавцами и покупателями.
При разрешении разногласий с подчиненными руководитель использует следующие методы:
Подчиненные при разрешении
конфликтов с руководством стараются
выполнять несколько
Анализируя работу предприятия ОАО «Продтовары» можно заметить, что конфликтные ситуации, возникающие в процессе функционирования, довольно типичны, как типичны и виды конфликтов и варианты их решений.
Цель разработанного предложения
выражается в том, чтобы структура
рабочих отношений в
Для предотвращения и решения конфликтных ситуаций, обеспечения стресса устойчивости персонала в ОАО «Продтовары», предлагается ввести дополнительную штатную единицу – Психолога.
Необходимость психолога объясняется следующими факторами:
Внутренняя среда |
Сильные |
Слабые |
Квалифицированный персонал Хорошая репутация предприятия Опыт Высокое качество обслуживания покупателей Внедрение системы менеджмента качества Высокая сплоченность коллектива. |
Высокие показатели текучести
кадров среди работников административно- Большое число новых сотрудников Необходимость обучения персонала Возникновение конфликтов и недовольств в трудовом коллективе Разногласия в трудовом коллективе | |
Внешняя среда |
Возможности |
Угрозы |
Расширение рынков сбыта Выход на новые рынки Вложения со стороны инвесторов Удобное месторасположение Развивающая экономика региона |
Конкуренция Повышение закупочных цен Трудности доставки товаров Изменение потребностей или вкусов потребителей |
Сильными сторонами
Проведенный SWOT-анализ показал,
что предприятие имеет высокие показатели
текучести кадров среди работников административно-
Высокая текучесть кадров
может объясняться как