Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:51, курсовая работа
Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность работать? Эти и многие другие вопросы обязательно возникают тогда, когда происходит управление людьми.
Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА. 6
1.1. Содержание понятия мотивации. 6
1.2. Процесс мотивации. 7
1.3. Методы мотивирования персонала. 10
1.4. Основные правила мотивации. 14
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ. 15
2.1. Развитие систем мотивации. 15
2.2. Теории содержания мотивации. 17
2.3. Процессуальные теории мотивации. 28
ГЛАВА 3 .АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО “МОРОЗКО” 37
3.1. Организация мотивации персонала труда на предприятии 37
3.2. Рекомендации по совершенствованию и развитию мотивационной деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых работников.
Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека. [2]
Конечно, ни одна система материального вознаграждения не может в полной мере учитывать характер и сложность труда, личный вклад работника и весь объем работы, так как многие трудовые функции вообще не фиксируются в нормативных актах и должностных инструкциях.
Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.
Как отмечалось, кроме экономических (материальных) способов мотивации существуют не экономические, а именно: организационные и морально-психологические.
Организационные способы мотивации (мотивирования) включают в себя:
Морально-психологические методы мотивирования включают в себя:
Своеобразным комплексным методом мотивации является продвижение в должности. Однако этот метод внутренне ограничен, так как, во-первых, в организации число должностей высокого ранга ограничено; во-вторых, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических мотивов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономических методах мотивирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально–психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала. [28]
Приведенная схема классификации
методов мотивирования является
классической. В современном
менеджменте применяются и иные
группировки методов
1.4. Основные правила мотивации.
Научные исследования и практика позволили выработать следующие правила мотивации, соблюдение которых позволяет повысить эффективность мотивационных мероприятий.
2.1. Развитие систем мотивации.
Первоначальные подходы к значимости мотивационного процесса в трудовой деятельности относятся к периоду промышленной революции в странах Запада.
В течение почти всей первой половины XIX в. экономические и социальные условия жизни в сельских местностях Англии были так тяжелы, что фермеры, наводнявшие города, согласны были на любую работу за такую мизерную зарплату, которая позволяла им просто выжить.
У работодателей редко возникали проблемы с мотивацией рабочих. Трудящиеся не имели никакой юридической защиты; бедность и безработица были настолько распространены, что люди испытывали чувство благодарности за любую работу.
Одно из немногих исключений из этого удручающего правила - пример шотландского промышленника начала XIX в. Роберта Оуэна. Он полагал, что работники его текстильной фабрики должны рассматриваться как «живые машины» в противоположность заводским «одушевленным машинам». Из этого он делал вывод, что поддержание жизненного уровня работников настолько же важно, как и уход за механическим оборудованием.
К этому же периоду
относятся экономические
Р. Оуэн и А. Смит в своих трудах подошли к основам классической теории мотивации. Ее суть может быть сформулирована очень просто: деньги - единственный мотивирующий фактор в работе. Люди рассматривались как чисто экономические существа, которые работали только за деньги, необходимые им для получения пищи, одежды, крова и других необходимых вещей. Для мотивации работающих, следовательно, менеджер должен был только сказать им, что они будут зарабатывать больше денег, если будут способствовать достижению целей компании.
Выразителем этой классической теории был Фредерик У. Тэйлор (1856 - 1915), которого часто называют отцом научного менеджмента. Твердый сторонник теории разделения труда, Тэйлор разбивал работу на мелкие модули (подразделения), эффективные с точки зрения процесса производства и легко контролируемые. Затем он определял разумный уровень производительности для каждого подразделения и устанавливал квоту, или минимальную цель, достижение которой он был вправе ожидать от каждого работника. Согласно его модульной системе, работники, которые только-только достигали этой квоты, оплачивались исходя из некоторой сдельной ставки. Те же, кто производил сверх квоты, получали большую оплату за каждый произведенный предмет, а не только за произведенные сверх квоты. Таким образом, работники получали сильнейший стимул для увеличения производительности.
Около 1900 г. система Тэйлора была использована на заводах Бэтлхэм Стил и принесла впечатляющие результаты: средняя заработная плата рабочих-формовщиков поднялась от 1.15 долл. до 1.85 долл. в день. В это же время производительность выросла настолько резко, что затраты на формовку уменьшились более чем на 50%,- т. е. выгода была для обеих сторон.
Позднее вопросы
мотивации разрабатывались Элто
Сила, противостоящая этим изменениям, заключалась в «социальном давлении». Работники выработали некоторые стандарты поведения, в то же время действовал «эффект выравнивания»: как «выскочки», так, и «ленивцы» вызывали порицание со стороны коллектива.
Еще один интересный результат: после проведения исследования производительность выросла на 30 %, хотя не было никаких изменений в технологии или оборудовании. Просто участие в проекте привело к чувству партнерства с менеджерами в процессе достижения одной и той же цели. [21]
2.2. Теории содержания мотивации.
2.2.1. Иерархия потребностей Абрахама Маслоу.
Абрахам Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим. Каждый человек в одно и то же время имеет потребности всех пяти типов, но сила каждой потребности в какое-то конкретное время зависит от личностных приоритетов человека. В зависимости от этих приоритетов выстраивается иерархия потребностей.
Управленец,
который знает уровень
Далее приведены 5 уровней иерархий потребностей Маслоу [Приложение 2]: