Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 23:37, курсовая работа
Актуальность выбранной темы определяется существованием достаточно большого теоретического и практического пробела в изучении вопросов связанных с управлением инновациями. Необходимость изучения инновационного развития производства предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента, направленного на управление процессами обновления всех элементов производственных систем.
Цель работы: определение проблем и мероприятий по их устранению и эффективности их реализации в сфере нововведений на предприятии ОАО «Калугатрансмаш».
Федеральное агентство по образованию
Калужский государственный университет
Им. К. Э. Циолковского
Инженерно – педагогический факультет
Кафедра экономики и менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине: «менеджмент и маркетинг»
на тему: «Управление нововведениями на предприятии»
Выполнила: студентка
3 курса, группы ИП-33
Назарова П.В.
Проверила:
Лебедева Д.Н.
Калуга 2012
Содержание.
Введение.
Актуальность выбранной темы определяется существованием достаточно большого теоретического и практического пробела в изучении вопросов связанных с управлением инновациями. Необходимость изучения инновационного развития производства предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента, направленного на управление процессами обновления всех элементов производственных систем.
Цель работы: определение проблем и мероприятий по их устранению и эффективности их реализации в сфере нововведений на предприятии ОАО «Калугатрансмаш».
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью вынуждены заниматься буквально все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Задачей данной работы является охарактеризовать объект исследования, обосновать и подтвердить актуальность выбранной темы; рассмотреть и проанализировать разные точки зрения, подходы к исследуемой теме «Управление нововведениями на предприятии»; изложить и проиллюстрировать сложившуюся практику решения на предприятии ОАО «Калугатрансмаш» проблем в сфере инноваций; выявить возможные пути реальной ликвидации разрыва между желаемым и фактическим уровнем состояния инновационного менеджмента; определить эффективность предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования данной проекта является ОАО «Калугатрансмаш». Предмет исследования – управление нововведениями на ОАО «Калугатрансмаш».
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса.
Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Для успешного осуществления внедрения инноваций на предприятии необходима профессиональная система инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Глава 1
Менеджмент сегодня во всем мире и, конечно, в России, а также менеджмент завтра - это, прежде всего, управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей составной частью менеджмента во всех его ипостасях становятся инновации - процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства. Инновации включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы (новые товары, новые услуги, новые благоприятные условия, для клиентов включая цены, и т. д.). Инновационный процесс - совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия при контроле за рентабельностью работы каждого звена.
Инновации в российских условиях - главное средство сохранения позиций фирмы на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель обязан предвидеть их необходимость и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:
- выявление тех видов товаров и услуг, которые обеспечат желаемую долю рынка;
- определение товаров и услуг, заменяющих устаревающие, внедрение инноваций во всех других сферах деятельности фирмы делопроизводство, реклама и т. д.;
- сбалансирование кратко- и долгосрочных программ инноваций (как увеличить прибыль, каким образом эффективнее использовать имеющиеся средства и т. д.).
Общеизвестно, что под нововведениями понимают сложный комплекс различных видов деятельности, начиная с возникновения идеи и последующих стадий исследований, разработок, проектирования, изготовления нового образца, анализа рынка сбыта до поступления новой продукции в сферу сбыта. С чисто экономической точки зрения нововведение - прибыльное использование научно-технических и других достижений посредством производства новой потребительской стоимости. Нововведения ныне стали одним из главных резервов обеспечения экономического роста фирмы, сохранения, и усиления ее конкурентных позиций на рынках сбыта. Ускорение процесса создания и сбыта новых видов товаров рассматривается как важнейший составной элемент всей рыночной стратегии. Совершенно очевидно, что в настоящее время сохранение конкретного объема продаж фирмой возможно лишь при непрерывном вводе на рынок новых товаров и услуг.
Многие в
России признают важность инноваций, но
это вовсе не означает, что они
должным образом их осуществляют.
Часто нововведения даже не находят
необходимой экономической
Особое значение сейчас в России приобретает создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений. Современная ситуация характеризуется резким обострением конкурентной борьбы. В этих условиях инновации становятся обязательным элементом хозяйственной деятельности предприятия и являются основной движущей силой и предпосылкой его развития. Нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленном на выживание, сохранение и упрочение своего положения на рынке в долгосрочной перспективе. Однако пока способности к инновационным подходам внутри самих организаций, как на индивидуальном, так и на групповом уровне часто не развиты и не ценятся по достоинству. Хорошие идеи и предложения нередко тонут в трясине бюрократизма и самоудовлетворенности или хуже того, даже не выносятся на рассмотрение руководства из опасения, что они не будут приняты. В результате наблюдается ситуация, что многим фирмам не удастся извлечь выгоду из благого стремления их сотрудников к инновациям.
Инновационный климат - это сформированная определенным образом обстановка, в которой человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе. Инновационный климат в фирме необходим, если она намерена разработать новую продукцию с расчетом на рыночный успех. Такой климат можно создать в результате использования принципов инновационного менеджмента, стимулировать чувство ответственности и решимости в достижении намеченной цели, вносить полную ясность относительно поставленных перед коллективом задач, формулировать коллективу и отдельным его членам задачу в полном объеме (объясняя, что они должны делать и к чему стремиться), обеспечивать условия для творческого труда, создавать оптимальные условия для успешного выполнения поставленной задачи, поддерживать и стимулировать коллектив при решении возникающих проблем.
Новые принципы управления строятся на признании в качестве системообразующих элементов инновационного процесса его непрерывности, но в то же время неупорядоченности, низкой предсказуемости результатов. Реорганизация управления инновационной деятельностью предполагает создание таких организационных отношений, которые позволили бы более полно использовать творческий потенциал коллектива. При всем многообразии современных конкретных форм подобных связей представляется возможным выделить ряд общих черт:
безоговорочная
поддержка инновационной
высокий уровень и постоянное совершенствование коммуникаций, когда проблема «штурмуется» с разных сторон, образуются новые информационные комбинации и связи на каждом уровне управления, возникает более широкий ряд решений. Поэтому инновационные структуры стремятся усилить циркуляцию информации между подразделениями и отдельными сотрудниками; использование комплексных мотивационных систем, включающих различные формы и методы материального поощрения инновационной деятельности, и, кроме того, широкий набор социально-психологического воздействия на работников; непрерывность обогащения сотрудниками своих знаний в условиях обострившейся конкуренции, в которой решающее значение приобретают новизна и качество услуг, высокий профессионализм персонала, его способность и желание творчески осваивать современные технологии, разрабатывать новые продукты превращаются в важнейший фактор коммерческого успеха. Поэтому процесс подготовки и переподготовки кадров всесторонне поддерживается высшим руководством и расценивается им как составная часть работы предприятия, как один из главных рычагов сохранения его приоритетных позиций в современном быстроменяющемся мире.
Под инновацией обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам, в производственной, организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.
Инновационный процесс – деятельность по созданию, реализации и распространению инноваций в общественном производстве. Инновационная деятельность направлена на создание производства новых или недостающих товаров (услуг). Инновации имеют для предприятия огромное значение, т.к. именно они определяют его потенциал развития на долгосрочную перспективу [4, с. 59].
Управление нововведениями представляет собой сочетание различных функций (маркетинг, планирование, организация, контроль), каждая из которых направлена на решение разнообразных специфических вопросов взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы, требующих осуществления большого числа конкретных мероприятий. Сфера управления охватывает не только производство, но научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР), сбыт, финансы, коммуникации, т. е. все стороны обширной деятельности предприятия.
1.2 Управление инновациями
В настоящее
время совершенствование
-создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств,
-нацеленность всей инновационной деятельности на нужды потребителя,
-определение приоритетных направлений инновационной работы исходя из целей и задач фирмы,
-сокращение числа уровней в управлении с целью ускорения процесса «исследование - производство - сбыт»,
-максимальное сокращение сроков разработки и внедрения нововведений, организация работы не по «эстафетному» принципу, а на основе одновременного, параллельного решения инновационных задач.
Анализ инновационной системы управления нововведения целесообразно проводить в тесной связи с типом инновационной стратегии - с одной стороны, а с другой стороны - структурой технологией, кадрами и другими параметрами фирмы. Интенсификация научно-исследовательских работ позволяет предприятиям выдвигать концепции новых товаров, применять новейшие, гибкие технологии, оперативно снимать с рынка устаревшие товары, обеспечивать высокие темпы перестройки производственно-сбытовой линии фирмы, быстро выходить на новые рынки, концентрировать усилия на решении проблем избранных групп потребителей (специализация), распространять свою деятельность на другие страны.
Инновационная структура должна отвечать, следующим требованиям, поддерживать постоянное появление, генерацию новых идей, способствовать проникновению нововведений в действующие организационные правила и процедуры, внедрять новые идеи и превращать их в часть ежедневной оперативной работы, т.к. даже самая великолепная идея до тех пор не будет выгодной, пока не станет частью оперативной работы.
Информация о работе Управление нововведениями на предприятии