Управление нововведениями на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы определяется существованием достаточно большого теоретического и практического пробела в изучении вопросов связанных с управлением инновациями. Необходимость изучения инновационного развития производства предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа менеджмента, направленного на управление процессами обновления всех элементов производственных систем.
Цель работы: определение проблем и мероприятий по их устранению и эффективности их реализации в сфере нововведений на предприятии ОАО «Калугатрансмаш».

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Возможности угрозы, поступающие со стороны внешней  среды

Возможности

Доступна значительная доля рынка.

Отсутствие  сильных конкурентов.

Способствование производству и реализации продукции.

4. Заинтересованность отечественных партнеров в сотрудничестве.

5. Наращивание объемов производства предметов народного сбыта;

6. Повышение имиджа фирмы.

7. Обновление и модернизация оборудования.

8. Выход на новые рынки.

9. Заинтересованность отечественных партнеров в сотрудничестве.

Угрозы

Возможное появление  новых сильных конкурентов.

Применение  передовой технологии и техники  конкурентами.

Срыв поставок поставщиками.

Качество сырья  не соответствует внутренним и нормативным  требованиям.

Повышение цен  на сырье и материалы.

Уменьшение  заказов на продукцию и ее приобретение.

Сложности в  привлечении инвестиций (финансовых ресурсов).

8. Экономическая нестабильность.

9. Высокие налоги.

10. Ужесточение государственного регулирования.

 

«Дерево целей». Анализ внутренних и внешних условий  является, по сути, начальным этапом описания действующей на предприятии  системы управления. Следует подходить  к такому описанию, исходя из задач системного анализа.

Задача системного анализа заключается, прежде всего, в том, чтобы правильно сформулировать цель и построить «дерево целей». Промежуточные цели по отношению  к главной цели системы являются подцелями (средством), работой, которую надо выполнить, чтобы приблизиться к осуществлению главной цели.

Дерево целей  — граф, схема, показывающая членение общих (генеральных) целей на подцели, последних — на подцели следующего уровня и т. д. (дерево — это связный  граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов; в данном случае такими элементами являются цели и подцели).

Представление целей в данной работе начинается с верхнего яруса, дальше они последовательно  разукрупняются. Причем основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, то есть так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.

Цель организации, есть желаемый результат, на достижение которого направлены усилия организации.

Для определения  целей и их структуры удобнее  построить «дерево целей».

Согласно «дереву  целей» видно, что на предприятии  одной из важных целей стоит достижение эффективной инновационной деятельности, с помощью создание инновационного отдела, потому что именно нововведения обеспечивают эффективную деятельность предприятия. Правильно подобранные инновации обеспечат ОАО «Калугатрансмаш» устранение сильных конкурентов. К целям 2-го уровня относятся:

Обеспечение квалифицированным  персоналом в области инноваций. На ОАО «Калугатрансмаш» не хватает  людей, которые бы занимались именно нововведениями, как производственными, так и управленческими.

Обеспечение финансовыми  и материально-техническими ресурсами. Данная цель стоит почти у всех предприятий РФ, для финансирования новых разработок не хватает средств, и из этого вытекает, что многие новшества не попадают к потребителю. Но следствием этой проблемы можно обозначить то, что финансирование разработок на ОАО «Калужский завод транспортного машиностроения» должно быть гибким в динамике в зависимости от спроса на рынке.

Создание новой  продукции и технологии. На «Калугатрансмаше»  существуют лаборатории по анализу  и разработке продукции, но требуется  их расширение их площадей и приобретение нового оборудования, в том числе и испытательного.

Внедрение инновационного прогнозирования и программирования. Это функция должна играть значительную роль, потому что предприятие должно реагировать на спрос и соответствующим образом изменять номенклатуру продукции.

 

Анализ факторов внешней среды складывается с  описания общих экономических условий, складывающихся в отрасли, перспектив ее развития, модели отраслевого рынка. На функционирование отрасли и предприятия  оказывают влияние большое число факторов.

Определим факторы  фонового окружения (косвенного воздействия), оказывающие наиболее существенное влияние на функционирование предприятия  ОАО «Калугатрансмаш».

 

Таблица 2.1.1 Схема  декомпозиции целей и функций

Иерархия целей

Конечный показатель (критерий)

Исполнители (структурный блок, обеспечивающий достижение целей)

  1. Обеспечение квалифицированным персоналом в сфере инноваций

2. Обеспечение финансовыми и материально-техническими ресурсами

  1. Создание новой продукции и технологии
  2. Внедрение инновационного прогнозирования и программирования
  3. Коммерциализация инноваций и их продажа в другие организации
  1. Большее число работников на предприятии занимаются разработкой инноваций
  2. Ускорение производства

3. Увеличение конкуренции предприятия

4. Выход на новые рынки

5. Увеличение чистой прибыли у предприятия

  1. Отдел кадров

2. Отдел снабжения

3. Инновационный отдел

4. Инновационный отдел

 

Планово-экономический  отдел, информационно-аналитический отдел, отдел сбыта


В целом выполнение этих целей будет способствовать развитию предприятия в наиболее эффективном направлении.

К факторам косвенного влияния относятся те, которые  напрямую не связаны с деятельностью  предприятия, однако могут оказывать  некоторое воздействие на его развитие (табл. 2.1.2.).

Таблица 2.1.2 Факторы косвенного влияния

Фактор

Проявление фактора

Влияние на предприятие

Возможная реакция со стороны предприятия

1. Государство

1)Высокий уровень  инфляции;

2)Низкий уровень  доходов населения

1)Падение прибыльности предприятия;

2)Снижение продаж

Изменение ценовой политики

2. Природно-географические условия

1)Удаленность  от поставщиков;

2)Изменение  качества сырья

1)Высокие транспортные  расходы;

2)Изменение  качества готовой продукции

1)Смена поставщиков;

2)Повышение  входного контроля качества сырья

3. Научно-технический прогресс

Появление новых  технологий производства

Изменение конкурентоспособности предприятия

Приобретение  современного оборудования и использование передовых технологий


После анализа  внешней среды следует проанализировать сильные и слабые стороны организации (таблица 2.1.4.).

 

Таблица 2.1.4 Сильные и слабые стороны предприятия

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Производство.

1. Эффективная  система контроля за процессом изготовления продукции.

2. Высокий уровень производства продукции.

3. Относительно  высокое качество продукции, постоянное его улучшение.

1. Дорогое сырьё.

2. Высокие издержки.

3. Устаревшая  технология изготовления продукции.

4. Устаревшее, изношенное, несоответствующее современным требованиям оборудование.

2. Кадры.

1. Высокая квалификация  кадров.

2. Рабочие со  стажем.

3.Рабочие с  высшим техническим образованием.

1. Не очень  высокий уровень мотивации труда.

2. Текучесть  кадров

3. Маркетинг.

1. Эффективная  система сбыта готовой продукции.

2. Сбор информации о рынках сбыта.

1. Не в полной  мере используются инструменты продвижения товаров и рекламы.

4. Организация.

1. Отлаженное  партнерство с поставщиками.

2. Эффективное  взаимодействие различных структурных подразделений.

1. Зависимость  от поставщиков.

5. Финансы.

1. Финансово  устойчивое предприятие.

2. Достаточно  быстрая оборачиваемость средств.

3. Достаточное  количество собственных оборотных средств.

1. Получение  прибыли в основном используется на ремонт оборудования.

2. Непрерывный  контроль за издержками, возможности снижения издержек не используются.


Итогом анализа  среды предприятия является таблица  угроз и возможностей, сильных и слабых сторон предприятия (таблица 2.11.4.). После проведения внутреннего обследования, выявления сильных и слабых сторон и взвешивания факторов по степени важности, те, которые могут подождать, и те, на которые можно опираться, чтобы воспользоваться возможностями во внешней среде. Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы.

 

Таблица 2.11.5 Угрозы и возможности, сильные и слабые стороны

Возможности

Сильные стороны

1. Повышение имиджа фирмы.

2. Обновление и модернизация  оборудования.

3. Выход на новые рынки.

4. Заинтересованность партнеров  в сотрудничестве.

5. Развитие сервисных услуг.

1. Сильная управленческая команда.

2. Высокая квалификация персонала.

3. Относительно высокое качество  продукции и постоянное его улучшение.

4. Финансово устойчивое предприятие.

5. Эффективный менеджмент.

6. Защищенность от сильного конкурентного  давления.

Угрозы

Слабые стороны

1. Возможность появления  новых конкурентов.

2. Экономическая нестабильность.

3. Высокие налоги.

4. Слабая законодательная база.

5. Ужесточение государственного регулирования.

1. Зависимость от поставщиков.

2. Недостаточные маркетинговые  исследования.

3. Недостаточная гибкость производства.

4. Отсутствие финансовых ресурсов, необходимых для реализационной стратегии.

5. Не очень высокий уровень  мотивации труда.


Из SWOT – анализа видим, что слабыми сторонами предприятия являются Зависимость от поставщиков, недостаточная гибкость производства, неспособность финансировать стратегические изменения и не очень высокий уровень мотивации труда. В основе, этого лежит: экономическая нестабильность, слабая законодательная база, высокие налоги. Противовесом выступают возможности: обновление и модернизации оборудования, выход на новые рынки, заинтересованность партнеров в сотрудничестве. Они лежат в основе сильных сторон предприятия: защищенность от сильного конкурентного давления, финансовая устойчивость предприятия, сильная управленческая команда, высокая квалификация персонала.

Проведя анализ конкуренции на рынке асбестоцементных изделий, можно сделать вывод, что  продукция предприятия по техническим параметрам не уступает продукции конкурентов и является достаточно конкурентоспособной, следовательно, существуют предпосылки для дальнейшего расширения рынков сбыта и упрочения на них своих позиций.

 

Глава 3

 Принятие решения

 

Управленческое  решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели.

Импульсом управленческого  решения является необходимость  ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы. Все предыдущие исследования (глава 3) помогут приблизиться к решению проблемы.

Согласно теории принятия решений оценка вариантов  должна проводиться при помощи целостной  системы критериев.

Существует  множество моделей и методов принятия решений, методов оптимизации решений.

Оптимизация решения  – это процесс перебора множества  факторов, влияющих на результат. Оптимизационное  решение – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решения.

Применим один из методов оптимизации решения  проблемы - контроль при принятии управленческого  решения.

Решение проблемы - развития эффективной инновационной  деятельности на предприятии ОАО «Калугатрансмаш», должно определять программу деятельности по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования организации и анализа информации о состоянии.

Альтернативным  решением такой проблемы, как неэффективное  развитие инновационной деятельности на предприятии, является создание инновационной службы или отдела. Основная деятельность этого подразделения будет заключаться в решении таких проблем как контроль над принятием инновационных управленческих решений, контроль внедрения инновационного прогнозирования и программирования; управленческий контроль над созданием новой продукции и технологии; контроль над обеспечением финансовыми и материально-техническими ресурсами при создании новой продукции. Так же к функциям этого отдела можно отнести новый вид деятельности – это коммерциализация инноваций и их продажа в другие организации. Т.е. выявление инновационных технологий (производственных и/или технологических), прошедших апробацию, именно данные технологии могут стать предметом продажи. Последняя функция будет обеспечивать повышение эффективной деятельности предприятия, т.е. получение дополнительных доходов, которые могут быть направлены на создание новшеств на предприятии. Оптимальная численность отдела должна составлять 7 человек. Персонал отдела составят работники, перераспределенные из других отделов и, обладающие знаниями в сфере инноваций.

Информация о работе Управление нововведениями на предприятии