Управление оборотными активами предприятия на примере ОАО «МЕГАФОН»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление общей политики управления оборотными средствами организации.
Задачи, в соответствии с целью работы, поставлены следующие:
- изучение теоретических основ структуры оборотных средств, их экономической сущности, методологии эффективности их использования;
- исследование структуры и эффективности использования оборотных средств ОАО «Мегафон»;
- выявление проблем управления оборотными средствами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие, состав и структура оборотных активов организации
Источники формирования оборотных активов
Эффективность использования оборотных активов
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ОАО «МЕГАФОН»
Характеристика ОАО «МегаФон»
Анализ финансово-хозяйственной деятельности и структуры оборотных активов ОАО «МегаФон»

Файлы: 1 файл

глава 1,2.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

 

ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Управление оборотными активами предприятия на примере 

ОАО «МЕГАФОН»

ВВЕДЕНИЕ

  1. СУЩНОСТЬ  ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ  ОРГАНИЗАЦИИ
    1. Понятие, состав и структура оборотных активов организации
    2. Источники формирования оборотных активов
    3. Эффективность использования оборотных активов
  2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ОАО «МЕГАФОН»
    1. Характеристика ОАО «МегаФон»
    2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и структуры оборотных активов ОАО «МегаФон»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Управление оборотными активами на предприятии является важнейшей  составляющей комплексного управления организацией, так как эффективность  использования оборотных средств  подразумевает эффективность работы предприятия в целом.

В настоящее время в  развитых организациях уделяют большое  внимание эффективному распределению  и использованию оборотных активов, так как финансовое положение  предприятия напрямую зависит от состояния оборотных активов.

Актуальность работы обуславливается  нестабильностью российской экономики, наблюдающимся спадом после кризиса 2008 года. В таких условиях необходимы знания эффективного управления оборотным  капиталом для достижения финансовой устойчивости предприятия.

Предмет исследования работы – система управления оборотными средствами организации. Объектом рассмотрения является ОАО «МегаФон» - коммерческая организация, главной целью которого является извлечение прибыли путем  реализации телекоммуникационных услуг.

Целью работы является выявление общей политики управления оборотными средствами организации.

Задачи, в соответствии с  целью работы, поставлены следующие:

- изучение  теоретических  основ структуры оборотных средств,  их экономической сущности, методологии  эффективности их использования;

- исследование структуры  и эффективности использования оборотных средств ОАО «Мегафон»;

- выявление проблем управления оборотными средствами.

Первая глава работы посвящена  теоретической базе изучения сущности оборотных средств. Во второй главе  рассматривается финансово-хозяйственная  деятельность ОАО «Мегафон», исследуется  структура оборотных средств  организации, эффективность их использования. В третьей главе будут  рассмотрены проблемы управления оборотными средствами  и даны рекомендации по увеличению эффективности их использования.

  1. СУЩНОСТЬ  ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ  ОРГАНИЗАЦИИ
    1.   Понятие, состав и структура оборотных активов организации

Ключевую роль в реализации краткосрочной финансовой политики  предприятия занимают проблемы достаточности  оборотных активов, источники их финансирования и эффективность  использования. Управление оборотным  капиталом предприятия – это  ежедневная работа, обеспечивающая фирме  достаточные ресурсы для осуществления  ее деятельности и избежания дорогостоящих  простоев. Без эффективного управления оборотными активами невозможно реализовать  долгосрочные финансовые стратегии  предприятия.

Оборотные активы - характеризуют  совокупность имущественных ценностей  предприятия, обслуживающих текущую  производственно-коммерческую (операционную) деятельность  и полностью потребляемых  в течение одного производственно-коммерческого  цикла.

Оборотный капитал можно  подразделить по следующим основным признакам:

По видам оборотные  активы можно подразделить:

- оборотные производственные активы. К ним относятся сырье, основные материалы и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части и др., а также незавершенное производство и расходы будущих периодов;

- оборотные активы в обращении.. Это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные (дебиторская задолженность) а также денежные средства в кассе и на счетах.

По степени ликвидности  выделяют:

- абсолютно ликвидные активы. К ним относятся оборотные активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа: денежные средства;

- высоколиквидные активы. Характеризуют группу активов, которые могут быть быстро обращены в денежные средства (как правило, в течение месяца), без ощутимых потерь своей рыночной стоимости:  краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность;

- среднеликвидные активы. К этому виду относятся оборотные активы, которые могут быть конвертированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев: дебиторская задолженность (кроме краткосрочной), запасы готовой продукции;

- слаболикивдные активы. К ним относятся оборотные активы предприятия, которые могут быть обращены в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше): запасы сырья и полуфабрикатов, незавершенное производство;

- неликвидные активы. Активы, которые самостоятельно не могут быть обращены в денежные средства. Они могут быть реализованы лишь в составе имущественного комплекса: безнадежная дебиторская задолженность, расходы будущих периодов.

По характеру финансовых источников формирования:

- валовые оборотные активы. Характеризуют общий объем  оборотных активов, сформированный за счет собственного и заемного капитала;

- чистые оборотные активы.  Это оборотные активы, которые сформированы за счет собственного и долгосрочного заемного капитала. Рассчитывается как разница между оборотными активами и краткосрочными пассивами:

ЧОА = ОА – КФО;

где

ЧОА – чистые оборотные  активы;

ОА – оборотные активы;

КФО – краткосрочные текущие  финансовые обязательства.

- собственные оборотные активы. Характеризуют ту часть оборотных активов, которые сформированы за счет собственного капитала. Для расчета необходимо из величины чистых оборотных активов вычесть долгосрочный заемный капитал, направленный на формирование оборотных активов:

СОА = ЧОА – ДЗК;

или

СОА= ОА – ДЗК – КФО;

где

СОА – сумма собственных  оборотных активов предприятия;

ДЗК – долгосрочный заемный  капитал.

Если предприятие не использует долгосрочный заемный капитал для  финансирования оборотных средств, то суммы собственных и чистых оборотных активов совпадают.

По характеру участия  в операционном процессе:

- оборотные активы, обслуживающие производственный цикл: сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция;

- оборотные активы, обслуживающие финансовый цикл: денежные средства, дебиторская задолженность.

По периоду функционирования оборотных активов

- постоянные оборотные активы. Представляет собой неизменную часть оборотных активов, которая не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности, т.е. является неснижаемым минимумом оборотных активов для поддержания операционного цикла;

- переменные оборотные активы. Это варьирующая часть оборотных активов, которая связана с возрастанием производства и реализации продукции, необходимостью формирования запасов сезонного хранения, долгосрочного завоза, целевого назначения.

По видам оборотные  активы можно классифицировать следующим  образом:

1. Запасы сырья, материалы и полуфабрикаты, то есть то, что обеспечивает непрерывный процесс производства на предприятии.

2. Запасы произведенной, готовой продукции, то есть уже лежащая на складе продукция, готовая к реализации, а также объем продукции завершенной частично (требуется указать коэффициент или процент степени завершения).

3. Текущая дебиторская задолженность, то есть сумма задолженности в пользу предприятия за поставленные товары или услуги, выданные авансы и т.д.

4. Денежные активы, т.е. остатки денежных средств в национальной или иностранной валюте (во всех формах), а также краткосрочные финансовые вложения, которые можно рассматривать в качестве дополнительного дохода от размещения свободных средств - спекулятивный остаток денежных средств.

5. Прочие виды оборотных активов.1

Существуют основные стадии движения оборотных активов.

На первой стадии денежные активы используются для приобретения сырья и материалов, т.е. входящих запасов материальных оборотных  активов.

На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов  в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.

На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются  потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в дебиторскую  задолженность.

На четвертой стадии оплаченная дебиторская задолженность вновь  преобразуется в денежные активы (часть которых до их производственного  востребования может храниться  в форме высоколиквидных краткосрочных  финансовых вложений).

Операционный цикл – это  период полной трансформации всей суммы  оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных видов.

Т.е. это продолжительность  времени, необходимого для приобретения сырья, материалов, запасов, их переработки, последующей продажи, и получения  за это денег. Цикл имеет два отдельных  периода – производственный цикл предприятия и финансовый цикл предприятия.

Производственный цикл характеризует  период полного оборота материальных элементов, используемых для  обслуживания производственного процесса, начиная  с момента поступления  сырья, материалов и, их переработки и отгрузки покупателю 

Финансовый цикл предприятия  представляет собой период полного  оборота денежных средств, инвестированных  в оборотные активы, начиная с  момента оплаты за сырье, материалы  и полуфабрикаты, и заканчивая получением денег за отгруженную продукцию.

Кроме того операционный цикл включает – период обращения кредиторской задолженности и период обращения  дебиторской задолженности.

Период обращения кредиторской задолженности – временной промежуток времени между получением сырья, материалов, полуфабрикатов  и их оплатой.

Период обращения дебиторской  задолженности – временной промежуток времени между продажей готовой  продукции  и оплатой счетов к  получению.

Итак, операционный цикл можно  представить как:

ОЦ = ППЦ + ПОдз

или

ОЦ = ПОкз + ПФЦ

где

ОЦ – операционный цикл;

ППЦ – период производственного  цикла, в днях;

ПОдз – период оборота  дебиторской задолженности, в днях;

ПОкз – период оборота  кредиторской задолженности, в днях;

ПФЦ – период финансового  цикла, в днях;

Продолжительность производственного  цикла определяется по следующей  формуле:

ППЦ = ПОм + ПОнз + ПОгп

где

ППЦ – период производственного  цикла, в днях;

ПОм – период оборота  сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях;

ПОнз – период оборота  незавершенного производства, в днях;

ПОгп – период оборота  запаса готовой продукции, в днях.

Продолжительность финансового  цикла (или цикла денежного оборота) предприятия определяется по следующей  формуле2:

ПФЦ = ППЦ + ПОдз - ПОкз

где

ПФЦ – период финансового  цикла, в днях;

ППЦ – период производственного  цикла, в днях;

ПОдз – период оборота  дебиторской задолженности, в днях;

ПОкз – период оборота  кредиторской задолженности, в днях;

Снижение продолжительности  операционного цикла – положительная  тенденция, так как в результате этого сокращается потребность  в оборотных средствах. Сокращение операционного цикла может произойти по нескольким причинам:

• за счет сокращения времени производственного процесса (период хранения товарно-материальных запасов, непосредственного снижения длительности изготовления готового продукта и периода его хранения на складе);

• путем ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности;

• за счет замедления оборачиваемости кредиторской задолженности.

    1. Источники формирования оборотных активов

Информация о работе Управление оборотными активами предприятия на примере ОАО «МЕГАФОН»