Управление оборотными активами предприятия на примере ОАО «МЕГАФОН»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление общей политики управления оборотными средствами организации.
Задачи, в соответствии с целью работы, поставлены следующие:
- изучение теоретических основ структуры оборотных средств, их экономической сущности, методологии эффективности их использования;
- исследование структуры и эффективности использования оборотных средств ОАО «Мегафон»;
- выявление проблем управления оборотными средствами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие, состав и структура оборотных активов организации
Источники формирования оборотных активов
Эффективность использования оборотных активов
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ОАО «МЕГАФОН»
Характеристика ОАО «МегаФон»
Анализ финансово-хозяйственной деятельности и структуры оборотных активов ОАО «МегаФон»

Файлы: 1 файл

глава 1,2.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

Следующие показатели в анализе  оборачиваемости оборотных активов  – это оборачиваемость дебиторской  задолженности.

Оборачиваемость дебиторской  задолженности = Выручка от реализации / Средняя дебиторская задолженность 

Средняя дебиторская задолженность  является среднеарифметической величиной  дебиторской задолженности на начало и конец анализируемого периода.

Средняя дебиторская задолженность за период =

(Дебиторская задолженность на начало периода +  дебиторская задолженность на конец периода) / 2

Данный показатель указывает, сколько раз в среднем дебиторская  задолженность превращалась в денежные средства в течение отчетного  периода.

Финансовое положение  предприятия находится в прямой зависимости от состояния оборотных  средств, поэтому предприятия заинтересованы в организации наиболее рационального  движения и использования оборотных  средств.

Это предполагает, во-первых, сохранность собственных оборотных средств, недопустимость уменьшения их суммы, имеющейся в распоряжении предприятия. Необходимым условием сохранности собственных оборотных средств является рентабельная работа предприятия. Во-вторых, оборотные средства (собственные и заемные) должны использоваться на определенные цели и в размере, предусмотренном финансовым планом. В-третьих, оборотные средства следует использовать эффективно, т.е. планы должны выполняться при минимальной сумме оборотных средств.

Под эффективным использованием оборотных  средств понимается такое их функционирование, при котором обеспечивается устойчивое состояние финансов, строго соблюдается финансово-сметная дисциплина, достигаются наивысшие результаты при наименьших затратах.

Уровень эффективности использования  общей величины оборотных средств и отдельных их видов характеризуется системой стоимостных и натуральных, количественных и качественных показателей.

Эффективность использования  оборотных средств характеризуется, прежде всего, оборачиваемостью оборотных средств.

Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность полного кругооборота средств с момента приобретения оборотных средств (покупки сырья, материалов и т.п.) до выхода и реализации готовой продукции. Кругооборот оборотных средств завершается зачислением выручки на счет предприятия.6

Оборачиваемость оборотных  средств неодинакова на различных  предприятиях, что зависит от их отраслевой принадлежности, а в пределах одной отрасли – от организации  производства и сбыта продукции, размещения оборотных средств и  других факторов.7

Оборачиваемость оборотных  средств характеризуется рядом  взаимосвязанных показателей: длительностью  одного оборота в днях, количеством  оборотов за определенный период (коэффициент  оборачиваемости), суммой занятых на предприятии оборотных средств  на единицу продукции (коэффициент  загрузки). 8

Длительность одного оборота оборотных средств исчисляется по формуле:

Д= Т x Оср/Vср

где Д–длительность оборота, в днях; Оср–остатки оборотных средств (средние или на определенную дату), в руб.; Vср– объем товарной продукции за отчетный период, руб.; Т– число дней в рассматриваемом периоде.

Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует  об улучшении использования оборотных  средств.

Количество оборотов за определенный период, или коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Коб), исчисляется по формуле:

Коб = Vср/Оср

Чем выше при данных условиях коэффициент оборачиваемости, тем  лучше используются оборотные средства.

Коэффициент загрузки средств  в обороте (Кз), обратный коэффициенту оборачиваемости, определяется по формуле:

Кз = Оср/Vср

Кроме указанных показателей  также может быть использован  показатель отдачи оборотных средств, который определяется отношением прибыли от реализации продукции предприятия к остаткам оборотных средств.9

Показатели оборачиваемости  оборотных средств могут рассчитываться по всем оборотным средствам, участвующим  в обороте, и по отдельным элементам.

Изменение оборачиваемости  средств выявляется путем сопоставления  фактических показателей с плановыми  или показателями предшествующего  периода. В результате сравнения  показателей оборачиваемости оборотных  средств выявляется ее ускорение или замедление.

При ускорении оборачиваемости  оборотных средств из оборота  высвобождаются материальные ресурсы  и источники их образования, при  замедлении – в оборот вовлекаются  дополнительные средства.

Высвобождение оборотных  средств вследствие ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным и относительным. Абсолютное высвобождение имеет место, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков предшествующего периода при сохранении или превышении объема реализации за рассматриваемый период. Относительное высвобождение оборотных средств имеет место в тех случаях, когда ускорение их оборачиваемости происходит одновременно с ростом объема выпуска продукции, причем темп роста объема производства опережает темп роста остатков оборотных средств.10

Таким образом, внутренний финансовый анализ, дополняя внешний, более глубоко  исследует причины сложившегося финансового состояния предприятия, эффективность использования основных средств и оборотных активов, взаимосвязь показателей деятельности фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ  ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ ОАО «МЕГАФОН»

2.1 Характеристика  ОАО «МегаФон»

Открытое акционерное  общество «МегаФон»  является ведущим  универсальным оператором связи  в Российской Федерации («Россия») и  зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации («Россия») в Едином Государственном  Реестре Юридических лиц под  номером 1027809169585. Компания зарегистрирована по адресу: Кадашевская наб. 30, Москва, 115035, Российская Федерация.

МегаФон является ведущим  оператором связи, предоставляющим  широкий спектр голосовых услуг, услуг по передаче данных и прочих телекоммуникационных услуг компаниям, государственным органам, розничным  абонентам и другим провайдерам  телекоммуникационных услуг.

МегаФон в России построил и продолжает использовать общенациональную сеть мобильной связи в двухдиапазонном  стандарте GSM-900/1800. В мае 2007 года Компании была выдана лицензия на предоставление беспроводных услуг связи третьего поколения («3G») на всей территории России, в июле 2012 года Компании была выдана лицензия на предоставление услуг связи  четвёртого поколения («4G») на базе технологии стандарт на всей территории России. На 31 декабря 2012 года компания предоставляет  услуги 3G почти во всех регионах России, где она работает, а также начала предоставление услуг 4G/LTE в Москве и в других городах по всей России по соглашению о предоставлении услуг  оператора виртуальной сети подвижной  связи. Компания обладает лицензиями на услуги местной и междугородней телефонии, передачу данных, услуги беспроводного широкополосного доступа и предоставление каналов связи в аренду на всей территории Российской Федерации. Компания обладает собственной наземной и арендованной спутниковой сетью передачи данных.

В ноябре 2012 года МегаФон  завершил первичное публичное размещение акций (“IPO”) и разместил свои обыкновенные акции на Московской бирже, а также  обыкновенные акции, представленные в  виде Глобальных Депозитарных Расписок, или GDR, на Лондонской Фондовой Бирже, в  каждом случае, под обозначением ‘‘MFON’’.11

В соответствии с Уставом  в своей деятельности компания создается  в целях извлечения прибыли путем  удовлетворения потребностей юридических  лиц и граждан в услугах  связи на территории Российской Федерации  и за рубежом.

Основной целью деятельности компании является ведение коммерческой деятельности, связанной с владением, разработкой, внедрением, управлением  и маркетингом универсальных  и конвергентных сетей, услуг  и продуктов на территории Российской Федерации.

Миссия ОАО МегаФон»: Развитие коммуникаций, разрушение барьеров и  объединение России через стремление сделать мобильную связь демократичной, доступной для всех абонентских  групп, разных по социальному и финансовому  положению. Предоставление широкого спектра  качественных, передовых, постоянно  обновляемых и усовершенствуемых  услуг, придерживаясь высоких стандартов обслуживания с максимальной реализацией  преимущества федеральной сети на общероссийском уровне путем введения единых принципов  тарификации услуг и доступного для абонентов во всех регионах единого  набора дополнительных услуг и продуктов, использования единых технологических  платформ, а также применения единых стандартов обслуживания.12

Основные финансовые и  операционные показатели 2012 года

ОАО «МегаФон»:

  • По итогам года выручка увеличилась на 12,4% по сравнению с 2011 годом и достигла 254 453 млн руб.
  • Показатель OIBDA вырос на 16,4% по сравнению с прошлым годом и составил 117 356 млн руб.
  • Рентабельность OIBDA выросла с 41,6% до 43,0%.
  • Чистая прибыль составила 43 379 млн руб., что на 3% ниже прошлогоднего показателя.
  • Капитальные затраты уменьшились на 37,8% в годовом исчислении, и отношение капитальных затрат к выручке составило 16,2%.
  • Свободный денежный поток увеличился на 174,8% и достиг 70 772 млн руб.
  • Чистый долг на 31 декабря 2012 г. составил 121 788 млн руб.
  • Число активных абонентов мобильной связи по состоянию на 31 декабря 2012 г. составило 64,6 млн, увеличившись за год на 2,9%.13

В 2012 году Компания добилась значительного улучшения показателей  операционной прибыли и рентабельности благодаря реализации новой стратегии, нацеленной на эффективность операционной деятельности и контроль затрат, а  также благодаря обозначенному  выше росту выручки. Это привело  к повышению показателя OIBDA на 16,4% за год и на 24,5% за четвертый квартал 2012 года по сравнению с четвертым  кварталом 2011 года.

Также в апреле 2012 года «МегаФон»  впервые выплатил дивиденды и  в этой связи провел существенную реорганизацию своей базы акционеров, в том числе, действуя через свою стопроцентную дочернюю компанию, выкупил  около 14,4% собственных акций. В результате реорганизации «Альфа-Групп» вышла  из состава акционеров Компании, а  мажоритарными акционерами стали  компании, подконтрольные г-ну Алишеру  Усманову. 14

В декабре Компания досрочно погасила около 10 000 млн руб. краткосрочного долга за счет поступлений от IPO и  денежных потоков от операционной деятельности, что также снизило среднюю стоимость заемного капитала.

В октябре и декабре 2012 года рейтинговые агентства Standard & Poor’s и Moody’s Investor Services подтвердили  рейтинги инвестиционного уровня «МегаФона» на уровне BBB- и Baa3 соответственно.

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и структуры оборотных активов ОАО «МегаФон»

 Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия позволяет выявить положение компании на рынке, оценить его эффективность и спрогнозировать будущие выгоды. Актив баланса дает представление об экономических ресурсах хозяйствующего субъекта. Анализ активов позволяет оценить экономический потенциал предприятия по осуществлению будущих затрат.

 Для анализа баланса  и активов будем использовать  следующие показатели:

- ликвидности;

- финансовой устойчивости;

-оборачиваемости;

- рентабельности.

Анализ показателей проводился на основе данных Формы №1, формы  №2 ОАО «МегаФон» (Приложение 1,2).

   Одной из важных  составляющих анализа финансовой  деятельности компании является  анализ ликвидности ее баланса.  Суть анализа ликвидности баланса  заключается в том, чтобы выявить  степень покрытия обязательств  предприятия его активами. Чтобы  проводить данный анализ предприятия  ОАО «Мегафон» надо сгруппировать  все активы и пассивы баланса.  Активы баланса группируются  по степени ликвидности, а пассивы  – по срочности погашения обязательств, расчетные данные приведены в  «Таблице 1». Группировка статей  активов и пассивов приведена  на начало и конец 2012 года.

Таблица 1

Группировка статей активов и пассивов (млн. руб.)

Группа показателей  актива

сумма, млн. руб.

Группа показателей  пассива

сумма, млн. руб.

отклонения

 

начало

конец

 

начало

конец

начало

конец

Наиболее ликвидные

активы (А1)

86432

31046

Наиболее срочные обязательства (П1)

27342

31353

59090

-307

Быстро реализуемые активы (А2)

9013

10570

Краткосрочные обязательства (П2)

15838

33219

-6825

-22649

Медленно реализуемые  активы (А3)

24558

24754

Долгосрочные обязательства (П3)

57306

167017

-32748

-142263

Труднореали-

зуемые 

активы (А4)

250471

328280

Постоянные пассивы (П4)

260975

152491

-10504

175789

Информация о работе Управление оборотными активами предприятия на примере ОАО «МЕГАФОН»