Управление охраной окружающей среды на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

Современное экологическое состояние территории России можно охарактеризовать как крайне тяжелое. Спад производства не повлек интенсивного снижения уровня загрязнения, так как в экономически кризисных условиях предприятия стали экономить и на природоохранные затратах. Форсированная эксплуатация ресурсов в ходе научно-технического прогресса стала причиной обострения экологической ситуации во многих регионах, роста антропогенных нагрузок на природу.

Содержание работы

Введение. стр3.
1.Механизм природоохранной деятельности предприятия. стр.5
2.Состав природоохранных затрат. стр.11
3.Экономическая эффективность средозащитных мероприятий. стр.15
4.Управление охраной окружающей среды. стр.18
5.Права и ответственность за нарушение природоохранного законодательства. стр.22
Заключение. стр.24
Список литературы. стр 26

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 44.79 Кб (Скачать файл)

Ущерб, возникающий в результате воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье человека, можно  выразить в виде суммы следующих  слагаемых:

  • затраты на выплаты по социальному страхованию за временную нетрудоспособность, вызванную заболеванием работника или члена его семьи в связи с повышенным уровнем загрязнения окружающей среды;
  • потери в материальном производстве от недовыпушенной продукции, оцененных по средней величине прибавочного продукта, полученного за счет увеличения числа занятых в сфере материального производства;
  • затраты на восстановление и укрепление здоровья трудящихся после болезни, выплачиваемые из средств общественных фондов;
  • потери от снижения производительности труда в первый период после болезни и в течение последующего периода, если заболевание вызывает неблагоприятные последствия долговременного характера.

Ущерб в сфере материального  производства, обусловленный 1 ростом загрязнения окружающей среды, включает в себя:

  • потери от ускоренного выбытия основных производственных;
  • фондов, обусловленные загрязненными элементами окружающей среды (коррозия металла, разрушение конструкций и другие последствия);
  • потери от выбытия территорий, пригодных для хозяйственного использования, обусловленные увеличением горных выработок и отвалов и выпадающих из сферы сельскохозяйственного использования;
  • дополнительные затраты, обусловленные ростом требований санитарно-гигиенического нормирования при новом производственном строительстве в районах с относительно худшими по устойчивости к нарушению природными условиями и высоким фоновым загрязнением окружающей среды.

Ущерб от загрязнения окружающей среды в непроизводственной сфере  в основном совпадает со структурой ущерба в отраслях материального  производства, но, кроме того, включает в себя:

  • потери от увеличения затрат на восстановление и поддержание уникальных строительных объектов и памятников истории и архитектуры, их профилактические осмотры и текущий ремонт;
  • потери от роста затрат в связи с переносом водозаборов и других сооружений коммунального хозяйства, обусловленных ухудшением качества воды в источнике;
  • потери от гибели или порчи городских зеленых насаждений при росте загрязнений среды, не считая объектов лесного хозяйства;
  • потери от роста затрат на предотвращение просадочно-эрози-онных нарушений при гражданском и дорожном строительстве, осуществляемом в городах и городских агломерациях;
  • дополнительные затраты, возникающие в связи с перемещением зон отдыха и благоустройством побережья рек и водоемов, которые обусловлены ростом загрязнения окружающей среды.

Ущерб в природно-экологической  сфере (потери экосистем природных  комплексов, животного и растительного  мира и т.п.) от роста загрязнения  окружающей среды включает в себя:

  • снижение (или полную утрату) экологической устойчивости экосистем или отдельных их элементов;
  • потери (или снижение) естественной и антропогенно-обусловленной биологической продуктивности природных комплексов;
  • потери (или сокращение поголовья) представителей животного мира и снижение возможности их культивирования в будущем;
  • потери или деградацию биомассы внутренних водоемов и морей;
  • потери от нарушения гидрологических режимов водоемов и водостоков и органолептических свойств воды, обусловленные ростом загрязнения окружающей среды.

Более того, потери в природно-экологической сфере влияют на сокращение прироста продукции сельско- и лесохозяйственньх угодий, а также на продуктивность вторичных продуктов (ресурсов) леса, увеличение поголовья ценных пород животных (охотничьих), рост объема улова рыб и другие природные объекты.

Показатели предотвращенного ущерба (полного экономического эффекта), отражающие конечные (социально-экономические) результаты оздоровления окружающей среды  в городах и районах страны, позволяют конкретизировать производственно-экономическую  и социально-демографическую нагрузку и на окружающую среду в процессе социально-экономического развития.

Помимо экономического эффекта  использование средозащитных мероприятий  обеспечивает достижение таких социальных и природно-экологических результатов, которые не могут пока получить адекватное денежное выражение.

Поэтому в соответствии с  теорией социально-экономической  эффективности народнохозяйственных (градостроительных) решений социальные результаты могут получить отражение  в виде экономии:

  • бюджетных средств в отраслях непроизводственной сферы для обеспечения удовлетворения соответствующих социальных нормативов коммунально-бытового и жилищного обслуживания населения;
  • средств социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности при сокращении заболеваемости и травматизма вследствие улучшения качественного состояния окружающей среды;
  • средств социального страхования на выплату пенсий при сокращении инвалидности вследствие предотвращения травматизма, обусловленного загрязнением окружающей среды;
  • бюджетных средств на развитие здравоохранения вследствие сокращения заболеваемости и травматизма, обусловленных загрязнением окружающей среды;
  • средств бюджета на обучение и подготовку кадров вследствие сокращения выбытия трудовых ресурсов по инвалидности и необходимости их преждевременной замены;
  • личных средств населения на дополнительные коммунально-бытовые услуги и предметы потребления, а также на рекреационные потребности, обусловленные предотвращением загрязнения окружающей среды;
  • свободного времени населения вследствие снижения потребностей в дополнительных услугах жилищного, коммунально-бытового и рекреационного назначения.

Эти виды социальных эффектов средозащитных мероприятий отражают реальную экономию материальных и финансовых ресурсов и общественных фондов потребления, которая может быть направлена обществом  на другие общественно необходимые  нужды, в том числе и на экологические. Поэтому они должны в полной мере учитываться в расчете эколого-экономического эффекта средозащитных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление охраной  окружающей среды 

Человек — самое могущественное существо в биосфере, способное изменить нормальное функционирование экологических  систем.

Человеческое мышление до настоящего времени опиралось, да и  опирается, на положительную обратную связь, управляя и властвуя над природой, что привело к эффективной  индустриализации, автоматизации технологических  процессов и нерациональному  использованию природных ресурсов, разрушению природной среды, что, в  свою очередь, ведет к снижению качества человеческой жизни. Все это предполагает осуществление охраны окружающей среды. Но мероприятия по охране окружающей среды немыслимы без управления.

Управление - элемент, функция  систем различной природы — биологических, технологических, социальных, обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Сложившаяся  на сегодняшний день система управления экологической деятельностью и  контроля за природопользованием сложна и имеет много звеньев.

Ведущая роль в этой системе  принадлежит Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов. Оно  отвечает за формирование и реализацию экологической политики, выработку  стандартов и нормативов качества окружающей среды.

 

Управление и контроль за отдельными видами природных ресурсов, к которым относятся земельные, водные, лесные и пр. ресурсы, осуществляют специализированные ведомства и  надзоры. Мониторинг загрязнений, в  том числе радиационных, осуществляет федеральный комитет по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды.

Содержание управления охраной  природы на предприятии определено стандартом ГОСТ 24525.4-80 «Управление  охраной окружающей среды».

Управление охраной  окружающей среды на предприятии  включает решение следующих вопросов, направленных на предотвращение социальных последствий вредного воздействия предприятия на окружающую среду и здоровье человека:

1. Планирование мероприятий по охране окружающей среды, определение заданий подразделения предприятия по выполнению требований охраны природной среды, использование попутных и побочных продуктов производства, выбросов и сбросов.

2. Инженерное обеспечение работ по охране природной среды, состоящее в экологической экспертизе технической документации на продукцию и технологические процессы, а также приведении их в соответствие с экологическими нормами и требованиями.

3. Перестройка технологических процессов в соответствии с требованиями охраны природы с целью уменьшения и полной ликвидации вредного воздействия побочных продуктов на природную среду.

4. Метрологическое обеспечение контроля загрязнения окружающей среды (обеспечение методов и средств контроля качества среды).

5. Материально-техническое обеспечение проводимых мероприятий по охране окружающей среды.

6. Обеспечение нормального функционирования средств охраны природы (техническое обследование устройств и установок по улавливанию, очистке и обезвреживанию выбросов и отходов).

7. Повышение квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих в области охраны окружающей среды.

8. Контроль и регулирование выполнения мероприятий по охране окружающей среды, включая контроль уровней выбросов и сбросов веществ, загрязняющих окружающую среду, принятие мер по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций.

9. Учет и отчетность по охране окружающей среды, анализ результатов контроля состояния окружающей среды и использование их при планировании природоохранной деятельности.

10. Финансовое обеспечение работ по охране окружающей среды.

11. Оценка эффективности управления охраной окружающей среды по техническим, экономическим, экологическим и социальным показателям.

В управлении охраной окружающей среды на предприятии принимают  участие ведущие службы и отделы: главный технолог, главный конструктор, энергетик, механик, отделы материально-технического снабжения, капитального строительства, производственно-техническая центральная лаборатория.

Возглавляет управление охраной  природной среды на предприятии  главный инженер совместно с  отделом охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Права и ответственность  за нарушение природоохранного законодательства

В соответствии с Конституцией Российской Федерации «каждый имеет  право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу  экологическими правонарушениями».

Ущерб, наносимый  природе, принято подразделять на экологический  и экономический.

Экологический ущерб - это вред, причиненный не конкретному природопользователю (организации, предприятию), а природной среде, который отражается на качественном состоянии природы и на здоровье человека. Этот вид ущерба возникает в результате антропогенного воздействия на природную среду. Вид ущерба состоит из двух частей - потерь в результате выключения из природного процесса отдельных элементов. Потери не поддаются точной экономической (денежной) оценке, и ущерб носит не компенсационный характер, а карательный, то есть это нарушения в области противозаконных действий или бездействия должностных лиц в выполнении природоохранных мероприятий, невыполнение запретов, которые установлены с целью охраны природы.

Экономический ущерб - имущественный вред, причиненный природопользователю, - гибель урожая, лесов, животных вследствие загрязнения природной среды. Ущерб возмещается в виде денежной компенсации. Существует несколько групп природоохранных нарушений:

  • загрязнение атмосферы опасными для здоровья людей и внешней среды, вредными для них веществами;
  • загрязнение земель отходами, стоками, токсичными веществами и неосуществление рекультивации;
  • незаконная вырубка леса, повреждение деревьев, загрязнение лесных площадей;
  • загрязнение среды обитания животных, нарушение правил охоты и рыболовства.

Единая для всех обязанность  — не совершать действий, наносящих  вред природной среде, и обязательная ответственность. Существует три вида ответственности за несоблюдение природо-охранительного законодательства.

Административная ответственность  связана с неисполнением должностным  лицом обязанностей при охране природной  среды: нарушение правил охраны, санитарно-гигиенических  норм, причинение ущерба природе лицами, за деятельность которых оно несет  ответственность. При этом основной задачей является пресечение нарушения  природоохранных мероприятий, норм и правил. Виды административной ответственности: дисциплинарное взыскание, отстранение  от занимаемой должности, приостановка работы предприятия (объекта), денежный штраф.

Уголовная ответственность  устанавливается тогда, когда природе  причиняется существенный вред (загрязнение  рек, озер неочищенными и необезвреженными сточными водами, отбросами и отходами промышленных и коммунальных предприятий  и т. д.). Наказание — исправительные работы на срок до одного года.

К уголовной и административной ответственности привлекаются исполнители, не только нарушившие правила охраны природы, но и отдавшие подчиненным  распоряжения, выполнение которых привело  к причинению вреда природной  среде.

Информация о работе Управление охраной окружающей среды на предприятии