Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы:
1. Показать необходимость организационной культуры как важной составляющей управленческого процесса.
2. Изучить организационную культуру на примере предприятия ОАО «Хабаровскнефтепродукт», выявить проблемы и решить их.
3. Показать пути совершенствования организационной культуры.
ВВЕДЕНИЕ
Организация - это сложный механизм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности они разделяют; что, по их мнению хорошо, а что плохо и многое другое из того, что относится к нормам и ценностям. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Организационная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить том, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.
Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организации с устоявшейся корпоративной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
Актуальность темы заключается в том, что культура играет очень важную роль в жизни организации. Она усиливает организационную сплоченность и порождает согласованность в поведении сотрудников. Поэтому, организационная культура должна быть предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, он может в свою очередь оказывать влияние на ее формирование и развитие. Для этого менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательную сторону.
Цель данной курсовой работы:
1. Показать необходимость
организационной культуры как
важной составляющей
2. Изучить организационную
культуру на примере
3. Показать пути
Культура организации
представляет, собой сложный набор
важных предположений, бездоказательно
принимаемых и разделяемых
В основной массе понятие «организационная культура» включает три ключевых элемента:
Первый - это базовые предположения, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. Эти предположения часто связаны с утвердившимися в организации представлениями индивида, об окружающей среде (группе, организации, обществе, мире) и ее компонентах (природе, пространстве, времени, работе, отношениях и т.д.).
Второй - это ценности (или ценностные ориентации), которых может придерживаться индивид в принятии решений и последующих действиях. Ценности помогают индивиду ориентироваться в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что «клиент всегда прав», поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в своей работе.
Третий - это «символика», посредством которой ценностные ориентации «передаются» членам организации.
Таким образом, организационная культура - это специфическая характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности, способа постановки и организации дела; это образ мышления, жизни, поведения людей в организации, основа которого - общность профессиональных и социальных целей и ценностей.
Характеристика
· личную инициативу, т.е. степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации;
· степень риска, т.е. готовность работника пойти на риск;
· направленность действий, т.е. формирование организацией четки целей и ожидаемые результаты выполнения;
· согласованность действий, т.е. положение, при котором подразделения и люди внутри организации координировано взаимодействуют;
· управленческую поддержку, т.е. обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;
· контроль, т.е. перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников;
· идентичность, т.е. степень
отожествления каждого
· систему вознаграждений, т.е. степень учета исполнения работ, организацию системы поощрений;
· конфликтность, т.е. готовность сотрудника открыть выражать свое мнение и пойти на конфликт;
· модели взаимодействия, т.е. степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.
Оценивая любую организацию
по этим 10 характеристикам, можно составить
полную картину организационной
культуры, на фоне которой формируется
общее представление
В действительности культура компании обычно представляет собой соединение нескольких субкультур, появившихся в результате влияния различных групп внутри организации. Вот почему организационная культура так многолика и сложна.
По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций:
В нашей стране
Культура пронизывает
процесс управления от начала
до конца, играет огромную
Существует множество
возможностей для систематизации и
типизации организационных
- национальные особенности персонала;
- отраслевые особенности персонала;
- особенности гендерных взаимоотношений;
- доминирующие ценности.
В разные времена разные ученые выделяли свою типологию организационной культуры, например:
1 Типология К. Кэмерона и Р. Куинна
Две группы критериев:
- главные индикаторы
- фокус направленности деятельности (внутренний фокус и интеграция либо внешний фокус и дифференциация).
При наложении этих двух критериев друг на друга обнаруживается четыре типа организационной культуры:
1. клановая. Строится по подобию семьи, где ценится качество человеческих отношений, взаимная поддержка и забота. Этот тип свойственен многим начинающим и семейным предприятиям, когда небольшой коллектив единомышленников делает общее дело. С ростом числа сотрудников обычно преодолевается.
2. иерархическая. Жесткая многоступенчатая структура. Для персонала главное – системность и стабильность. Они лучше всего себя чувствуют в централизованной системе управления с четким распределением полномочий, когда расписаны стандартизованные правила и процедуры, развиты механизмы учеты и контроля. Характерно для государственных организаций, предприятий ВПК, крупных транспортных предприятий.
3. рыночная. Ориентирована на результат, прибыльность, выполнение задачи любой ценой. Предполагает достаточно агрессивное поведение компании на рынке, высокую динамичность развития. Ориентированы на внешнее окружение, а не на свои внутренние дела. Преобладает в оптовых торговых компаниях, работающих на сверх конкурентном рынке.
-"по случаю". Ориентирована на инновации и творчество. Главное – генерация новых идей. Главная задача менеджмента – поощрение творчества и деятельности. Акцент на индивидуальность, поощрение риска, предвидение будущего.
Такое же отношение транслируется на нижестоящие уровни управления, женщины оказываются в самом низу, наиболее бесправными и презираемыми сотрудниками.
Женщины-руководители в таких организациях должны соответствовать роли.
На деле такая поддержка
принимает новую форму