Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 17:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение адаптации и профориентации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части. Соответственно, задачами будут: теоретическое рассмотрение таких явлений, как адаптация и профориентация; детальный разбор системы эффективного управления адаптацией и профориентацией в организации.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы адаптации и профессиональной ориентации
1.1Сущность адаптации………………………………………………4-13
1.2 Сущность профессиональной ориентации……………………. 13-15
1.3 Связь понятий "Адаптация" и "Профориентация"……………15-17
Глава 2. Управление адаптацией и профориентацией
2.1 Организация управления адаптацией и профессиональной ориентацией персонала………………………………………………..18-26
Заключение……………………………………………………………27-28
Список литературы………………………………………………….29-31
УСПО Якутский торгово-экономический колледж
потребительской кооперации
Кафедра гуманитарных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление персоналом»
на тему:
УПРАВЛЕНИЕ ОРИЕНТАЦИЕЙ И АДАПТАЦИЕЙ
Андреев И.С.
Руководитель:
преподаватель психологии
Макарова В.Р.
К защите допускается:_________
Оценка:_____________________
Якутск, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы адаптации и профессиональной ориентации
1.1Сущность
адаптации………………………………………………4-
1.2 Сущность
профессиональной ориентации………
1.3 Связь понятий "Адаптация" и "Профориентация"……………15-17
Глава 2. Управление адаптацией и профориентацией
2.1 Организация
управления адаптацией и профессиональной
ориентацией персонала………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Введение
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном управления персонала. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации и профориентации еще больше возрастает.
Поэтому целью данной курсовой работы является изучение адаптации и профориентации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части. Соответственно, задачами будут: теоретическое рассмотрение таких явлений, как адаптация и профориентация; детальный разбор системы эффективного управления адаптацией и профориентацией в организации.
Объектами исследования являются адаптация
и ориентация, предмет исследования –
управление ориентацией и адаптацией.
Глава 1. Теоретические основы адаптации
и профессиональной ориентации
1.1Сущность адаптации
Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является лишь началом.
Одной из проблем работы с персоналом
в организации при привлечении
кадров является управление трудовой
адаптацией. В ходе взаимодействия
работника и организации
Термин "адаптация" применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.
Адаптация социальная - (от лат. adapto - приспособляю и socialis - среды) - 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения (26)
В зарубежной психологии значительное
распространение получило необихевиористское
определение адаптации, которое
используется, например, в работах
Г. Айзенка и его последователей.
Адаптацию они определяют двояко:
а) как состояние, в котором потребности
индивида, с одной стороны, и требования
среды - с другой полностью удовлетворены.
Это состояние гармонии между
индивидом и природой или социальной
средой; б) процесс, посредством которого
это гармоничное состояние
Таким образом, адаптация - это взаимное
приспособление работника и организации,
основывающееся на постепенной врабатываемости
сотрудника в новых профессиональных,
социальных и организационно-
Адаптация работника в организации представляет собой многосторонний процесс его приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности, к непосредственной социальной среде, совершенствования деловых и личных качеств работника. Это процесс, который требует как от работника, так и от коллектива взаимной активности и заинтересованности друг в друге.
Вновь поступивший на работу сотрудник
включается в систему
Среди основных целей адаптации новых работников обычно выделяют следующие:
возможно боле быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации - работодателя.
уменьшение стартовых издержек.
Новый работник не всегда знает работу
и то, как работает организация. До
тех пор, пока он работает менее эффективно,
чем опытные сотрудники, его работа
требует от организации более
высоких затрат. Эффективная адаптация
уменьшает эти стартовые
вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды.
снижение тревожности и
сокращение текучести кадров среди новых работников. Если работники не смогли своевременно освоиться в организации, то они могут отреагировать на это увольнением.
экономия времени
развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу. Это является непременным условием высоких рабочих показателей.
снижение издержек по поиску нового персонала.
формирование кадрового резерва (наставничество - это возможность для опытного сотрудника приобрести опыт руководства).
Процесс взаимного приспособления,
или трудовой адаптации, сотрудника
и организации будет тем
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, главными из которых являются:
качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);
отработанность
престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;
особенности организации труда, реализующие
мотивационные установки
наличие отработанной системы внедрения новшеств;
гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;
особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
личностные свойства адаптируемого
сотрудника, связанные с его
Изучив литературу по поставленной
проблеме, считаем возможным
1. По отношениям субъект-объект:
активная - когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
пассивная - когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
2. По воздействию на работника:
прогрессивная - благоприятно воздействующая на работника;
регрессивная - пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).
3. По уровню:
первичная, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь идет в данном случае о выпускниках учебных заведений различного уровня);
вторичная, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль, например, переходящих в ранг руководителя) (23, с.131)
Следует отметить, что в условиях формирования и функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. С другой стороны, отечественным кадровым службам необходимо обратиться к опыту зарубежных фирм, которые уделяют традиционно повышенное внимание первичной адаптации молодых сотрудников. Эта категория работников нуждается в особой заботе о них со стороны администрации (19, с.272)
Автор статьи «Методы адаптации персонала» В.Волина выделяет также еще два вида адаптации:
адаптация работника в новой должности;
адаптация работника к понижению в должности;
В этой же статье есть упоминание об адаптации после увольнения. Приводится пример: в начале 80-х гг. в США отмечались волны увольнений и досрочного выхода на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать увольняемых, большинство крупных компаний - около 60% -- не просто увольняли работников, а пытались помочь им найти новые рабочие места, организовывали программы переподготовки и повышения квалификации.
4. По отношению сотрудника к организации:
- Конформизм. Полное принятие ценностей
и норм организации,
- Мимикрия. Соблюдение второстепенных
норм при неприятии основных
характерно для потенциальной
группы риска, члены которой
готовы в любой момент
- Адаптивный индивидуализм. Он
характеризуется согласием с
основными нормами и
- Отрицание. Сотрудник выражает
активное несогласие с
Задача кадровиков заключается в интеграции новичка по второму или четвертому типу, вычислении сотрудников, скрывающих неприятие основных норм организации при демонстрации внешней лояльности. Первый вариант возникает вследствие ошибки кадровой службы на стадии отбора и должен быть, как можно быстрее исправлен.
5. По направлениям:
производственная;
непроизводственная.
Последний критерий классификации является определяющим для более широкой подклассификации. Наиболее наглядно ее можно представить в виде схемы, приведенной А.Я. Кибановым (см. схема 1).