Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 17:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение адаптации и профориентации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части. Соответственно, задачами будут: теоретическое рассмотрение таких явлений, как адаптация и профориентация; детальный разбор системы эффективного управления адаптацией и профориентацией в организации.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы адаптации и профессиональной ориентации
1.1Сущность адаптации………………………………………………4-13
1.2 Сущность профессиональной ориентации……………………. 13-15
1.3 Связь понятий "Адаптация" и "Профориентация"……………15-17
Глава 2. Управление адаптацией и профориентацией
2.1 Организация управления адаптацией и профессиональной ориентацией персонала………………………………………………..18-26
Заключение……………………………………………………………27-28
Список литературы………………………………………………….29-31
Схема 1
Профессиональная адаптация
Сложность профессиональной адаптации
зависит от широты и разнообразия
деятельности, интереса к ней, содержания
труда, влияния профессиональной среды,
индивидуально-психологических
В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. К этим условиям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно - гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.).
В процессе социально-психологической
адаптации происходит включение
работника в систему
Эту информацию он воспринимает активно, соотнося ее со своим прошлым социальным опытом, со своими ценностными ориентациями. При принятии сотрудником групповых норм происходит процесс идентификации личности либо с коллективом в целом, либо с какой - либо формальной группой.
В процессе организационно - административной
адаптации работник знакомится с
особенностями организационного механизма
управления, местом своего подразделения
и должности в общей системе
целей и в организационной
структуре. При данной адаптации
у сотрудника должно сформироваться
понимание собственной роли в
общем производственном процессе. Следует
выделить еще одну важную и специфическую
сторону организационной
Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.
В процессе санитарно - гигиенической адаптации работник осваивается с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины, правилами трудового распорядка. Он привыкает готовить рабочее место к трудовому процессу в сложившейся в организации условиях производства, придерживаясь гигиенических и санитарных норм, требований техники безопасности и сохранения здоровья, а также с учетом экономической безопасности окружающей среды.
Несмотря на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации (10, с.359).
Профессиональная ориентация и адаптация выступают важным составным элементом системы подготовки кадров, являются регулятором связи между системой образования и практической деятельностью. Это основа удовлетворения потребностей организации в рабочей силе.
Профессиональная
ориентация представляет собой систему
мер, включающую предоставление информации
и консультаций необходимых человеку
для выбора профессии, в наибольшей
степени соответствующей его
личным способностям и особенностям,
а также требующейся на рынке
труда. Неполное использование возможностей
работников в трудовой деятельности
наносит ущерб не только его собственному
развитию, ну и оборачивается потерей
для организации. Разрыв между профессиональной
подготовкой и содержанием
Есть
еще одна очень важная в наше время
задача, стоящая перед профориентацией,
- реагировать на быстрые структурные
сдвиги в занятости. Российская экономика
предоставляет возможность
До тех
пор, пока управленческие работники
не воспримут профориентация как
метод регулирования
Механизм
управления профориентацией представляет
собой способ организации взаимосвязанных
процессов формирования личности работника,
обладающего
Рис. 3. Механизм управления профориентацией.
Имеется множество определений понятия «адаптация», равно как и понятий «профориентация» и «введение в должность». Зачастую эти определения пересекаются, и разные авторы называют различными терминами схожие процессы.
Например, автор учебного пособия «Практический менеджмент персонала» В.Р. Веснин главу об адаптации персонала начинает с определения понятия «введение в должность», полагая, что именно с этого процесса начинается деятельность нового сотрудника в организации. Веснин рассматривает введение в должность в качестве первой ступени задействования, которое, в свою очередь, является элементом процесса расстановки кадров — обоснованного и экономически целесообразного распределения персонала по структурным подразделениям и должностям в соответствии с потребностями организации, интересами, опытом и деловыми качествами самих людей. Само же введение в должность Веснин определяет как совокупность процедур, имеющих цель ускорить освоение новичком работы, сократить период адаптации в коллективе, помочь установить контакты с окружающими.
Введение в должность Веснин разделяет на индивидуальное (когда непосредственный руководитель персонально знакомит работника с коллективом и его будущей должностью) и групповое, причем последнее называет «профессиональной ориентацией». Профориентацию он рассматривает как вынужденную меру, которая необходима в случае одновременного прихода в организацию большого числа новых сотрудников, и ответственность за которую лежит на кадровом отделе. Ориентация, по Веснину, бывает общей (информирование об организации в целом) или специальной (об отдельном подразделении).
Наконец, собственно адаптацию Веснин рассматривает как следующую за введением в должность ступень задействования новых кадров, определяя этот процесс как приспособление к содержанию и условиям труда, социальной среде. В ее рамках происходит детальное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями; усвоение стереотипов поведения; ассимиляция — полное приспособление к среде и, наконец, идентификация — отожествление личных интересов и целей с общими.
Другой автор, Кибанов, также разделяет профориентацию и адаптацию. При этом адаптацию он считает элементом профориентации, определяя последнюю как систему мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям. То есть, согласно Кибанову, профориентация — процесс, предшествующий непосредственному вступлению сотрудника в организацию и обретению им новой должности. Обучение, воспитание, подготовку персонала он также относит к этому процессу.
Адаптация же, как взаимное приспособление
работника и организации, основу
которого составляет постепенное вхождение
работника в новые
В то же самое время многие другие
авторы, и с их мнением, по-видимому,
стоит согласиться, считают профориентацию
одним из этапов адаптации. Рассматривая
адаптацию как процесс
Но прежде чем перейти к более
детальному рассмотрению адаптации, попытаемся
отыскать причины различного толкования
близких понятий. Нельзя утверждать,
что автор учебников по кадровому
менеджменту, как А.Я. Кибанов, ошибается
относительно базовых понятий. Скорее
всего, он просто истолковывает другие
значения слов. Например, его «профориентация»
— это то, что предоставлено
будущему работнику (или абитуриенту)
в виде многочисленных профориентационных
тестов и программ по подготовке персонала
к выбранной сфере
Таким образом, оба определения отражают сущность профориентации, но в разных значениях этого слова. В ходе же рассмотрения адаптации будем руководствоваться вторым определением — определением ориентации как этапа адаптации.
2.1 Организация управления адаптацией и профессиональной ориентацией персонала
Управление профессиональной ориентацией строится через формирование и развитие системы органов управления различного уровня. Общую координацию профориентационной работы осуществляют Министерство просвещения РФ, Государственный комитет РФ по высшему образованию, Министерство труда РФ. На региональном и местных уровнях профориентационную работу проводят учебные заведения, центры занятости, центры профориентации. В реализации основных форм профориентационной работы им помогают организации, являющиеся главными потребителями результатов профориентации.
Профориентация позволяет
Одна из важных проблем кадровой работы в организациях при привлечении персонала - управление адаптацией.
Управление процессом адаптации - это «активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. п.» (13, с. 176).
Необходимость управления адаптацией предопределяется большим ущербом как для производства, так и для работников, а его возможность доказана опытом отечественных и зарубежных предприятий и организаций.
Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик рабочего (пол, возраст, его психофизиологические характеристики, а также образование, стаж и др.), так и факторов производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части условий труда, гибкого рабочего времени, организации труда и т.д.) и ограничений в изменении рабочего (в развитии тех или иных способностей, в освобождении от отрицательных привычек и т.п), необходимо также учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, особенности новой и прежней профессий, ибо они могут быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики предприятия (13, с. 181).
Адаптация работника на производстве,
эффективное управление этим процессом
требуют большой
Службы адаптации работника
могут выступать как
Управление процессом