Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 17:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение адаптации и профориентации как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части. Соответственно, задачами будут: теоретическое рассмотрение таких явлений, как адаптация и профориентация; детальный разбор системы эффективного управления адаптацией и профориентацией в организации.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы адаптации и профессиональной ориентации
1.1Сущность адаптации………………………………………………4-13
1.2 Сущность профессиональной ориентации……………………. 13-15
1.3 Связь понятий "Адаптация" и "Профориентация"……………15-17
Глава 2. Управление адаптацией и профориентацией
2.1 Организация управления адаптацией и профессиональной ориентацией персонала………………………………………………..18-26
Заключение……………………………………………………………27-28
Список литературы………………………………………………….29-31
АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА |
|||
ТИПОЛОГИЯ ЦЕЛЕЙ |
Дидактический |
Профессиональный |
Личностный |
Передача знаний |
Навыки диагностики аудитории и формирования мотивации слушателей. |
Компетентность в |
Умение вызывать интерес
к собственному опыту, наличие опыта
чувственных переживаний в |
Формирование ориентации на изменение |
Навыки проектирования и проведения групповых обсуждений. |
Знакомство с самыми новыми подходами, навыки диагностики ситуации в организации, выделения проблем. |
Задание образа желаемого будущего для слушателей - презентация некоторого образца успешной личности и профессионала |
Формирование индивидуального поведения |
Навыки проектирования упражнений на отработку профессиональных навыков, умения проводить оценку эффективности профессиональной деятельности |
Владение широким |
Лидерские навыки - авторитетность,
убедительность, психологическая |
Формирование группового поведения |
Умение проектировать
и проводить групповые |
Навыки диагностики |
Толерантность к чужим точкам зрения, диалогичность. Отсутствие лидерской ориентации, готовность работать в качестве ассистента в группе. |
Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации, по Кибанову, являются:
1. организация семинаров, курсов
по различным вопросам
2. проведение индивидуальных
3. интенсивные краткосрочные
4. специальные курсы подготовки наставников;
5. использование метода
6. выполнение разовых
7. подготовка замены при ротации кадров; проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников (24, с.79).
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
1. Выделение соответствующего
2. Распределение специалистов, занимающихся
управлением адаптацией, по производственным
подразделениям предприятия
3. Развитие наставничества, которое
в последние годы на наших
предприятиях незаслуженно
Если говорить о конкретных мерах или этапах адаптации, то следует четко разграничивать функции непосредственного руководителя и менеджера по персоналу. Так, например, видят Базаров и Еремин распределение обязанностей в ходе подготовки и реализации программы ориентации (25, с. 86):
Таблица 1
Распределение обязанностей между менеджером по персоналу и руководителем в ходе реализации программы ориентации
Функции и мероприятия по ориентации |
Обязанности | |
непосредственного руководителя |
менеджера по персоналу | |
Составление программы ориентации |
Выполняет |
Ассистирует |
Ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами |
Выполняет |
Выполняет |
Объяснение задач и требований к работе |
Выполняет |
|
Введение работника в рабочую группу |
Выполняет |
|
Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников |
Выполняет |
Как мы видим, значительная часть обязанностей по профориентации персонала лежит на непосредственном руководителе. Это подчеркивается в ряде учебных пособий. Веснин в этом смысле является автором, широко раскрывающим его функции на всех этапах - от «введения в должность» до завершающих этапов адаптации.
По его мнению, при индивидуальном введении в должность (которое, опять же, предпочтительнее группового, так как более эффективно и требует меньших затрат), непосредственный руководитель «поздравляет нового сотрудника с началом работы, представляет его коллективу (рассказывает биографию, особо отмечая достоинства), знакомит с подразделением и обстановкой в нем, подробно излагает требования, в том числе и неписаные, сообщает о трудностях, которые могут встретиться, и наиболее распространенных ошибках в работе, о будущих коллегах, особенно тех, у кого трудный характер, и тех, на которых всегда можно положиться, просить совета. Руководитель осуществляет инструктаж, контроль за первыми шагами новичка, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации» (2, с. 123).
Непосредственно процесс адаптации также значительно облегчается участием в нем руководителя. В его обязанности входит проведение предварительной работы с будущими коллегами, с тем, чтобы новичка хорошо встретили; назначение опекуна, проверка состояния материальных условий труда.
В течение первой недели руководителю желательно ежедневно видеться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить проблемы. Это позволит как можно раньше (идеально в течение месяца) полностью составить представление о его слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе, исполнительности, внешнем виде.
Руководителю целесообразно
Социально-психологической
Для достижения целей адаптации в организациях целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров. Штат такого подразделения должен состоять как минимум из двух человек: профконсультант (профессиональная ориентация) и менеджер по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников).
Функции этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым нужна помощь в профессиональной ориентации и переориентации, а также выпускников подшефных школ, которые стоят перед выбором своей дальнейшей профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри ее.
Подразделение по управлению
профориентацией и адаптацией д
· изучение и прогнозирование конъюнктуры
рынка труда, проведение мероприятий
по адаптации к нему, осуществление
соответствующей
· наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, тестирования и интервьюирования работников с целью их лучшей профориентации;
· расстановка кадров по подразделениям,
участкам, рабочим местам, закреплением
ротаций и
· отбор лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;
· организация взаимодействия с региональной системой управления профориентацией и адаптацией на взаимовыгодных условиях.
В обязанности профконсультанта в
1. Профессиональная консультация для работников предприятия.
2. Сбор, накопление информации, изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка, престижности профессии.
3. Участие в найме и отборе персонала.
4. Организация (совместно с
5. Налаживание связей с ПТУ.
6. Организация оборудования
7. Оказание помощи ПТУ и школам по оборудованию тематических стендов профориентации.
8. Организация разработки
9. Организация тематических
10. Проведение в школах лекций,
семинаров с приглашением
11. Организация в школах выставок литературы о выборе профессии.
12. Проведение группового
13. Организация лектория для
родителей школьников по
14. Проведение в организации дня открытых дверей.
В обязанности менеджера по персоналу входят:
1. Ознакомление с организацией; характеристика; условия найма; оплата труда.
2. Представление руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению.
3. Организация экскурсии по
4. Разъяснение условий работы, ознакомление
с функциями (совместно с
5. Организация обучения (совместно с отделом обучения).
6. Введение в коллектив,
Заключение
В данной курсовой работе, мы рассмотрели
процесс адаптации и
В общем виде понятие профессиональной ориентации включает в себя систему мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям.
Качественный уровень
Адаптация - это процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды.
Успешность адаптации зависит от характеристик производственной среды и самого работника. Чем сложнее среда, чем больше отличие ее от привычной среды на прежнем месте работы, чем больше связано с ней изменений, тем труднее проходит процесс адаптации.
Кибанов в своем учебном пособии
пишет, что главной задачей