Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:30, курсовая работа
Управление персоналом имеет важное значение для любой социально-экономической системы и не только в кризисной ситуации. Без грамотного подбора персонала и его распределения невозможно добиться поставленной цели. Особенно остро вопрос встает в период кризиса.
Цель курсовой работы: определить этапы действия, методы и принципы в управлении персоналом в кризисной ситуации.
Раздел 1. Управление персоналом в кризисной ситуации……………1
Раздел 2. Формирование инновационного стиля
управления менеджера…………………………………………………21
Раздел 3. Конфликты в антикризисном управлении………………….24
Заключение……………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………….27
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление персоналом» на тему:
«Управление персоналом в кризисной ситуации»
.
Содержание:
Раздел 1. Управление персоналом в кризисной ситуации……………1
Раздел 2. Формирование инновационного стиля
управления менеджера………………………
Раздел 3. Конфликты в антикризисном управлении………………….24
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….27
Введение.
Преодоление кризисной ситуации
подразумевает под собой
Управление персоналом имеет важное значение для любой социально-экономической системы и не только в кризисной ситуации. Без грамотного подбора персонала и его распределения невозможно добиться поставленной цели. Особенно остро вопрос встает в период кризиса.
Цель курсовой работы: определить этапы действия, методы и принципы в управлении персоналом в кризисной ситуации.
Данная проблематика раскрыта
в работах: С.Г. Беляева, В.И. Кошкина,
О. Бирюковой, Л.А. Бочковой, В.А. Баринова,
Б. Бродского,
Е. Жарковской, А. Колика, В.П. Галенко, О.А. Страхова,
Раздел 1. Управление персоналом в кризисной ситуации
Преодоление кризисной ситуации
подразумевает под собой
До недавнего времени
понятие «управление
Но для эффективной работы людей нужен эффективный руководитель. Управленческая структура в целом играет одну из главнейших ролей в развитии и деятельности системы, однако определяющее место принадлежит все-таки руководителю, на котором лежит ответственность за организацию деятельности органов управления.
Помимо главного руководителя
(возглавляющего организацию или
являющегося ее собственником) существует
еще несколько категорий. Это
менеджеры крупного и среднего звена,
которые подчиняются
1) руководитель организации (собственник или директор);
2) заместители главного руководителя, исполняющие в его отсутствие функции непосредственного руководства;
3) руководители отделов, служб, цехов и т. д.;
4) заместители вышеназванных руководителей.[1]
Руководитель является центральной
фигурой в общей системе
Наконец, люди, занятые непосредственно в производственном процессе. Они выполняют задачи, поставленные руководителем и отделами. Их деятельность контролируется менеджерами, которые доносят до них задачи и решения, принятые руководством. От этой категории персонала зависит общий ритм социально-экономической системы, качество производимых товаров и услуг и т. д. Стоит заметить, что в условиях кризиса рабочий процесс производственных структур является довольно сложным, потому что в зависимости от вида и характера протекания управления может приниматься решение о снижении или увеличении темпов производства продукции, перепрофилировании и т. д., что требует определенной степени гибкости.
Понятие «управление персоналом» гораздо шире, чем просто ступенчатая структура. Помимо организационного устройства, большое внимание должно уделяться психологическому фактору, отдельному человеку.[2]
Управление персоналом – это комплексная организация управленческими структурами, включающая в себя, помимо вопросов производственного характера, следующие основные части:
1) подбор необходимых кадров и их распределение;
2) выделение карьерных линий и направлений;
3) обучение персонала, повышение квалификации;
4) создание благоприятных условий работы и оплаты труда;
5) возможность креативного подхода и инновационных предложений.
Антикризисное управление имеет более сложный механизм, так как, помимо вышеперечисленных направлений, в него также входят социально-психологические факторы. Это связано с тем, что при наличии кризисной ситуации повышается стрессовое состояние людей, а это может привести к снижению эффективности работы и производства. Причинами являются нестабильное положение на предприятии или в организации, задержка выплаты заработной платы, страх перед возможным сокращением кадров.
Вообще, кризисная ситуация для управления является своего рода «проверкой на прочность», поскольку именно в такой ситуации проявляется весь организационный потенциал и одновременно недостатки социально-экономической системы.
Антикризисное управление признает
необходимым принимать такие
меры, как пересмотр всех имеющихся
трудовых ресурсов и отказ от неподходящих
сотрудников; перепрофилирование (обучение,
семинары) в связи с внедрением
новых технологий или реорганизацией
фирмы; привлечение молодых
В системе антикризисного управления персоналом можно выделить следующие стратегические направления.[3]
1. Кадровые программы, как правило, разрабатываются для каждой социально-экономической системы индивидуально и в зависимости от целей могут состоять из следующих пунктов:
1) сотрудничество с кадровыми агентствами по подбору персонала;
2) поиск сотрудников на старших курсах высших и средних учебных заведений (возможность совмещения учебы и работы);
3) поиск на конкурсной основе новых сотрудников с интересными проектами;
4) сотрудничество с зарубежными компаниями в обмене и стажировке сотрудников;
5) использование системы лизинга – «перенос» части персонала из одной организации в другую на основании условий заключаемого договора или соглашения;
6) открытие учебных заведений и курсов при организации, что позволит готовить специалистов необходимого профиля и уровня для их дальнейшей работы в организации.
2. Определение профессиональных направлений – заключается в выявлении оптимального уровня подготовки сотрудника для определенной должности и последующем наборе таких сотрудников. Все это зависит от целей деятельности и задач организации. Нужно отметить, что в этом вопросе следует проявить особое внимание, потому что от эффективности работы сотрудников зависит уровень функционирования организации, а это определяется подготовкой и навыками; моральные и психологические качества должны быть тем выше, чем выше занимаемая человеком должность.
3. Создание и налаживание связей руководитель – менеджер – сотрудник. Очень важно создать прочный информационный и производственный канал между сотрудниками и управлением. Он осуществляется за счет менеджеров. Именно в их функции входит непосредственная реализация и выполнение выбранного плана или стратегии путем постановки задач перед отделами и сотрудниками. Предпочтительнее создать такие связи еще на начальном этапе существования фирмы, потому что при наступлении кризисной ситуации исход во многом определяется скоростью выполнения задач и слаженной командной работой.[4]
Принципы антикризисного управления персоналом.
В основе формирования различных программ и стратегий по управлению персоналом лежат принципы – теоретические правила и нормы, на основе которых создается и определяется дальнейшая деятельность персонала. Принципы содержат в себе экономические и социальные законы, основы менеджмента и управления, т. е. являются совокупностью всех научных знаний для создания эффективного регулирования деятельности персонала в социально-экономической системе. В современных литературных источниках можно встретить разделение на общие и специфические принципы.
Общие принципы охватывают весь персонал организации в целом и являются основополагающими для формирования управленческой политики.
1. Принцип системности – предполагает рассмотрение всех сотрудников и категорий работников как единой динамической системы. Предусматривается построение взаимосвязанной структуры, в которой сотрудники взаимодействуют между собой для достижения эффективного результата.
2. Принцип правовой и социальной защиты – предусматривает неукоснительное соблюдение государственного законодательства и правовых актов. Предполагает знание руководством, менеджерами и сотрудниками норм трудового, гражданского, административного, уголовного и других частей права. Организация должна отстаивать интересы своих сотрудников в конфликтных ситуациях.
3. Принцип равных возможностей – создание одинаковых условий для различных социальных, национальных и половых групп. В российской экономике этот вопрос стоит очень остро. К примеру, женщины очень долго доказывали свое право на руководящие должности и место в деловой сфере. К слову сказать, по статистическим данным, в России женщины-руководители в настоящее время доминируют над мужчинами, однако на административном уровне этот вопрос по-прежнему стоит остро.
4. Принцип командности – для успешного осуществления деятельности и реализации новых проектов практикуется создание команд (групп специалистов, объединенных общей идеей и взаимодействующих внутри себя для достижения цели). Члены команды несут определенную ответственность и выполняют различные функции. В период кризиса создание команд часто является необходимым, поскольку руководителю бывает очень сложно принять решение в одиночку, кроме того, ему требуется информация о состоянии организации в различных ее структурных подразделениях. Члены команды в такой ситуации как раз и занимаются сбором, обработкой и обсуждением данных с дальнейшим формированием плана и стратегии.
5. Принцип индивидуального подхода к каждому сотруднику лежит в основе организации успешной деятельности. Определение индивидуальных возможностей и навыков, поощрение и создание условий для развития, защита – все это должно быть включено в управленческую политику персоналом.[5]
Кадровая политика.
Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению понятия «кадровая политика», необходимо сделать небольшое отступление. На сегодняшний день большое число предприятий находится в зоне потенциального банкротства, хотя только 7–8 % из них действительно обречены.
Вместе с тем у этих
предприятий имеются
Помимо этого требуется усовершенствование существующей линейно-функциональной структуры управления. Для повышения эффективности управления следует провести дифференциацию должностных структур и внутри предприятия, по аналогии с системой высшего и среднего руководства.
Следующим шагом как раз и является кадровая политика – важнейшая составляющая управления персоналом в кризисных ситуациях.
Кадровая политика – это совокупность целей, идей, принципов, потребностей и задач, определяющих структуру управления персоналом в процессе всего существования социально-экономической системы. По сути дела, это работа и мероприятия с персоналом, направленные на развитие организации. Целью кадровой политики является оптимальное сочетание сохранения и обновления кадров в соответствии с потребностями организации.
Информация о работе Управление персоналом в кризисной ситуации