Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:30, курсовая работа
Управление персоналом имеет важное значение для любой социально-экономической системы и не только в кризисной ситуации. Без грамотного подбора персонала и его распределения невозможно добиться поставленной цели. Особенно остро вопрос встает в период кризиса.
Цель курсовой работы: определить этапы действия, методы и принципы в управлении персоналом в кризисной ситуации.
Раздел 1. Управление персоналом в кризисной ситуации……………1
Раздел 2. Формирование инновационного стиля
управления менеджера…………………………………………………21
Раздел 3. Конфликты в антикризисном управлении………………….24
Заключение……………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………….27
5. Метод принуждения. Применяется в крайних случаях – в период острого кризиса или угрозы банкротства. Достоинством является быстрое внедрение и реализация изменений. Но у этого метода много негативных моментов: возникновение острой социальной напряженности, безынициативность, массовый уход кадров из организации.
В состав вышеперечисленных методов входят как и мягкие, так и довольно жесткие меры. Однако нужно отметить, что последний метод редко приводит к положительному результату. Часто используются угрозы, что само по себе уже является негативным показателем. В подобных случаях сотрудники руководствуются не деловыми соображениями о эффективности и производительности труда, а страхом перед руководством. Естественно, что такое положение нестабильно и в итоге приведет уже к социально-психологическому кризису в организации. Поэтому жесткие административные меры предпочтительно использовать лишь краткосрочно с последующей «реабилитацией» персонала.
Выше говорилось также
о стимулировании персонала денежными
средствами. Здесь важно дифференцировать
сотрудников в соответствии с
их должностями и объемом
Раздел 2. Формирование инновационного стиля управления менеджера
В настоящее время в
антикризисном менеджменте
К слову сказать, в конкурентной борьбе инновация сейчас является главным оружием.
Инновация – это качественно новое усовершенствование, призванное повысить конкурентоспособность и рентабельность организации. Как правило, внедрение инновационных структур, в том числе и управленческих, является довольно проблематичным процессом. В частности, основные трудности возникают с формированием нового образа мышления руководителей и персонала, соответствующего задачам и целям инноваций.
Сегодня появилось новое понятие – «инновационный менеджер», т. е. человек, осуществляющий инновационную политику и ее эффективное использование. В инновационном стиле управления являются обязательными две части: наличие цели и ее достижение.
В рамках целевого управления ставятся следующие задачи:
1) определение оптимальной стратегии и направления для организации, в которой выдвинутые цели будут достигнуты с минимальными затратами;
2) разработка методов, принципов и способов достижения результата;
3) работа с различными ресурсами – производственными, техническими, экономическими, материальными – их исследование, поддержание и возобновление;
4) работа с кадрами, выбор оптимальной кадровой политики, которая будет способствовать достижению результата.
Формирование целей – это не единичный процесс. Для того, чтобы успешно реализовывать стратегию на основе поставленных целей и координировать работу своих сотрудников, следует учитывать некоторые правила при разработке целей:
1) цели должны быть четкими и однозначными;
2) цели должны иметь качественную и количественную характеристику;
3) следует разрабатывать график по достижению целей;
4) цели должны быть направлены на достижение реальных результатов с учетом имеющихся возможностей организации;
5) цели должны разрабатываться не одним человеком, а всей административной командой;
6) прежде чем формировать цели, необходимо провести исследование различных факторов – внешних и внутренних;
7) за достижение определенных результатов должны быть назначены ответственные лица;
8) достижение результатов цели должно означать какое-либо вознаграждение для лиц, осуществлявших достижение.
Таким образом, целевое управление предполагает систематизированную работу менеджера, наличие определенного плана действий с учетом возникновения неожиданных ситуаций и способов их преодоления.
Формирование инновационного стиля управления осуществляется в несколько этапов. Первый этап заключается в анализе внешней и внутренней обстановки, сборе общей информации. На втором на основе полученных данных формируются цели, которые могут иметь самый разный характер, но все их объединяет желание получить прибыль, стабилизировать положение организации и достичь высокого уровня конкурентоспособности.
На формирование целей оказывает влияние два фактора:
1) состояние внешней и внутренней среды организации;
2) личность руководителя, разрабатывающего и принимающего цель.
Содержание целей, их характер и направленность, в первую очередь зависят от высшего руководства. И в любом случае, цель будет отражать личные потребности менеджера.
Инновационный стиль управления
предполагает наличие большей свободы
сотрудников и нестандартного мышления.
Российские предприятия и организации
сейчас усиленно используют опыт зарубежных
коллег по развитию персонала. Технология
заключается в предоставлении сотрудникам
возможности
Инновационный стиль управления
расширяет полномочия менеджера, они
уже не сужаются до круга разработки
целей, раздачи заданий и получения
результатов. Управление участвует
практически в каждом процессе, происходящем
в организации, оно становится доступным
для обычных работников. Это очень
важно для формирования положительной
социально-психологической
Раздел 3. Конфликты в антикризисном управлении
Социально-экономическая система – это сложная организация с множеством различных социальных связей. Эти связи носят характер сотрудничества или конкуренции, т. е. существование любой организации всегда связано с возникновением конфликтов.
Конфликт – это острое противоречие различных сторон, связанное с расхождением взглядов, мнений, подходов или методов. В современных условиях конфликтов избежать невозможно, они являются составной частью жизни любой организации. Но это совсем не всегда отрицательное явление. При неглубоких конфликтах можно рассмотреть большое количество точек зрения и предлагаемых альтернатив. Такие конфликты разрешаются обсуждениями или дискуссиями, на которых стороны приходят к оптимальному решению.
Конфликты по своей природе делятся на две части: конструктивные (мягкие) и деструктивные (разрушительные). Но это деление условно, так как конфликт может иметь и положительные, и отрицательные последствия.
Управление конфликтами.
Многие исследователи считают, что конфликт все-таки лучше предотвращать, чем разрешать. Поэтому были разработаны меры по предотвращению конфликтов в организации:
1) четкая формулировка требований и задач. Это способ является одним из лучших по предотвращению конфликтов. Проведение разъяснительных работ, четкое разделение обязанностей каждого сотрудника и отдела в целом, определение графика работы и установление контроля за ходом выполнения задачи сводят до минимума возможность конфликта;
2) использование механизма координации персонала. Наличие ответственного лица над отделом или командой облегчает управление группами сотрудников, так как подчиненные могут задавать вопросы, возникающие в ходе рабочего процесса, непосредственно назначенному лицу. При возникновении разногласий сотрудники также обращаются к менеджеру. О более серьезных проблемах уже докладывается руководству;
3) разработка единой системы целей. Помимо формирования единых целей, бнеобходимо проводить информирование персонала о предполагаемых изменениях. Эффективной практикой является разработка целей организации с учетом потребностей персонала. В таком случае персонал, как правило, не оказывает сопротивление изменениям и охотно участвует в реализации выбранной стратегии;
4) система поощрения. Обещание поощрения всем участникам процесса в случае положительного результата является действенной мерой и, кроме того, стимулирует к эффективной работе. Но нужно принимать во внимание имеющиеся ресурсы, чтобы избежать возникновения материальных затруднений.
В современных условиях все чаще встречается практика проведения внутренних переговоров в организации. Это связано с постепенным отказом от вертикальной линии управления в сторону горизонтальной. Руководитель все реже принимает решения в одиночку. Как правило, он собирает совещание с представителями того отдела или подразделения, на уровне которого возникла задача.[8]
Заключение.
Логика борьбы за выживание в условиях остроконкурентного рынка вынуждает руководителей коренным образом менять стратегию. Превалирующей становится точка зрения, согласно которой решающей предпосылкой конкурентоспособности является человеческий потенциал. В связи с этим происходит движение к созданию новой модели развития и использования человеческих ресурсов.
Удачно подобранный трудовой коллектив предприятия должен представлять собой команду партнеров, способных осознавать и реализовывать замыслы руководства. Инновационный характер деятельности современного предприятия, приоритетность вопросов качества услуг изменяют требования к работнику, увеличивают значимость творческого отношения к труду. Это уже привело к существенным изменениям принципов, методов и социально-психологических аспектов управления персоналом.
Главная задача управления персоналом — реализация политики мотивации, которая нацелена на усиление сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей. Это побуждает работников к развитию своих способностей, интенсивному, продуктивному и творческому труду.
Список использованной литературы:
[1] Теория и практика антикризисного управления // под ред. д. т. н. С.Г. Беляева, д. э. н., проф. В.И. Кошкина. -- М.: Закон и право,1996.
[2] Приемы антикризисного менеджмента // под ред. О.Бирюковой, Л.А. Бочковой.- Библиотека nnre - www.nnre.ru
[3] Антикризисное управление. - Баринов В.А. – М.: 2007.
[4] Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Короткова. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2005.
[5] Антикризисное управление: Учебник. 5-е издание. - Бродский Б., Жарковская Е., Бродский И., 2009.
[6] А.Колик Управление персоналом в условиях кризиса http://www.cfin.ru
[7] Галенко В. П. Как эффективно управлять организацией?/В. П. Галенко, О. А. Страхова, С. И. Файбушевич. – М.: Бератор – Пресс, 2003. – 149 с.: ил
Информация о работе Управление персоналом в кризисной ситуации