Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение производственных отношений между коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализоваться.
Деловая, творческая обстановка и здоровый социально-экономический климат являются важнейшими факторами, которые оказывают благоприятное влияние на результаты производства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…..…3
1. Структура социально-психологических методов управления………….…...5
2.Социально-психологические приемы формирования коллектива.
Установление нормального психологического климата в коллективе……..…9
3.Лидер и руководитель. Стили руководства и рекомендации по
этике руководства……………………………………………………………….15
4. Конфликтные ситуации в коллективе и пути их преодоления…………….21
Заключение…………………………………………………………………….…30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

управл перс курсовик .docx

— 57.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….…..…3

1. Структура социально-психологических  методов управления………….…...5

2.Социально-психологические приемы формирования коллектива.

Установление нормального  психологического климата в коллективе……..…9

3.Лидер и руководитель. Стили руководства и рекомендации по

 этике руководства……………………………………………………………….15

4. Конфликтные ситуации  в коллективе и пути их преодоления…………….21

Заключение…………………………………………………………………….…30

Список использованной литературы…………………………………………...32

 

 

Введение

В ходе современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречивыми социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы управления на предприятии. Управление организацией – созданной людьми системой (группой людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели или целей) - представляет собой сложную работу, так же это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

Актуальность данной темы объясняется появившемся в двадцатом  столетии тенденциям к рассмотрению менеджмента, как процесса управления людьми и взгляд на человека, как  на объект управления, а не часть  механизма. На это указывает не только развитие школ управления, но и появление в конце девятнадцатого века школы психоанализа, созданной З. Фрейдом и обозначившей серьезный перелом в структуре философского и психологического (как теоретического, так и прикладного) знания. В частности, Фрейд указал, рассматривая патологические случаи, на наличие многих, не учтённых ранее факторов, влияющих на поведение людей.

Можно провести параллель  между развитием медицины, в частности, психологии, и развитием различных  школ управления. Позволю себе привести цитату: «Медики были воспитаны в  духе исключительно высокой оценки анатомических, физических, химических моментов. К оценке психического они  не были подготовлены, то есть они относились к нему безразлично или отрицательно. Они, очевидно, сомневаются в том, что психические факторы вообще допускают точное научное толкование. В этот материалистический, или, лучше  говоря, механистический, период медицина сделала колоссальные успехи, но вместе с тем она в близорукости своей  проглядела самые важные и самые  трудные проблемы жизни». Возможность проведения параллели я вижу в том, что существовавшие до двадцатого века теории управления почти не обращали внимания на то, что, объектом управления, так или иначе, является человек.

Если говорить об исторических предпосылках таких изменений, то можно  упомянуть известные из истории  социологии факты, имевшие место  в начале и середине девятнадцатого века, то есть, в период, непосредственно  предшествовавший появлению социологии как самостоятельной науки. Одним  из наиболее важных факторов была отмена 21 июня 1824 года в Великобритании законов, запрещавших создание рабочих профсоюзов. Данные действия повлекли легализацию и, следовательно, укрепление отношений внутри коллективов. Профсоюзы постепенно стали реальной силой, и это было одним из первых шагов к социальной ориентированности управленческой деятельности. Оказало также влияние и уже упомянутое обособление социологии и начало активного рассмотрения сущности и природы социальных процессов, в результате чего были подвергнуты изучению и отношения в трудовых коллективах.

Цель данной работы - изучение производственных отношений между  коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли  бы наиболее полно реализоваться.

Деловая, творческая обстановка и здоровый социально-экономический  климат являются важнейшими факторами, которые оказывают благоприятное  влияние на результаты производства.

 

 

  1. Структура социально-психологических методов управления

 

Социально-психологические  методы – это социальная политика предприятия, определяющая взаимоотношения  между работниками, микроклимат  в коллективе. Они включают широкий  круг проблем теории и практики управленческой деятельности:

- управление групповой  деятельностью и динамикой коллектива;

- взаимодействие коллектива  и личности;

- психологию принятия  решений;

- социально-психологический  климат;

- стиль управленческой  деятельности;

- теорию конфликтов и  проблему ведения переговоров.

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие  методы управления важны и тесно  связаны с другими методами управления. К ним относятся:

– моральное поощрение;

– социальное планирование;

– убеждение;

– внушение;

– личный пример;

– регулирование межличностных  и межгрупповых отношений;

– создание и поддержание  морального климата в коллективе.

Мотивы человеческого  поведения имеют определенную иерархию, которую обычно называют диаграммой (пирамидой) Маслоу (Рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 - Пирамида Маслоу

 

Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в  возможностях исполнителей:

– знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение);

– сметь (эти установки и мероприятия должны быть «допустимыми» для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм);

– мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного);

– хотеть (они должны быть мотивированы).

Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков  или личных стимулов.

Прежде всего, следует  обеспечить сотрудника:

– возможностями выполнить  работу;

– определить его рамки  действий;

– четко сформулировать цели и задачи;

– создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей).

Мотивационное управление концентрируется:

– на влиянии на состояние мотивации (степени идентификации сотрудника с фирмой, формировании его мотивов);

– чувстве его собственного достоинства (уважения как личности, сообщения о его значении для фирмы, ожиданиях результатов от его деятельности);

– приведении мотивов в действие (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника);

– усилении мотивов;

– оценке работы и аттестации (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды);

– удовлетворении потребностей;

– обеспечении процесса мотивации.

Хорошая работа по мотивации  сотрудников ведет:

– к увеличению оборота и прибыли;

– улучшению качества изделий;

– к более творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП;

– повышенному притоку сотрудников;

– повышению их работоспособности;

– большей сплоченности и солидарности;

– уменьшению текучести кадров;

– улучшению репутации фирмы.

В теории управления человек  рассматривается как элемент  и ресурс организации, основа ее существования  и развития. Модель управления с  помощью социально-психологических  методов представлена на рисунке 2:

 

 

Рисунок 2 - Модель управления с помощью социально-психологических  методов

 

Следует отметить, что эта  схема достаточно условна, так как  на результат влияет множество факторов помимо человеческого. Логично рассматривать  поведение работника, как результат  его деятельности в организации, что является составной частью обратной связи.

Работа руководителя –  это управление людьми в постоянно  меняющейся ситуации с целью достижения заранее намеченных целей, мотивации  работников и других факторов, на которых  базируется деятельность. Руководство  персоналом предполагает достаточное  знание каждого подчиненного, как  работника, так и личности. Цель его  – сплотить людей в коллектив, максимально использовать их сильные  стороны, а слабые сделать несущественными.

Руководитель осуществляет управление, принимая на себя власть, распределяя  обязанности и контролируя действия подчиненных. Знание закономерностей  механизма социально-психологического управления дает возможность выбирать соответствующие методы, проектировать  систему социально-психологических  отношений в организации.

 

 

2. Социально-психологические  приемы формирования коллектива. Установление нормального психологического  климата в коллективе

 

Коллектив – это не просто группа людей собранных под одной  крышей для решения каких-либо задач, а единомышленники, для которых  важны честь и интересы организации, принципы, нарушение которых недопустимо  ни при каких обстоятельствах. Как  любая группа коллектив подчиняется  законам групповой деятельности. Это живой организм, проходящий стадии рождения, развития, становления, зрелости, старения и умирания. Каждая из стадий имеет критические точки, сильные  и слабые стороны, следовательно, и  требования к сотрудникам будут  существенно различаться в зависимости  от того, когда тот или другой человек принят в организацию.

В динамике развития коллектива чаще всего выделяют три стадии:

Первая стадия – коллектив  только формируется, люди присматриваются  друг к другу и к руководителю. Здесь определяющие значения имеют  личностные отношения  (симпатии и антипатии, большая или меньшая подверженность влиянию и т.д.), которые оказывают большое влияние на связи, возникающие в групповой деятельности, тогда как эти связи еще слабы и неустойчивы, не способны оказать существенное влияние на личностное отношения. Взаимная требовательность и заинтересованность в успехах коллектива формируются под воздействием организационной культуры и стиля управления руководителя.

Вторая стадия – организационная, характеризуется тем, что в коллективе почти завешается взаимное изучение друг друга, и определяются личные позиции  каждого. Формируется неформальные группы, и выявляются неформальные лидеры. Личностные отношения еще  достаточно сильны, но и производственные взаимоотношения становятся устойчивыми  и прочными. Теперь эффективность  работы коллективы в большей степени  зависит от стиля управления им.

Третья стадия – стабильная жизнедеятельность коллектива –  характеризуется тем, что в нем  постепенно возникает интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство. Деловые отношения оказывают  определяющие влияние на личностные связи.

Препятствием в работе с коллективом организации является его территориальная разрозненность. Формированием коллектива отдельного магазина занимается директор магазина, как подразделения организации, тогда как в офисе организации  могут лишь знать о существовании  такого работника, но оценить его  рабочие и личностные качества практически  не в состоянии. С недавнего времени  «кастинг» продавцом стала проводить  менеджер организации, занимающаяся налаживанием торговых связей и маркетингом, человек, не компетентный, выбирая продавцов  и директоров магазинов исключительно  исходя из личной симпатии, рискует  нанести ущерб организации.

Коллектив – это сложное  социальное явление, обладающие рядом  характеристик. Коллектив организации  является официальным (юридически оформленным  образованием, действующим в рамках правового пространства). Как и  любой официальный коллектив  содержит в себе формальные и неформальные группы. Формальные группы представляют собой отношения между должностями, им свойственна иерархичность, неформальные существуют между личностями независимо от того, какое место они занимают на официальной служебной лестнице. Границы формального и неформального  коллектива не совпадают

Социально-психологические  способы и приемы воздействия  на процесс формирования и развития коллектива, процессы, протекающие внутри него основаны на использовании социально-психологических механизмов, действующих в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, личности с их ролями и статусами, связанных системой социальных взаимоотношений и потребностей. Социально психологические методы, прежде всего, отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, понуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всесторонне гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллектива. Психологические методы управление направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения работников с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключения монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентации и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

Информация о работе Управление персоналом