Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 09:48, курсовая работа
Цель данной работы - изучение производственных отношений между коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализоваться.
Деловая, творческая обстановка и здоровый социально-экономический климат являются важнейшими факторами, которые оказывают благоприятное влияние на результаты производства.
Введение…………………………………………………………………….…..…3
1. Структура социально-психологических методов управления………….…...5
2.Социально-психологические приемы формирования коллектива.
Установление нормального психологического климата в коллективе……..…9
3.Лидер и руководитель. Стили руководства и рекомендации по
этике руководства……………………………………………………………….15
4. Конфликтные ситуации в коллективе и пути их преодоления…………….21
Заключение…………………………………………………………………….…30
Список использованной литературы…………………………………………...32
В решении задач морально-
В целом методика комплексной мотивации включает в себя три основные группы приемов:
1) приемы мотивирования
работников: постановка перед работником
четких и достижимых целей,
модификация поведения,
2) приемы мотивирования
работы: усовершенствование рабочих
мест и расширение сферы
3) приемы мотивирования
организационной деятельности: расширение
полномочий сотрудников,
Среди методов морально-
Коллективы различаются
между собой микроклиматом, психологическим
состоянием работников, степенью их сплоченности.
Психологический климат коллектива
формируется совокупностью
Психологическое состояние
коллектива характеризуется степенью
удовлетворенности своей
Роль непосредственного
руководителя и влияние администрации
огромна в создании благоприятного
социально-психологического климата.
Именно эти представители управления
призваны самым активным образом
участвовать в постоянном, устойчивом
воспроизводстве таких
Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.
3. Лидер и руководитель.
Стили руководства и
Руководитель – это профессиональный менеджер, главной целью которого является повышения производственной, творческой отдачи, активности персонала, ориентация на сокращение доли и численности производственных и управленческих работников, разработка и реализация политики подбора и расстановки персонала, решение вопросов, связанных с обучением и повышением квалификации персонала; это человек с широким диапазоном знаний, но его ценнейшим качеством является умение пользоваться при необходимости услугами специалистов.
Для реализации этих функций руководитель должен обладать необходимыми качествами. Их принято разделять на три группы: профессиональные, личные и деловые.
К профессиональным относятся те, которые характеризуют любого грамотного специалиста, и обладание которыми служит необходимой предпосылкой к выполнению обязанностей. Такими качествами являются:
- компетентность в
- широта взглядов, базирующаяся на эрудиции и глубоком знании как своей, так и смежных сфер деятельности;
- стремление к приобретению
новых знаний, постоянно
- поиск форм и методов работы, помощь окружающих, их обучение;
- умение планировать свою работу;
Личные качества руководителя
мало отличаются от качеств других
работников, желающих чтобы их уважали
и с ними считались, поэтому обладание
ими также предпосылки к
- высокие моральные стандарты;
- высокий уровень внутренней культуры;
- физическое и психологическое здоровье;
- высокий уровень внутренней культуры;
- отзывчивость и
- оптимизм, уверенность в себе;
Однако руководителем человека делают не профессиональные и не личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:
- умение создать коллектив,
обеспечить его деятельность, поставить
задачи и распределить их
- доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах, а порой любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, волю, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
- контактность, коммуникабельность,
умение расположить к себе
людей, убедить их в
- инициативность, оперативность
в решении проблем умение
- способность управлять
собой, своим поведением, рабочим
временем, взаимоотношением с
Руководитель, прежде всего, определяет как, какими способами нужно достичь, как правило, другими людьми цели, организуют и направляют работу подчиненных в соответствие с детально разработанными планами, занимая при этом пассивную позицию.
Руководителя организации
можно охарактеризовать как эмоционального
- руководствуется своим прошлым
при принятии решений, за основу берет
свой прошлый опыт. Неуверенно себя
чувствует в новой обстановке.
Оценивает события главным
Должность руководителя и лидерство не всегда совпадают между собой. Лидер определяет, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишнее подробности. Их последователями являются те, кто разделяет их взгляды и готовы за ними идти, невзирая на трудности, а лидеры при этом оказываются в роли вдохновителей в противоположность руководителям, которые обеспечивают достижение целей с помощью вознаграждений и наказаний. В отличие от руководителей лидеры не контролируют окружающих, а строят отношения с последователями на доверии.
Таблица 1 - Отличие руководителя от лидера
№ п/п |
Руководитель |
Лидер |
1 |
2 | |
1 |
Администратор |
Новатор |
2 |
Поручает |
Вдохновляет |
3 |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
4 |
План – основа действия |
Видение – основа действия |
5 |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
6 |
Использует доводы |
Использует эмоции |
7 |
Контролирует |
Доверяет |
8 |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
9 |
Профессионален |
Энтузиаст |
10 |
Принимает решение |
Превращает решение в |
11 |
Делает как нужно |
Делает что нужно |
12 |
Пользуется уважением |
Вызывает обожание |
В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра. Может приободрить, посочувствовать, помочь. В коллективы с высоким уровнем развития лидер является, прежде всего, интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по сложным проблемам. В обоих случаях он интегратор коллектива, инициатор, организатор активных действий, образец с которым сверяют свои мысли и поступки.
Лидером организации является начальник отдела по работе с поставщиками – отражает интересы коллектива, следит за тем, чтобы конкретные действия каждого из членов коллектива не противоречили общим интересам и не подрывали единство коллектива. В необходимых случаях она вступает в конфликт с администрацией. Бороться с этим практически невозможно, ибо давление на лидера приведет с противостоянию с администрацией.
Стиль – это стабильно
проявляющаяся особенность
Существует традиционное деление стилей на четыре типа:
- авторитарный (директивный,
диктаторский, командный) – как
правило, используется «
- демократический (коллективный,
коллегиальный) – как правило,
принимаются коллективные