Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 11:52, курсовая работа
Управление персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование. В современном обществе любая деловая организация в большей степени зависит от ее сотрудников. Отражением этого в области науки и образования служит бурное развитие и широкое распространение знаний в области управления персоналом. Таким образом, для эффективного управления организацией необходимо постоянно изучать методы управления персоналом, применять различные подходы.
Введение 2
1.Основные подходы к управлению персоналом 3
1.1 Экономический подход 3
1.2 Органический подход 5
1.3 Гуманистический подход 11
2. Организационные культуры как объект управленческой деятельности 14
Заключение 21
Содержание
Введение 2
1.Основные
подходы к управлению
1.1 Экономический подход 3
1.2 Органический подход 5
1.3 Гуманистический подход 11
2. Организационные
культуры как объект
Заключение 21
Одной из важных функций менеджмента является управление персоналом. Именно люди приводят в действие имеющиеся в распоряжении любой организации станки, машины, финансы, сырье и пр. Персонал организации может работать по-разному, и наладить его работу - есть первейшая задача руководства любой организации.
Управление персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование.
В современном обществе любая
деловая организация в большей
степени зависит от ее сотрудников.
Отражением этого в области науки
и образования служит бурное развитие
и широкое распространение
Таким образом, для эффективного управления организацией необходимо постоянно изучать методы управления персоналом, применять различные подходы.
Деятельность по управлению персоналом - целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.
Одна из важнейших составных управленческой деятельности - управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления - обобщенном представлении (необязательно декларируемом) о месте человека в организации. В теории и практике управления человеческой стороной организации можно выделить четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению - экономического, органического и гуманистического.
Экономический подход к управлению дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая (в общем случае инструментальная, т. е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности организация - это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо.
Среди основных принципов
концепции использования
В табл. 1 представлено краткое описание экономического подхода к управлению.
Таблица 1 - Характеристика условий эффективности и особых затруднений в рамках экономического подхода
Условия эффективности |
Особые затруднения |
Четкая задача для исполнения |
Сложность адаптации к меняющимся условиям |
Среда достаточно стабильна |
Неповоротливая |
Производство одного и того же продукта |
Если интересы работников
возьмут верх над целями организации,
возможны нежелательные последствия
(поскольку мотивация |
Человек согласен быть деталью машины и ведет себя как запланировано |
Дегуманизирующее воздействие
на работников (использование ограниченных
возможностей персонала может быть
эффективным при |
В рамках органической парадигмы
последовательно сложились
Акцентирование внимания на человеческом ресурсе способствовало рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде. В этой связи использовались, как минимум, две аналогии (метафоры), способствовавшие развитию нового взгляда на организационную реальность.
Первая, исходившая из отождествления организации с человеческой личностью, ввела в научный оборот такие ключевые понятия, как цели, потребности, мотивы, а также рождение, взросление, старение и смерть или возрождение организации.
Вторая, приняв в качестве
образца для описания организационной
реальности функционирование человеческого
мозга (“организация как мозг, перерабатывающий
информацию”), позволила взглянуть
на организацию как на собрание частей,
соединенных линиями
Иллюстрацией первой возможности является использование положений теории мотивации А. Маслоу в качестве основы для выделения направлений и содержания деятельности по управлению персоналом (табл. 2).
Таблица 2- Соответствие деятельности по управлению персоналом доминирующим потребностям личности
Доминирующая потребность |
Деятельность по управлению персоналом |
Самоактуализация |
Побуждение служащих к максимальной вовлеченности в процесс труда и управления. Превращение работы в главное средство самовыражения служащих |
Самоуважение |
Работа должна находиться в зоне устремлений работника, обеспечивая его автономию, ответственность и развивая самоидентичность |
Социальные потребности |
Работа должна позволять общаться с коллегами и ощущать нужность людям |
Потребность в безопасности |
Работа должна позволять сотрудникам ощущать свою защищенность, для чего необходимо осуществлять программы пенсионного и социального страхования, поддержки при болезни, гарантии занятости, перспективы карьеры внутри организации, создавать безопасные условия труда |
Физиологические потребности |
Работа должна обеспечивать возможность восстановления затраченной работником энергии - заработной платы и других видов материального вознаграждения должно хватать по крайней мере на восстановление работоспособности |
Что касается рассмотрения
организационной реальности по аналогии
с деятельностью мозга
Так, “функция” традиционно понималась как отправление того или иного органа. Например, выделение желчи есть функция печени. Однако такого понимания основателя отечественной нейропсихологии, по мнению А. Р. Лурия (1973), оказывается явно недостаточно для объяснения более сложных процессов, таких, как пищеварение и дыхание1. Он отмечает:
Легко видеть, что исходная
задача (восстановление гомеостазиса)
и конечный результат (доведение
питательных веществ до стенок кишечника
или кислорода до альвеол) остаются
во всех случаях одинаковыми. Однако
способ выполнения этой задачи может
сильно варьироваться. Так, если основная
группа работающих при дыхании мышц
диафрагмы перестает
В результате автор формулирует важнейший постулат:
Наличие постоянной (инвариантной) задачи, осуществляемой с помощью меняющихся (вариативных) средств, позволяющих доводить процесс до постоянного (инвариантного) результата, является одной из основных особенностей работы каждой функциональной системы.
Возникает вопрос о том, как же локализованы органы, отвечающие за деятельность функциональных систем. А. Р. Лурия отвечает:
... высшие психические
“функции” как сложные
Таким образом, аналогия с
мозгом в отличие от аналогии с
механизмом позволила совершенно иначе
представить как
Привлекательность рассматриваемого подхода усиливалась еще и тем, что стало очевидным, что принятие управленческих решений никогда не может быть полностью рациональным, поскольку в реальности работники управленческого аппарата:
а) действуют на основе неполной информации;
б) способны исследовать только ограниченный набор вариантов каждого решения;
в) неспособны точно оценить результаты.
В конечном итоге организационный подход, признавая принцип ограниченной рациональности (ограниченной поиском информации и контролем результатов с помощью целей и задач, а не контролем за поведением с помощью правил и программ), фокусируется на следующих ключевых моментах: