Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 18:52, реферат
Целью данной работы является изучение теории и практики аттестации персонала. Эти основы являются общими практически для всех организаций и предприятий, а совершенствование процедур оценки персонала способно определить основные направления практически всех составляющих элементов кадровой политики предприятия.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить понятие системы аттестации персонала;
- рассмотреть процедуру проведения оценки персонала;
Введение.................................................................................................................3
1 Теория и практика аттестации персонала………………………………………5
Понятие и организация системы аттестации персонала………………………5
Процедура проведения аттестации персонала……………………………….8
Методы оценки используемые при аттестации………………………………10
Особенности процедуры аттестации………….………………….....………..13
Аттестация персонала в системе государственной службы………………..13
Особенности процедуры аттестации в системе муниципального управления………………………………………………………………………14
Аттестация персонала в предпринимательских структурах………………...15
Заключение.................................................................................................................16
Список использованной литературы......................
Источниками информации о себе могут служить: мнение окружающих (целесообразно составить список тех, чье мнение о себе важно знать); собственная биография, ключевые жизненные события; специальные анкеты.
Аттестация ¾ это институционализированная оценка субъекта (объекта), в рамках которой на основе анализа прошлого комиссия пытается сделать выводы применительно к будущему.
Требования, предъявляемые к аттестации:
- систематичность, регулярность;
- формализованность (использование специальных форм, официальное документирование результатов);
- наличие предварительно сформированных критериев, стандартов, требований (если их нет, человеку трудно ориентироваться в том, хорошо ли он работает);
Типы критериев стандартов:
- количественные показатели
- сроки выполнения заданий;
- финансовые результаты;
- процедуры, которые необходимо соблюдать;
- допустимое количество ошибок, нарушений, сбоев.[3]
Положительные черты аттестации комиссией связаны с тем, что она: является составной частью системы управления персоналом, помогает выявлять существующие проблемы; определяет ценность сотрудников с точки зрения не только подразделения, но и организации, а поэтому позволяет более обоснованно принимать решения; делает более прозрачными отношения в большом коллективе. В то же время недостатками такого рода аттестации являются: необходимость привлечения множества людей и нехватка тех, которые могут ее квалифицированно осуществить; отсутствие отработанной методики, позволяющей проводить надежную всестороннюю оценку персонала; неспособность зачастую членов аттестационной комиссии глубоко разобраться в специфике деятельности аттестуемых, принятие решения преимущественно на основе личных отношений и эмоций; отсутствие материального и морального поощрения участников комиссии.[2]
Аттестации предшествует заполнение
непосредственным руководителем или сотрудником
кадровой службы анкеты на аттестуемых.
Позициями такой анкеты могут быть: самостоятельность
в выполнении заданий; требовательность
к себе и другим, умение контролировать
подчиненных; настойчивость в достижении
цели; способность отстаивать точку зрения;
умение решать проблемы, координировать
работу подчиненных или коллег; поведение
в критической ситуации; аккуратность;
отношение к своим обязанностям; принципиальность
и честность; контактность; руководство
подчиненными; профессиональные знания
и навыки; восприятие критики; использование
рабочего времени; качество выполнения
работы; уровень культуры; здоровье и работоспособность;
поведение в коллективе, в том числе с
лицами противоположного пола; наличие
вредных привычек; производственный опыт;
отношение к руководству.[3]
Администрация предприятия по согласованию с выборным профсоюзным органом (если таковой существует) до начала календарного года утверждает и не менее чем за месяц до его начала доводит до сведения работников сроки, график, а также список должностей, подлежащих аттестации, составы комиссий, правила и критерии оценки. Основными критериями при проведении аттестации служат квалификация работника и результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей. Подготовка к проведению аттестации организуется администрацией учреждения, предприятия при участии своих профсоюзных организаций. Она включает следующие мероприятия: разработка графиков проведения аттестации; разработка графиков проведения аттестации; определение состава аттестационных комиссий; организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.[2]
На каждого работника, подлежащего аттестации,
не позднее чем за 2 недели до дня ее проведения
непосредственный руководитель подготавливает
представление, содержащее всестороннюю
оценку: соответствия профессиональной
подготовки работника квалификационным
требованиям по должности и разряду оплаты
труда; его профессиональной компетентности;
отношения к работе и выполнения должностных
обязанностей; результатов работы за прошедший
период. С этими материалами аттестуемый
работник должен быть ознакомлен не менее
чем за 2 недели до аттестации.
Конкретные сроки, а также график проведения
аттестации и состав аттестационной комиссии
утверждаются руководителем организации
и доводятся до сведения аттестуемых работников
не менее чем за 2 недели до начала аттестации.
В графике указываются наименование
подразделения, в котором работает аттестуемый,
его фамилия, должность, даты проведения
аттестации и представления в аттестационную
комиссию необходимых документов, а также
должности и фамилии работников, ответственных
за их подготовку.
Организация аттестации может предполагать,
что оценка всех происходит в определенный
день (но в спешке можно сделать много
ошибок); индивидуально или по группам
в произвольные сроки; после окончания
цикла работ; при существенном изменении
результативности.Как правило, в первую
очередь аттестуются руководители подразделений,
а затем подчиненные им работники. Аттестация
членов аттестационной комиссии проводится
на общих основаниях. Аттестационная комиссия
включает председателя (как правило, это
заместитель первого руководителя), секретаря
и членов комиссии (это руководители подразделений,
высококвалифицированные специалисты,
представители профсоюзных организаций).
Сотрудников служб персонала лучше использовать
в качестве консультантов. В необходимых
случаях может быть несколько аттестационных
комиссий. Желательно, чтобы аттестационная
комиссия состояла из 6-7 экспертов (руководителя, подчиненных,
коллег), знающих аттестуемых по совместной
работе, и он мог бы выбирать этот состав
на 60%. При этом целесообразно, чтобы 60-70% членов комиссии набирались из специалистов;
10-15% ¾ из представителей общественных организаций.
Линейные руководители выступают обычно
в качестве экспертов. Председатель комиссии
представляет кандидатам экспертов, объявляет
порядок проведения собеседования, создает
необходимую атмосферу, принимает окончательное
решение в случае разногласий. В очередную
аттестацию не включаются лица, проработавшие
в организации менее года, молодые специалисты
в течение 3 лет после окончания учебного
заведения, беременные женщины и женщины,
имеющие детей в возрасте до 3 лет.[3]
Аттестационная комиссия рассматривает
представление, заслушивает аттестуемого
и руководителя подразделения, в котором
он работает. Обсуждение работы должно
проходить в обстановке требовательности,
объективности и доброжелательности,
исключающей проявление субъективизма.
Результаты аттестации (оценка и рекомендации)
сообщаются работнику сразу же после голосования
и заносятся в аттестационный лист (его,
как и цели аттестации, обнародуют заранее),
который составляется в одном экземпляре
и подписывается председателем, секретарем
и членами аттестационной комиссии, принявшими
участие в голосовании. В то же время есть
мнение, что чем в меньшей степени сообщаются
работнику результаты оценки, тем она
эффективнее. Аттестационный лист и представление
на работника, прошедшего аттестацию,
хранятся в его личном деле.[2]
Метод групповой экспертной оценки - аттестуемого по выделенным критериям по определенной шкале оценивают эксперты. Затем по каждому критерию высчитывается суммарный и средний баллы. Применяется для оценки результатов работы, профессионально и корпоративно важных качеств.
Экзамен. Применяется для оценки профессиональной и корпоративной компетенции. Проводится в устной или письменной форме. Оценка компетентности осуществляется по балльной шкале. [4]
Метод моделирования рабочей ситуации - аттестуемому предлагается решить смоделированную ситуацию, встречающуюся в его работе. Применяется при оценке профессиональной компетенции. [4] Квалификационная работа - самостоятельная разработка какой-то проблемы или вопроса. Применяется для оценки профессиональной компетенции. [4]
Собеседование. [4]
Тестирование. Используется для диагностики качеств личности, уровня интеллектуального развития и т. д. как дополнительный метод подтверждения результатов экспертной оценки.
Для двух основных этапов процедуры необходимо сформировать рабочие группы, состав которых различается:
Экспертная комиссия - формируется для проведения технологии экспертных оценок. В ее состав при проведении аттестации руководителей входят вышестоящий руководитель, взаимодействующие с ним руководители других подразделений и непосредственные подчиненные. При аттестации специалистов и служащих в качестве экспертов выступает вышестоящий руководитель, а так же наиболее компетентные специалисты, взаимодействующие с аттестуемым по определенному кругу вопросов в рамках его должностных обязанностей. [4]
Аттестационная комиссия - проводит оценку профессиональной и корпоративной компетенции сотрудника методом экзамена. В состав аттестационной комиссии входят: председатель комиссии (генеральный директор, директора по направлению, вице-директор по качеству; региональный директор и его заместители); секретарь (ведущий менеджер по персоналу); члены комиссии (руководители подразделений и высококвалифицированные специалисты, при необходимости в состав комиссии включают начальника отдела управления персоналом, вице-директоров по товарной группе и т.д.).[5]
Важно провести инструктаж экспертов и членов аттестационной комиссии, убедиться, что они одинаково интерпретируют оценки, понимают критерии. Для точности можно проверить согласованность оценок экспертов.
В отдельных организациях, например в образовательных структурах, участие психологов в работе аттестационных комиссий закреплено в виде обязательного требования. На предприятиях оборонного комплекса, в силовых структурах с повышенной секретностью и потенциальной опасностью при эксплуатации производственных мощностей в состав аттестационных комиссий входят также представители службы безопасности. [4]
В зависимости от уровня, масштаба и численности сотрудников организации может быть сформирована не одна, а несколько аттестационных комиссий, что определяется приказом руководителя организации.
Документы, предоставляемые на работника:
- Отзыв (характеристика) - составляется на каждого работника, подлежащего аттестации, руководителем соответствующего структурного подразделения и согласовывается с заместителем руководителя данной организации, ответственным за проведение аттестации. Представляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации. Отзыв должен содержать полную, всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых и личных качеств аттестуемого работника, отражать конкретные результаты его работы в данной должности за предшествующий аттестации период. Аттестуемый работник должен быть ознакомлен с составленным на него отзывом не менее чем за две недели до начала проведения аттестации. В случае несогласия с представленным отзывом аттестуемый вправе заявить об этом и представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей трудовой деятельности за предшествующий период. [3]
- Аттестационные листы предыдущих аттестаций (если таковые проводились).
Экспертная комиссия должна быть ознакомлена с целями экспертизы, методикой проведения, содержанием критериев оценки, порядком заполнения бланков экспертизы. Эксперты заполняют бланки оценки, приведенные в методиках аттестации. Заполненные и подписанные экспертами оценочные бланки собираются и проверяются на согласованность. Если при обработке результатов выяснится, что максимальная и минимальная оценки резко отличаются от остальных, то целесообразно результаты работы этих экспертов пересмотреть. Если это необходимо, следует провести с экспертами дополнительную беседу по разъяснению критериев, выявлению причин рассогласования. [4]
Все бланки экспертных оценок прилагаются к аттестационной карточке.
2 Особенности процедуры
2.1Аттестация персонала на
Аттестация государственного служащего - определение квалификации государственного служащего с целью проверки соответствия его занимаемой должности. В соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан аттестации подлежат служащие, замещающие в государственных органах должности определенного уровня (от младших до высших). [5]
Аттестация проводится не реже 1 раза в 4 года и не чаще 1 раза в 2 года. Не подлежат аттестации следующие категории государственных служащих:
- состоящие в должности
- достигшие предельного
При проведении процедуры оценки, занимающих высшие и главные государственные должности, состав комиссии согласуется с Советом по вопросам государственной службы при Президенте РК. В комиссию не позднее 2 недель до дня проведения аттестации на аттестуемого представляется утвержденный вышестоящим руководителем отзыв. Аттестация, как правило, проводится в присутствии аттестуемого. Решение комиссии принимается в отсутствие аттестуемого и его непосредственного руководителя открытым или тайным голосованием простым большинством голосов. Аттестуемый государственный служащий, являющийся членом комиссии, в голосовании не участвует. При равенстве голосов решение о признании аттестуемого соответствующим занимаемой должности считается принятым.[8]
Решение комиссии может содержать одну из следующих оценок аттестуемого: соответствует замещаемой государственной должности; соответствует замещаемой государственной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии; не соответствует замещаемой государственной должности. Выводы по результатам аттестации заносятся в аттестационный лист, с которым аттестуемый знакомится под расписку. Аттестационный лист и отзыв хранятся в личном деле государственного служащего. Вопросы, связанные с проведением аттестации могут рассматриваться вышестоящим государственным органом или по инициативе несогласных с решением аттестационной комиссии в суде.