Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 11:46, контрольная работа

Описание работы

Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения — сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..….….…………………..2

Цели и задачи политики занятости…………………………………………………………..4
Государственная политика занятости населения…………………………...………………6
2.1 Политика занятости и регулирование рынка труда…………………………………….6
2.2Программы занятости……………………………………………………………………..8
2.3 Структура и основные направления развития государственной системы занятости...9
3. Состояние занятости в России и мире………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………………….………………………..16

Файлы: 1 файл

контрольная по Основы управления персоналом.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса. Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти

На местном уровне (микро) политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.

Регулирование занятости  на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической концепции  социально-ориентированной рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.4

 

2.2 Программы занятости

 

Цели политики занятости  отражают такое состояние рынка  труда, которого необходимо достичь, решая  стоящие в настоящее время  проблемы. Для решения этих проблем  органы занятости разрабатывают программы содействия занятости населения.

Программа включает совокупность взаимосвязанных долго- и краткосрочных  мер, цель реализации которых - достижение эффективной, оптимальной занятости  трудоспособного населения в  регионе или в национальных масштабах в сочетании с необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных последствий долговременной безработицы.

Программа содержит обзор  ситуации на рынке труда, анализ факторов, влияющих на динамику занятости, прогноз развития рынка труда и занятости, цели и программные задания. В программе предусмотрена координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций и включены данные о финансовом и организационном обеспечении мероприятий.

Программа также может включать большое число мероприятий, стимулирующих и поддерживающих экономический потенциал. Эти мероприятия разворачиваются в трех основных плоскостях:

* собственно в географических  пределах области; 

* применительно к развитию  бизнеса; 

* в отношении населения.

Мероприятия, направленные на преобразование самого региона, затрагивают  инфраструктуру, однако в рамках этих мероприятий совершенствуется и  традиционная "физическая" инфраструктура региона: улучшаются транспортные связи  и совершенствуются телекоммуникации.

Мероприятия, ориентированные  на развитие бизнеса, предполагают, в  частности, поддержку инноваций, консультирование и создание инвестиционных фондов.

Наконец, мероприятия, ориентированные  на население, включают поддержку безработных, создание целенаправленных программ обучения, вовлечение местных специалистов в разработку общей стратегии развития.

Разработка программы занятости  дает возможность скоординировать  все эти разнородные виды деятельности. В зависимости от существа решаемой проблемы программа занятости может принимать самые различные формы. Например, она может затрагивать конкретную отрасль, определенную группу местного населения или географическую область. Вместе с тем независимо от того, какой тип стратегии используется, существо подхода к разработке программы не изменяется. В любом случае необходимо проанализировать возникающие проблемы, определить цели, идентифицировать серию скоординированных шагов для решения проблем и предусмотреть механизм для оценки достигнутых результатов.

Основными компонентами программ занятости  являются:

* анализ проблем, сосредоточен  на выявлении сильных и слабых  сторон местной экономики и  проблем занятости, с которыми  сталкивается данная область.  Для этого необходимы сбор  данных и их идентификация;

* аудит, направлен на оценку  эффективности существующих мероприятий,  роли местных организаций, менеджмента  организаций, отвечающих за реализацию  плана регионального развития  и взаимодействия всех участников  этого процесса;

* анализ ресурсов, позволяет учесть, как использовались ресурсы, определить ресурсы, которые будут необходимы для дальнейшей деятельности, и источники их привлечения;

* формулировка целей, четко определяются  цели реализации избранной в  программе стратегии. Она должна  соотноситься с проблемами и возможностями данной области;

* план действий, определяется последовательность  действий, которые должны быть  предприняты для осуществления  стратегических целей; 

* система мониторинга и оценки, определяется эффективность отдельных  мероприятий и подтверждается общая целесообразность принятой программы.

Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости:

    • активный (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях);
    • пассивный (выплата пособий безработным).

Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума».

Также одно из важнейших  мест в регулировании занятости  на сегодняшний день занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.5

 

2.3 Структура и основные направления развития государственной системы занятости

 

В основе государственной  системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных  уровней. На федеральном уровне - это  Государственный Фонд занятости  населения (ГФЗН), в каждом из субъектов  Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

Органы службы занятости  на безвозмездной основе предоставляют  органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

Органы служб занятости  на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей  и представителей трудящихся разрабатывают  программы занятости, которые после  согласования утверждаются представителями  соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ. Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства.

Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

1.анализировать и прогнозировать  состояние рынка труда;

2.вести учет свободных  рабочих мест и граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства;

3.информировать обращающихся  работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;

4.оказывать гражданам  помощь в подборе подходящей  работы, а работодателям в подборе  необходимых работников;

5.организовывать профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;

6. оказывать услуги  в профессиональной ориентации  и трудоустройстве, высвобождаемым  работником и другим категориям  населения;

7. регистрировать безработных  и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;

8. разрабатывать республиканские  и региональные программы занятости;

9. подготавливать предложения  об использовании труда иностранных  работников, привлекаемых на основе  межправительственных соглашений;

10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

11. выдавать, в соответствии  с законом, пособие по безработице,  устанавливать к ним надбавки  с учетом иждивенцев и других обстоятельств;

12. публиковать статистические  данные о состоянии рынка труда.

Все услуги федеральной  государственной службы, связанные  с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.

Кроме того, служба занятости  имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать  краткосрочные государственные  ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются  от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения

Средства фонда занятости  направляются на:

1. оплату расходов  по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и  переподготовки безработных, включая  выплату им стипендий;

1. организацию общественных работ;

2. выплату пособий  по безработице и материальной  помощи;

3. возмещение затрат  пенсионному фонду в связи  с назначением досрочных пенсий  безработным;

4. мероприятия по созданию  и сохранению рабочих мест;

5. расходы по анализу  рынка труда, разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно - исследовательской деятельности и на содержание органов занятости.

Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как  гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.

Особенности занятости  и функционирования рынка труда  в промышленном регионе обусловлены  спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся  уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Реализуемая политика занятости  становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости  населения (ГФЗН) используются в полной мере (с необходимым переходящим остатком), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.6

 

 

 

 

 

 

 

  1. Состояние занятости в мире и России

 

 

    В конце XX в. определились  новые тенденции, оказывающие  влияние на развитие социума.  Усиливаются негативные процессы, связанные с ростом безработицы,  увеличением численности неимущего и малооплачиваемого населения. Повсюду усложняется ситуация на рынке труда. Эти проблемы зачастую выходят за рамки национальных границ. 
    В мировой практике применяются разные модели управления занятостью. Так, американская модель предполагает создание рабочих мест с низкой производительностью труда для значительной части трудоспособных граждан. В результате формально уменьшается безработица, но появляется обширный класс "новых бедных", т. е. работающей бедноты. Скандинавская модель ориентируется на обеспечение занятости практически для всей рабочей силы путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними, удовлетворительными условиями труда и оплаты. Модель рассчитана только на государственные финансовые средства, при ограничении которых возможно сокращение числа рабочих мест. Европейская модель основывается на сокращении числа занятых при повышении производительности труда и соответственно росте доходов работающей части населения. Модель предусматривает создание широкой системы пособий для увеличивающегося количества безработных, требующих значительных средств. Негативными последствиями применения европейской модели могут быть длительная и устойчивая безработица и тяжелая ноша социальных и финансовых издержек, связанных с нею. 
    Государственное управление занятостью в различных странах связано с темпами экономического роста, занятостью и темпами роста производительности труда, так как при сокращении темпов экономического роста на занятость влияют изменения показателей производительности труда в стране. В различных странах наблюдается тенденция расширения практики неполной занятости и увеличения занятости в неформальном секторе. Неформальный сектор — это сфера трудовой деятельности значительной части населения, которая официально не признается и статистически не учитывается. На занятых в этой сфере не распространяются трудовое законодательство, меры социальной защиты и государственные гарантии. Примеров занятости в неформальном секторе множество: самозанятие ремонтными услугами, туристическими, жилищно-бытовыми работами и т. п.   

Информация о работе Управление персоналом