Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 11:46, контрольная работа
Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения — сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.
Введение………………………………………………………………..….….…………………..2
Цели и задачи политики занятости…………………………………………………………..4
Государственная политика занятости населения…………………………...………………6
2.1 Политика занятости и регулирование рынка труда…………………………………….6
2.2Программы занятости……………………………………………………………………..8
2.3 Структура и основные направления развития государственной системы занятости...9
3. Состояние занятости в России и мире………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………………….………………………..16
На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса. Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти
На местном уровне (микро) политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.
Регулирование занятости
на всех уровнях должно осуществляться
на основе общеэкономической концепции
социально-ориентированной
2.2 Программы занятости
Цели политики занятости отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая стоящие в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы занятости разрабатывают программы содействия занятости населения.
Программа включает совокупность взаимосвязанных долго- и краткосрочных мер, цель реализации которых - достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного населения в регионе или в национальных масштабах в сочетании с необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных последствий долговременной безработицы.
Программа содержит обзор ситуации на рынке труда, анализ факторов, влияющих на динамику занятости, прогноз развития рынка труда и занятости, цели и программные задания. В программе предусмотрена координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций и включены данные о финансовом и организационном обеспечении мероприятий.
Программа также может включать большое число мероприятий, стимулирующих и поддерживающих экономический потенциал. Эти мероприятия разворачиваются в трех основных плоскостях:
* собственно в географических пределах области;
* применительно к развитию бизнеса;
* в отношении населения.
Мероприятия, направленные на преобразование самого региона, затрагивают инфраструктуру, однако в рамках этих мероприятий совершенствуется и традиционная "физическая" инфраструктура региона: улучшаются транспортные связи и совершенствуются телекоммуникации.
Мероприятия, ориентированные на развитие бизнеса, предполагают, в частности, поддержку инноваций, консультирование и создание инвестиционных фондов.
Наконец, мероприятия, ориентированные на население, включают поддержку безработных, создание целенаправленных программ обучения, вовлечение местных специалистов в разработку общей стратегии развития.
Разработка программы
Основными компонентами программ занятости являются:
* анализ проблем, сосредоточен на выявлении сильных и слабых сторон местной экономики и проблем занятости, с которыми сталкивается данная область. Для этого необходимы сбор данных и их идентификация;
* аудит, направлен на оценку
эффективности существующих
* анализ ресурсов, позволяет учесть, как использовались ресурсы, определить ресурсы, которые будут необходимы для дальнейшей деятельности, и источники их привлечения;
* формулировка целей, четко
* план действий, определяется
* система мониторинга и оценки,
определяется эффективность
Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости:
Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума».
Также одно из важнейших мест в регулировании занятости на сегодняшний день занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.5
2.3 Структура и основные направления развития государственной системы занятости
В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.
Органы службы занятости
на безвозмездной основе предоставляют
органам государственной
Органы служб занятости
на основе прогнозов экономического
развития с участием работодателей
и представителей трудящихся разрабатывают
программы занятости, которые после
согласования утверждаются представителями
соответствующих органов
Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:
1.анализировать и
2.вести учет свободных
рабочих мест и граждан,
3.информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
4.оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
5.организовывать
6. оказывать услуги
в профессиональной ориентации
и трудоустройстве,
7. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
8. разрабатывать республиканские
и региональные программы
9. подготавливать предложения
об использовании труда
10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
11. выдавать, в соответствии
с законом, пособие по
12. публиковать статистические
данные о состоянии рынка
Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.
Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения
Средства фонда занятости направляются на:
1. оплату расходов
по профессиональной
1. организацию общественных работ
2. выплату пособий по безработице и материальной помощи;
3. возмещение затрат
пенсионному фонду в связи
с назначением досрочных
4. мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;
5. расходы по анализу
рынка труда, разработке програ
Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.
Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере (с необходимым переходящим остатком), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.6
В конце XX в. определились
новые тенденции, оказывающие
влияние на развитие социума.
Усиливаются негативные
В мировой практике применяются разные
модели управления занятостью. Так, американская
модель предполагает создание рабочих
мест с низкой производительностью труда
для значительной части трудоспособных
граждан. В результате формально уменьшается
безработица, но появляется обширный класс
"новых бедных", т. е. работающей бедноты.
Скандинавская модель ориентируется на
обеспечение занятости практически для
всей рабочей силы путем создания рабочих
мест в государственном секторе со средними,
удовлетворительными условиями труда
и оплаты. Модель рассчитана только на
государственные финансовые средства,
при ограничении которых возможно сокращение
числа рабочих мест. Европейская модель
основывается на сокращении числа занятых
при повышении производительности труда
и соответственно росте доходов работающей
части населения. Модель предусматривает
создание широкой системы пособий для
увеличивающегося количества безработных,
требующих значительных средств. Негативными
последствиями применения европейской
модели могут быть длительная и устойчивая
безработица и тяжелая ноша социальных
и финансовых издержек, связанных с нею.
Государственное управление занятостью
в различных странах связано с темпами
экономического роста, занятостью и темпами
роста производительности труда, так как
при сокращении темпов экономического
роста на занятость влияют изменения показателей
производительности труда в стране. В
различных странах наблюдается тенденция
расширения практики неполной занятости
и увеличения занятости в неформальном
секторе. Неформальный сектор — это сфера
трудовой деятельности значительной части
населения, которая официально не признается
и статистически не учитывается. На занятых
в этой сфере не распространяются трудовое
законодательство, меры социальной защиты
и государственные гарантии. Примеров
занятости в неформальном секторе множество:
самозанятие ремонтными услугами, туристическими,
жилищно-бытовыми работами и т. п.