Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 11:46, контрольная работа

Описание работы

Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения — сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..….….…………………..2

Цели и задачи политики занятости…………………………………………………………..4
Государственная политика занятости населения…………………………...………………6
2.1 Политика занятости и регулирование рынка труда…………………………………….6
2.2Программы занятости……………………………………………………………………..8
2.3 Структура и основные направления развития государственной системы занятости...9
3. Состояние занятости в России и мире………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………………….………………………..16

Файлы: 1 файл

контрольная по Основы управления персоналом.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 В условиях развития  конкуренции и дальнейшего научно-технического  прогресса наблюдается естественная  тенденция увеличения спроса  на квалифицированную рабочую  силу. Активно развиваются банковский  бизнес, сфера профессиональных услуг, здравоохранения, образования и другие области приложения труда. 
           Растет занятость в индустрии услуг. В настоящее время в промышленно развитых странах в этой сфере работает почти 60% всех занятых. Повсеместно действует тенденция сокращения численности малоквалифицированной рабочей силы. Она усугубляется новой расстановкой сил между индустриально развитыми и развивающимися странами. Так, в мировом производстве доля развивающихся стран стремительно растет, и острая конкурентная борьба на мировом рынке заставляет европейские компании принимать программы по переоснащению производства, внедрению новых технологий и повышению производительности труда. Это, как правило, ведет к массовым увольнениям малоквалифицированных работников в традиционных отраслях производства.7 
          Меняется роль бизнеса в решении социальных проблем, в том числе проблем занятости. Правительства многих европейских стран ориентируют частных предпринимателей не ограничиваться выделением средств на социальные нужды, а более активно участвовать в совместном регулировании социальных проблем. 
Изменение внутрифирменной политики в области занятости связано со стремительным ростом издержек на рабочую силу. Экономический спад заметно усилил этот процесс. Политика предпринимателей направлена на традиционное сдерживание роста заработной платы, удлинение продолжительности рабочей недели, более широкое использование неполной занятости и временной работы. В фирмах наблюдается сокращение программ социального страхования, включая медицинское и дополнительное пенсионное страхование. Вместе с тем повышение требований к качеству рабочей силы заставляет фирмы расширять программы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации  работников. Предприниматели получают своего рода компенсацию, проявляя гибкость при найме, увольнении и перемещении работников, применении различных режимов труда в интересах фирмы.

  В России постепенно создается нормальный рынок труда, основные характеристики которого не отличаются от характеристик рынка труда других государств. Однако российский рынок имеет свои особенности:

  1. значительное снижение за последние годы числа занятых в сфере материального производства;
  2. активное развитие сферы услуг;
  3. усиление роли локальных рынков труда в стране;
  4. рост числа безработных, особенно в отдельных регионах;
  5. усиление дифференциации занятых по доходам и отраслям деятельности;
  6. высвобождение высококвалифицированных работников некоторых отраслей и видов деятельности, в частности из нерентабельных видов производства, военно-промышленного комплекса и обслуживающей его инфраструктуры;
  7. спрос на работников, способных адаптироваться в новых рыночных условиях, особенно в сфере финансовых и налоговых институтов, системе таможенных органов и социальных учреждениях;
  8. жесткие пределы в выборе места работы и в условиях приложения способностей работников.

            Основными причинами безработицы в России, которая постепенно начинает приобретать черты структурной, являются: спад производства, низкая инвестиционная активность, незавершенность институциональных преобразований. 
    Можно отметить еще ряд причин, влияющих на сокращение занятости: неограниченные права работодателей, часто увольняющих работников по собственной инициативе; подмена бессрочных контрактов срочными; несоблюдение правила о предупреждении работника об увольнении за два месяца; дискриминация при найме определенных слоев населения (беременных женщин и лиц предпенсионного возраста и т. д.).  

 В настоящее время  в России примерно 4 млн. человек работают в режиме неполной занятости и считаются резервом для пополнения армии безработных. 
    Российский рынок труда характеризуется интенсивным движением кадров. Ежегодно меняют работу до 14 млн. человек, или каждый пятый работник. Рынок страны является достаточно гибким даже по международным стандартам.    В предстоящие годы ожидается, что спрос на рабочую силу будет возрастать. Предприятия увеличат прием на работу в связи с оживлением рынка и нормализацией экономического состояния общества.   

 На рынок труда влияет качество рабочей среды. Неудовлетворительное состояние рабочей среды снижает потенциальные возможности трудоустройства, в результате появляются незаполненные вакансии. Наличие непрестижных рабочих мест ограничивает выбор работы для молодежи, ведет к дополнительному давлению на рынок труда, увеличивает непроизводительные компенсационные издержки на медицинскую реабилитацию лиц, пострадавших от производственных травм, снижает вероятность их последующего трудоустройства, отвлекает средства бюджета, необходимые для расширения сферы приложения труда.8   

 Государственная политика  на рынке труда в России  должна быть направлена на  решение комплекса взаимосвязанных  задач:

  • повышение инвестиционной активности за счет всех источников развития предпринимательства, корректировка экономических решений с точки зрения их воздействия на рынок труда;
  • последовательная стабилизация уровня жизни, совершенствование социальной поддержки населения;
  • развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства поддержания качества рабочей силы;
  • улучшение качества рабочей среды путем совершенствования условий труда и использования рабочего времени, организации заработной платы, стабилизации кадрового потенциала;
  • проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов и защиту внутреннего рынка рабочей силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Политика занятости  имеет огромное значение для формирования цивилизованного рынка и предотвращения социальных взрывов. Она должна быть тесно увязана с другими программами, со структурной перестройкой, общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства.

Политика занятости  должна обеспечивать наиболее эффективное  использование трудового потенциала, расширять возможности трудоустройства различных категорий населения. Большое значение придается местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской деятельности. Необходимо использовать все имеющиеся для этого средства, включая обучение, субсидии, поддержку в создании собственного дела.

Значительных усилий и средств требует осуществление  программ обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации для безработных, лиц, высвобождаемых из производства, системы управления и Вооруженных Сил. Необходима соответствующая перестройка образования и профучебы с учетом новых требований. Система образования должна быстро реагировать на меняющийся спрос на профессии. Средним и высшим учебным заведениям следует скорректировать свои учебные планы и методы преподавания. Необходимо, чтобы молодые люди получали профессии, которые пользуются спросом, также необходима новая система переподготовки взрослых людей, которая обеспечивала бы быструю адаптацию и повышение квалификации трудящихся.

Определенную роль в  улучшении положения в области  занятости может сыграть организация  общественных работ. Хотя, как показывает международный опыт, эта мера имеет  временный характер, обеспечивая  в основном кратковременную занятость и преимущественно в сфере малоквалифицированного труда.

Для активизации трудовой деятельности населения огромное значение имеет усиление трудовой мотивации, что требует более тесной увязки оплаты труда с его результатами, развития систем участия рабочих и служащих в собственности и управлении. Это имеет значение не только для расширения занятости, но и для реализации общих резервов повышения производительности труда и экономического роста.

Проблемы безработицы  можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомной работы, создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.

Осуществление эффективной  и перспективной политики занятости  требует прогнозирования основных показателей занятости и развития трудовых ресурсов, развертывания фундаментальных  исследований в этой области.

Необходимы постоянный контроль и  анализ реальной безработицы, которая  качественно меняется. Требуется  психологическая подготовка людей  к этому социальному явления. Правовая безграмотность большей части  населения делает его беззащитным  в случае массовых увольнений. Юридическое просвещение, в т.ч. в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны стать частью государственной политики.

Список  использованной литературы

 

 

1. Закон РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

2. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. //Общество и экономика. 2007.-№1.

3. Волгин Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2003.

4.Дикаpева А.А. Социология труда. - M.: Высшая школа, 2004.

5. Мацкуляк И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы - М. Экономика, 2008

6. Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица. – М., 2005.

7. Дадашев А.З. Занятость  населения и безработица в  России: проблемы регулирования.-/Вопросы экономики, 2008.-№1

8. Дадашев А.З. Регулирование  рынка труда в Российской Федерации/  Вопросы экономики,2003.-№12

9. Кураков Л.П. и др. Трудовые ресурсы и занятость населения. Учебное пособие.-М.Пресс-сервис.2005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 Закон РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 22.08.2004 N 122-ФЗ

2 Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. //Общество и экономика. 2007.-№1

3 Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица. – М., 2005

4 Волгин Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2003

5 Мацкуляк И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы - М. Экономика, 2008

6 Дикаpева А.А. Социология труда. - M.: Высшая школа, 2004

7 Дадашев А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования.-/Вопросы экономики, 2008.-№1

8 Дадашев А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования.-/Вопросы экономики, 2008.-№1

 


Информация о работе Управление персоналом