Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Под организационной культурой понимается система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, выдержавших испытание временем.
Культура придает единообразие совместным действиям людей, формирует общую для всех психологию.

Содержание работы

Введение
Глава1. Теоретическая основы формирования и функционирования культуры и этики в организации
1.1. Основные понятия, типы и функции организационной культуры
1.2. Этика менеджмента: понятие и сущность
1.3.Этика и психология
Глава2. Организационно-экономическая характеристика организации.
Глава 3. Управленческая этика и культура
3.1. Понятия и значения профессиональной этики
3.2. Профессиональная этика руководителя
Заключение

Файлы: 1 файл

галя менеджмент.docx

— 53.82 Кб (Скачать файл)

Слабая культура практически  не содержит общеорганизационных ценностей  и норм. У каждого элемента организации  они — свои, причем зачастую противоречащие другим. Нормы и ценности слабой культуры легко поддаются внутреннему  и внешнему влиянию и изменяются под его воздействием. Такая культура разъединяет участников организации, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления и в конечном итоге приводит к ее ослаблению.

Сильная культура открыта  влиянию как изнутри, так и  извне. Открытость предполагает гласность  и диалог между всеми участниками  организациями и посторонними лицами. Она активно ассимилирует все  лучшее, откуда бы оно ни исходило, и  в результате только становится сильнее.

 

Нужно иметь в виду, что  сильная культура, как и слабая, может быть эффективной в одном  и не эффективной в другом.

Взаимодействие менеджмента  и организационной культуры является непростым.

Управленцы могут действовать  строго в рамках культуры. Если последняя прогрессивна, то действия наверняка будут успешны. Но отсталость культуры приведет к тому, что эффективность процесса управления окажется низкой, ибо необходимые изменения будут игнорированы или заблокированы.

Менеджеры могут идти «напролом», игнорируя сложившуюся культуру. Даже если эти действия будут осуществляться в правильном направлении, они вызовут  сопротивление привычек и традиций и вряд ли будут особо успешными.

Можно действовать частично в рамках культуры, но в необходимых  случаях и наперекор ей. Здесь  нужно учитывать совместимость  изменений и культуры, а также  по возможности не «перегибать палку».

Если необходимые управленческие шаги полностью с культурой несовместимы, но являются настоятельными, встает вопрос о преобразовании сложившейся культуры. Для этого необходима ясная стратегия  и хорошее понимание возможных  препятствий и трудностей на этом пути.

Нужно иметь в виду, что, только изменяя параметры культуры, организацию можно вывести на новую качественную ступень. В связи  с этим изменение культуры организации  становится одним из объектов управления.

Управление организационной  культурой осуществляется с помощью  таких мер, как: контроль за ее состоянием со стороны менеджеров; пропаганда и обучение персонала необходимым навыкам; подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается; широкое использование символики, обрядов, ритуалов.

К неудачным действиям  в этом направлении относят подмену  реальных процессов изменения кампанией; осуществление поверхностных или  косметических преобразований, когда  по существу все остается прежним, особенно в высшем руководстве; попытки изменить всю культуру сразу; преобладание краткосрочных целей; действия ради самих действий, не приводящие к определенному результату.

 

 

1.2Этика менеджмента: понятие  и сущность

Этика (греч. ethika, от греч. ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сфе­рах общественной жизни — в труде, в быту, в науке, в се­мейных, личных, международных отношениях. В последние годы наметился поворот к прикладной этике (биоэтика, эти­ка науки, этика бизнеса), т. е. к «профессиональной этике».

Если говорить об этике  менеджмента, то речь идет о нор­мах  поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом  к его стилю работы, характеру  об­щения с людьми, социальному облику.

Этика менеджмента — наука, рассматривающая поступ­ки и поведение человека, действующего в сфере управле­ния, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосре­доточена на широком спектре вариантов поведения менед­жеров и подчиненных. В фокусе ее внимания — цели и сред­ства, используемые для их достижения теми и другими.

Современный менеджмент оказывает  влияние на общество — на направление  его развития, культуру, систему  духов­ных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жиз­ни, уровня жизни и пр. Уровень этичности поведения, поступ­ков отдельных членов общества и всего общества в целом за­висит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социально­го института, которым является в XXI в. менеджмент.

Занятие таким трудом, как  менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессио­нализм, достаточно высокую оплату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менед­жера бесспорной.

Причины этого:

1. Менеджер служит примером отношения к своим слу­жебным обязанностям для рядовых сотрудников и других менеджеров; нарушение им этических норм может быть вос­принято рядовыми сотрудниками как своего рода «сигналь­ная ракета» — можно делать то, что нельзя. И, поскольку менеджер в центре внимания, этические нарушения с его стороны служат дурным примером в большей степени, не­жели подобные же действия рядового сотрудника.

2. Любое действие, поступок менеджера имеют не толь­ко сиюминутный эффект. Своими этичными (или неэтичны­ми) действиями, в течение некоторого времени, он форми­рует комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей (клиентов или покупателей), поставщиков и даже конкурентов.

Выполняя воспитательную роль, менеджер формирует культуру отношения работников к производимой ими продук­ции или оказываемой услуге, правила общения сотрудников друг с другом, основы контактов «менеджер — подчиненный» и т. п. Если говорить о внешней среде, то менеджеры, особен­но топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с кон­курентами, поставщиками, деловыми партнерами и пр. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать об­разцы нравственно безукоризненного поведения и воспиты­вать те же качества у своих подчиненных и у партнера. В конце концов, от нас самих зависит, каким языком разгова­ривают с нами люди.

Этичность действий работников определяется двумя груп­пами факторов:

1. Комплекс этических  устоев, которыми личность владе­ет от рождения, представление о том, что есть добро и что есть зло, т. е. свой собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни зани­мал и какую бы работу он не выполнял.

2. Требования, которые приданы  человеку извне: это мо­жет быть этический кодекс организации, где человек рабо­тает, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера более высокого уровня.

По мнению Р. Н. Ботавиной, этика играет роль своеобраз­ного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии реше­ний. В любом из этих процессов должна работать шкала оценки «этично — неэтично».Следует учитывать, что в отличие от кодексов юриди­ческих норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, прин­ципах) о том, как должно поступать. Этика — это принци­пы, отделяющие правильное поведение от неправильного.

Более частным понятием является этикет.

Этикет (от фр. ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человечес­ких взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных мес­тах, манеры и одежда).

Особое место в искусстве  поведения занимает деловой этикет. Если вы нарушите нормы поведения  в быту или в обществе, то рискуете в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте  такие ошибки мо­гут стоить больших  денег и даже карьеры.

Этикет для типичных случаев  предлагает широкий выбор правил и рекомендаций культурного поведения. Но он тре­бует использования их со строгим учетом особенностей конк­ретного общения в данной конкретной ситуации, в офици­альной или неофициальной обстановке оно происходит, на чьей территории, каков служебный статус и общественный престиж его участников, их возраст, пол, культурно-обра­зовательный уровень, каковы особенности национальной и региональной психологии, наконец, какова степень знаком­ства партнеров между собой.

В настоящее время происходит демократизация этикета. Деловой этикет здесь значительно упрощается, становится несравненно более свободным  и естественным, приобретает смысл  повседневного, благожелательного  и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Однако если ослабление эти­кетных правил не восполняется соответствующим воспита­нием, оно оборачивается не только развязностью, но и хам­ством. Так что пренебрегать правилами этикета не следует.

Менеджеру важно владеть  правилами этикета, ибо слу­жебный этикет регламентирует поведение людей и при лич­ных контактах в текущей работе — разговорах по телефо­ну, в деловой переписке, на совещаниях, и при проведении различных официальных мероприятий — приемов, презен­таций и т. д. Менеджеру необходимо владеть и правилами речевого этикета: обращения; приветствия, знакомства, при­глашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согла­сия и несогласия; комплимента, одобрения, неодобрения и упрека; поздравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа и др.

Итак, этикет предполагает знание определенных правил и норм поведения. Тот, кто владеет этими правилами, никог­да не окажется в затруднительных ситуациях. Он всегда бу­дет знать, как с честью выйти из любого сложного положе­ния — для этого достаточно поступать по этикету. Человек, знающий правила этикета и применяющий их, как говорит­ся, «на автомате», легко и непринужденно чувствует себя в любом обществе.

Сфера деятельности менеджера  — организация, трудо­вой коллектив. Но организация — это не просто некоторое множество отделов, департаментов или управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила. Конечно, взаимоотношения менед­жера и работников регулируются различного рода законами (например, Трудовым кодексом РФ), другими документами (например, должностной инструкцией). Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правила­ми делового этикета.

Нормы этики выражаются в  общих фиксированных пред­ставлениях  заповедях, принципах) о том, как должно по­ступать. Однако следует знать, что в морали должное и фак­тически принятое совпадает далеко не всегда и не полнос­тью.

Даже закон не обеспечивает предотвращение нарушений норм морали, поскольку наказывает только самые  очевид­ные нарушения, и готовые на риск ловкие предпринимате­ли находят способы, как его обойти. Контроль за соблюдени­ем или несоблюдением этических норм осуществляется толь­ко общественным мнением и человеческой совестью. Выход один — в идеалах самого менеджера, предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения они ждут от окружающих по отношению к себе.

Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия  добра и зла, внутренне их принимать  и соответ­ствующим образом направлять свои действия в дальнейшем.

Именно поэтому в морали громадную роль играет индиви­дуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооцен­ки), позволяющие человеку самому контролировать, внут­ренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.

В связи с вышесказанным, актуальным становится уп­равленческое обучение этическим принципам ведения дел.

1.3 Этика и психология

Этика менеджмента - набор  моральных принципов и ценностей, которыми руководствуется менеджер компании, фирмы, предприятия в управлении его внутренними делами и во взаимосвязях с деловыми партнерами. Это внутренний кодекс законов, который определяет, какие решения можно принимать, а какие нет, где в бизнесе  проходит граница между добром и  злом.

Рыночные отношения без  этического фундамента обречены на провал. Популярное за рубежом выражение "Деловая  этика - основа бизнеса" отражает существо дела, ибо без этики рынок, лишенный социальных ориентиров, предстанет полем  конкурентной борьбы без правил и  с малопредсказуемыми последствиями. Необходимость в этических нормах поведения следует из самой природы рыночных отношений. Можно уповать на естественный ход вещей: есть рынок - будет и соответствующая этика. Рынок - это не только некий механизм сбалансирования спроса и предложения, но и сложный социальный феномен, предполагающий определенную культуру хозяйствования, которая обязывает следовать многим твердо соблюдаемым правилам этики деловых взаимоотношений.

Основной постулат этики  менеджмента может быть выражен  девизом: прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли. Правильно  понимаемая этика менеджмента обеспечивает эволюционный характер социальных процессов, снижает социальную напряженность, стимулирует поиск решений, приемлемых для всех категорий и слоев населения. Она ограничивает область возможных действий вариантами, которые не наносят ущерба тем или иным объектам. Конечно, это в какой-то мере снижает эффективность менеджмента, зато увеличивает его безопасность. Примером могут служить такие аспекты деятельности, которые, снижая эффективность бизнеса, обеспечивают безопасность работника, сохранность окружающей среды и др. Этика менеджмента влияет на характер конкуренции. Одной из задач менеджмента, как известно, является создание конкурентных преимуществ для организации или субъекта рынка. Но следование этическим правилам снижает возможный размах таких преимуществ. В результате другим деятелям не наносится катастрофический ущерб. Это делает ситуацию на рынке более стабильной, планируемой и подчас позволяет получить экономию в других сферах деятельности. Этика менеджмента снижает вероятность разорения конкурентов. Это уменьшает сумму государственной поддержки социально значимых банкротов, компенсаций вкладчикам финансовых пирамид и т. п. Это снижает также вероятность физического устранения более удачливых конкурентов, что сегодня, в условиях правового вакуума, довольно актуально. Наконец, сохранение конкурентной среды позволяет обеспечивать стабильное и динамичное развитие общества в целом.

Информация о работе Управление предприятием