Управление развитием личности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Процесс развития личности тесно связан с анализом условий, в которых личность развивается. Критерии оценки динамики процесса развития личности должны соответствовать объективным законам эволюции человека и отражать эффективность каждого этапа. Одним из этапов развития личности является её развитие в процессе трудовой деятельности на предприятии, что отличается от её развития в процессе индивидуальной трудовой или других видов деятельности.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................. 3
Глава I. Теоретические основы управления развитием личности на предприятии………………………………………………...………................ 5
1.1. Личность в системе управления..………….…….…………........... 5
1.2. Развитие личности в процессе трудовой деятельности…………. 10
1.3. Профессиональное саморазвитие личности…………………..….. 18
Глава II. Характеристика деятельности предприятия ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Мариэнерго" ……………..…..……..… 21
2.1. Финансово-хозяйственная деятельность ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Мариэнерго"……………………..……….......... 21
2.2. Организационая структура ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Мариэнерго"………………………………………………..… 27
Глава III. Особенности развития личности на ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Мариэнерго"…………………………...……….… 28
3.1. Стратегия развития личности на ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Мариэнерго"…………………..…………….…. 28
3.2. Профессиональный рост сотрудников ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Мариэнерго"……………….…………………... 31
Заключение........................................................................................................ 40
Список литературы…….................................................................................. 42

Файлы: 1 файл

КП.docx

— 105.91 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение..............................................................................................................    3

Глава I. Теоретические основы управления развитием личности на предприятии………………………………………………...………................    5

1.1. Личность в системе управления..………….…….…………...........   5

1.2. Развитие личности в процессе трудовой деятельности………….   10

1.3. Профессиональное саморазвитие личности…………………..….. 18

Глава II. Характеристика деятельности предприятия ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Мариэнерго" ……………..…..……..…   21

2.1. Финансово-хозяйственная деятельность ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Мариэнерго"……………………..………..........  21

2.2. Организационая структура ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Мариэнерго"………………………………………………..…   27

Глава III. Особенности развития личности на ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Мариэнерго"…………………………...……….…   28

3.1. Стратегия развития личности на ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Мариэнерго"…………………..…………….….   28

3.2. Профессиональный  рост сотрудников ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Мариэнерго"……………….…………………...   31

Заключение........................................................................................................   40

Список литературы……..................................................................................  42

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Процесс развития личности тесно связан с анализом условий, в которых личность развивается. Критерии оценки динамики процесса развития личности должны соответствовать объективным законам эволюции человека и отражать эффективность каждого этапа. Одним из этапов развития личности является её развитие в процессе трудовой деятельности на предприятии, что отличается от её развития в процессе индивидуальной трудовой или других видов деятельности.

Главной задачей менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.

Менеджмент интересует, как те или другие типологические особенности личности, рассматриваемые в общей и социальной психологии и социологии, отражаются на участии личности в сфере трудовых отношений, то есть ролевое разнообразие проявлений личности в этой сфере.

Менеджмент рассматривает проявления личности не просто в социальной группе, а в важнейшей ее разновидности – на предприятии. Точнее, ее интересует результат, который зависит от многообразия взаимоотношений личности в организации. Главное внимание при этом сосредоточивается на проблеме мотивации личности к успешной деятельности в интересах организации. Вот почему особенное внимание акцентируется на личности руководителя и подчиненного, на необходимых личностных качествах, что определяет актуальность исследований в этой области.

Объект исследования – процесс развития личности на предприятии. Предмет исследования – управление развитием личности на ОАО "МРСК Центра и Приволжья" филиал "Мариэнерго".

Цель курсового проекта – определить основные пути развития личности в процессе трудовой деятельности на предприятии.

Задачи курсового проекта:

  1. выявление индивидуальных психологических особенностей личности в управлении;
  2. анализ методов управления развитием личности на предприятии;
  3. определение путей и методов саморазвития личности на предприятии;

Курсовой  проект состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

    1. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.

 

Человек - это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. Человек - это специфическое уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть социума и продукт общественного развития.

Личность - это самое главное  в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек - носитель самых  разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется  его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному  обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного  человека. Это также своеобразие  его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности [6, 187].

В психологической науке имеется  несколько общепризнанных положений  относительно личности. По крайней  мере, можно говорить о четырех  аксиомах:

  1. личность присуща каждому человеку;
  2. личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;
  3. личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
  4. личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру  личности входят такие свойства:

  • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидуальным свойствам.

В структуре личности выделяют такие  составные части:

  1. психические процессы, как основной способ существования психического, его динамические моменты. Они разделяются на следующие:
    • познавательные процессы, которые позволяют ориентироваться в окружающем мире;
    • эмоции, которые выражают отношение к окружающему миру;
    • волевые качества, которые определяют саморегулирование деятельности человека;
  2. психическое состояние, как характеристика психической активности людей в определенных условиях. По доминирующим влияниям на деятельность различают:
    • позитивные состояния, то есть те, которые способствуют решению определенных заданий (готовность к деятельности, подъем, воодушевление и т.п.);
    • негативные состояния, то есть те, которые утруждают решение заданий и вообще жизни (страх, сомнения, грусть, раздраженность, и т.п.);
  3. психические образования, как продукты психической активности человека. Ведущими психологическими образованиями принято считать знание, умение, навыки, опыт;
  4. психические свойства, как важнейшие в человеке, их системное качество. Выделяют такие психические свойства:
    • самоосознание, то есть осознание человеком самого себя и своего места в этом мире;
    • направленность, то есть совокупность стойких мотивов, целей, потребностей, идеалов, а также установок, убеждений;
    • способности, то есть особенности человека, которые позволяют ему успешно справляться с тем или другим видом деятельности;
    • характер, то есть совокупность стойких индивидуальных особенностей, которые проявляются в общении, поведении, деятельности;
    • темперамент, то есть естественно обусловленная совокупность динамических проявлений психики, протекания психических процессов.

Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь  использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в  изучении личности.

Новый подход к управлению все более  базируется на признании приоритета личности перед производством, перед  прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему без психологических  знаний о личности не обойтись. Теперь уже одной интуиции, личной заинтересованности недостаточно, ибо менеджеру необходимы научные знания о личности работника, профессиональный подход к работе с  персоналом. Люди - персоны, личности - рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое надо создавать, беречь и умножать.

Социально-психологический подход требует рассмотрения личности в связи с социальной группой, в состав которой она входит. Индивид, являясь членом группы, занимает определенное положение (позицию) и в системе управленческих отношений, и в системе – производственно - функциональных. Эта позиция обусловлена, прежде всего, профессионально - квалификационными характеристиками работника (образование, профессия и т.д.). В производственной группе четко различаются позиции директора, бухгалтера, технолога, рабочего и т. д., каждая из позиций имеет соответствующие права и обязанности. Между позициями существует взаимодействие, оно существует и между людьми, которые их занимают. Например, позиция руководителя подразумевает существование позиции подчиненного, а также и определенных отношений между ними.

В рамках возникающих отношений  руководитель и подчиненный выполняют  соответствующие "социальные роли". Под "социальной ролью" понимается нормативная система действий, ожидаемых  от индивида в соответствии с его  социальной позицией. Индивид в организации  проигрывает массу ролей. В проигрывании той или иной роли проявляются  разные качества личности (руководитель должен быть настойчивым, профорг - отзывчивым и т.д.). Существует два необходимых  условия соответствия роли требованиям  организации и запросам человека. "Ясность" роли, предполагающая, что  человек, исполняющий ее, понимает содержание работы и способы ее осуществления. И "приемлемость" роли, означающая готовность человека к сознательному  ее выполнению. То есть, цели деятельности организации могут быть достигнуты тогда, когда участники хорошо выполняют  свои роли [10, 278].

Образцы поведения, ожидаемого от личности в организации, обусловливаются  организационно-технической и социальной системами, которые, в свою очередь, предъявляют человеку различные  требования.

Организационно-технические требования диктуют орудия, технологии, цели производства. Социальные требования исходят от окружающих людей, групповых норм, ценностей и традиций. В пределах одной организационной среды индивид может выполнять множество функциональных ролей: бригадир, рационализатор, токарь, директор и т.д.

Функциональная роль определяется инструкциями и правилами, где указываются  обязанности, права и официальные  контакты (связи). Четкие должностные  инструкции обеспечивают основу понимания  роли.

Работник в организации выполняет  не только функциональные роли, но и  определенные роли в системе неформальных отношений, например, роль «ученика», «судьи», «аутсайдера». Они являются следствием индивидуальных особенностей личности. Выполнение человеком формальных и  неформальных ролей зависит от того, насколько он понимает специфику  данной роли и усваивает ее.

Таким образом, управление личностью может складываться из:

  1. правильного определения социальной роли каждого работника и его места в организации;
  2. усвоения каждым индивидом предназначенной ему роли;
  3. обеспечения выполнения каждым работником своей роли.

Поведение личности как объекта  управления строится на основе соответствующих  социальных норм. Нормы можно определить как "исторически сложившиеся  стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для  индивида необходимым условием включения  в социальную систему". Нормы служат ориентиром личности в ситуации выбора, обеспечивают социальный контроль ее поведения, а также упорядочивают  характер взаимодействий в рамках организации, группы. 

1.2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Развитие личности через мотивацию  труда. Мотивация труда формируется еще до начала профессиональной трудовой деятельности, в процессе социализации индивидуума путем усвоения им ценностей и норм трудовой морали и этики, а также посредством личного участия в трудовой деятельности в рамках семьи и школы. В это время закладываются основы отношения к труду как ценности, и формируется система ценностей самого труда, развиваются трудовые качества личности: трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, инициативность и т.д., приобретаются первичные трудовые навыки.

Мотивация труда - важнейший фактор результативности работы, и в этом качестве она  составляет основу трудового потенциала работника, т.е. всей совокупности свойств, влияющих на производственную деятельность. Трудовой потенциал состоит из психофизиологического  потенциала и личностного (мотивационного) потенциала.

Информация о работе Управление развитием личности на предприятии