Управление стрессами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить здоровье и стрессовые ситуации на рабочем месте.
Задачи:
1. дать понятие стресса, видов, стадий развития стресса;
2. изучить способы реагирования на стресс;
3. изучить способы управления стрессовыми ситуациями;
4. на конкретном примере рассмотреть стратегии, методы и приемы, позволяющие человеку предотвратить негативное воздействие стрессоров.

Содержание работы

Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретический раздел 6
1.1 Сущность стресса. Принципы стрессов в организации 6
1.2 Виды стрессов. Стадии стресса 7
1.3 Управление стрессом 11
1.4 Влияние стресса на эффективность деятельности организации 18
2 Управление стрессами на предприятии 21
2.1 Характеристика предприятия ФГОУ « сельскохозяйственный техникум 21
2.2 Менеджмент ФГОУ « сельскохозяйственный техникум 22
2.3 Анализ ситуации на предприятии 25
3 Рекомендации, связанные с повышением эффективности управления стрессами 26
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

В данной работе раскрывается проблема управления стрессами на предприятии.

Курсовая работа состоит из  теоретической и практических частей. В первой части дано понятие стресса, виды стрессов и механизмы протекания стрессов, а также способы управления стрессом. На основе рассмотренного теоретического материала сформулирована проблема для практической части.

В практической части изложена общая информация об анализируемом предприятии, дана организационная структура и характеристики персонала, определена проблема и ее причины.

В третьей главе изложены рекомендации по снижению стрессовой ситуации в учреждении.

Для написания работы использовано 11 источников, работа состоит из 30 листов, в работе содержатся таблицы и рисунки.

 

Содержание

 

 

 Аннотация

2

 

Введение

5

1

Теоретический раздел

6

1.1

Сущность стресса. Принципы стрессов в организации

6

1.2

Виды стрессов. Стадии стресса

7

1.3

Управление стрессом

11

1.4

Влияние стресса на эффективность деятельности организации

18

2

Управление стрессами на предприятии

21

2.1

Характеристика предприятия ФГОУ « сельскохозяйственный техникум

21

2.2

Менеджмент ФГОУ « сельскохозяйственный техникум

22

2.3

Анализ ситуации на предприятии

25

3

Рекомендации, связанные с повышением эффективности управления стрессами

26

 

Заключение

29

 

Список литературы

30


 

 

Введение

 

Научно-технический прогресс, ускорение темпа жизни современного человека, информационные перегрузки, загрязнение окружающей среды оказывают серьезное влияние на состояние здоровья.

Систематические перегрузки и вытекающие из них состояния напряжения становятся для человека все более обычными. Современная управленческая деятельность — наиболее яркий пример слишком напряженного ритма жизни. Как правило, в своей повседневной деятельности руководитель сосредоточен на решении многих задач. Все это вызывает активную нервную деятельность, что, в свою очередь требует больших усилий и напряжения.

Если человеку не удается вырваться из состояния сверхвозбудимости и перенапряжения в течение длительного времени, то может появиться опасность развития у него какого-либо психического или физического заболевания.

Цель работы: изучить здоровье и стрессовые ситуации на рабочем месте.

Задачи:

  1. дать понятие стресса, видов, стадий развития стресса;
  2. изучить способы реагирования на стресс;
  3. изучить способы управления стрессовыми ситуациями;
  4. на конкретном примере рассмотреть стратегии, методы и приемы, позволяющие человеку предотвратить негативное воздействие стрессоров.

 

 

1 Теоретический раздел

1.1 Сущность стресса. Причины  стрессов в организации

 

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффекта является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. По имеющимся научным данным, отрицательное воздействие стресса в наше время уносит все больше человеческих жизней.

При описании стресса употребляются такие близкие понятия как собственно стресс и дистресс. Однако они не синонимальны. В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а цистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда.

Событие, факт или сообщение, которое может вызвать стресс, называется стрессором. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидания опасных последствий, которую содержит в себе ситуация. Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т. д.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основными чертами психического стресса являются следующие:

1) стресс есть  состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс —  более напряженное состояние, чем  обычное мотивационное; оно требует  для своего возникновения восприятия  угрозы;

3) явления стресса  имеют место тогда, когда нормальная  адаптивная реакция недостаточна.

К переживанию стресса близко и переживание фрустрации. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Причем, препятствия, с которыми сталкивается человек, могут быть как объективно непреодолимыми, так и субъективно непреодолимыми. Например, в диалоге «начальник — подчиненный» первый может себе позволить повышенный тон в разговоре, а второй — нет, хотя все физиологические возможности для этого имеет.

Но фрустрация возникает тогда, когда человеку чего-либо очень сильно хочется. Того, чего он не может получить, но страстно желает. Тогда она влечет за собой эмоциональные нарушения, выражающиеся в повышении конфликтности, бессоннице, увеличение тревожности, падение работоспособности, а в особо сложных случаях и невротические отклонения в поведении человека, когда требуется вмешательство психотерапевта.[1]

1.2 Виды стрессов. Стадии  стресса

 

Стресс - комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему.

Стресс по природе его возникновения принято разделять на эмоциональный и информационный. Если эмоциональный стресс связан с физиологическими и эмоциональными нагрузками, то информационный — с невозможностью справиться с лавинообразным потоком информации.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы. Первая - реакция тревоги - это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д.

Вслед за первой наступает вторая фаза - сбалансированного расходования адаптационных резервов организма - стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается, однако если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия – истощение.

Выделяются следующие способы реагирования на стресс:

Переоценка стрессора. Если человек не может изменить обстоятельства, то он может изменить отношение к ним, — советует народная мудрость, которой, тем не менее, люди не всегда следуют, потому что это зависит, прежде всего, от состояния нервной системы.

Дистанцирование. Человек старается избегать всего, что вызывает стресс, а в процессе стрессового взаимодействия начинает более часто употреблять жесты, символизирующие отталкивание, и слова, указывающие на дистанцию с объектами и людьми, имеющими отношение к данной ситуации. Отрицание ситуации как таковой сопровождается словами «нет», «никогда», а также увеличением числа отказов.

Борьба с угрожающей ситуацией с целью ее устранения. Здесь человек может пойти по пути агрессивного поведения. У него повышается интенсивность голоса, движений, направленных на других людей. Увеличивается число враждебных заявлений. Борясь с ситуацией, человек может сделать свою позицию более жесткой, увеличив в речи использование слов «все», «всегда», «исключительно», а также начинает применять очень узкий набор слов и выражений, демонстрируя обычно не свойственную ему бедность словаря. У него может появиться «вязкость» мышления, навязчивое повторение одной мысли.

Бездействие. В этом случае человек может проявлять амбивалентное поведение, вроде бы и намереваясь как-то решить проблему, но ничего при этом не делая. Характерными словами являются «возможно», «может быть», а также одновременное употребление позитивных и негативных оценок в отношении одних и тех же объектов, явлений, персонажей. Нередко человек впадает в депрессию. Особенностями поведения являются закрытые позы (со скрещенными руками и ногами, придвигание рук ближе к телу).

К стрессу можно в какой-то мере адаптироваться. Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому живое существо или группа существ, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость жизнедеятельности, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Адаптация - в широком смысле слова - это приспособление к чему-либо, в том числе и к стрессу, путем снижения чувствительности к стрессору.

Психологическую адаптацию определяют как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения требованиям среды.

При любом нарушении сбалансированности «человек - среда» недостаточность психических или физических ресурсов человека для удовлетворения потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога обозначается как ощущение неопределенной угрозы, чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенное беспокойство и представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога, как психологический аналог боли, может играть охранительную и мотивационную роль. С возникновением тревоги человек усиливает свою активности, изменяет характер поведения для избегания потенциальной опасности. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адекватных поведенческих стереотипов, замещению их более соответствующими формами поведения.[7]

В отличие от боли тревога - это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом решающую роль играет личность человека, его отношение к жизни в целом и к конкретной ситуации в частности. В таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, которая по интенсивности и длительности неадекватна ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению восприятия, памяти, мышления, внимания и дезорганизует поведение человека. Итак, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

В процессе управленческой деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между интересами и потребностями менеджера и персонала, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, ее противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения. Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.[4]

Информация о работе Управление стрессами на предприятии