Управление стрессами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить здоровье и стрессовые ситуации на рабочем месте.
Задачи:
1. дать понятие стресса, видов, стадий развития стресса;
2. изучить способы реагирования на стресс;
3. изучить способы управления стрессовыми ситуациями;
4. на конкретном примере рассмотреть стратегии, методы и приемы, позволяющие человеку предотвратить негативное воздействие стрессоров.

Содержание работы

Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретический раздел 6
1.1 Сущность стресса. Принципы стрессов в организации 6
1.2 Виды стрессов. Стадии стресса 7
1.3 Управление стрессом 11
1.4 Влияние стресса на эффективность деятельности организации 18
2 Управление стрессами на предприятии 21
2.1 Характеристика предприятия ФГОУ « сельскохозяйственный техникум 21
2.2 Менеджмент ФГОУ « сельскохозяйственный техникум 22
2.3 Анализ ситуации на предприятии 25
3 Рекомендации, связанные с повышением эффективности управления стрессами 26
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

1.3 Управление стрессом

 

Традиционным способом борьбы со стрессом является прием алкоголя, кофе, различных медицинских препаратов. Однако они имеют побочные действия и производят то или иное разрушительное воздействие на здоровье. Мы уже указывали на противоречивость использования алкоголя при стрессе. К основным недостаткам приема алкоголя как антистрессового средства можно отнести следующие:

* задержка процесса  естественной саморегуляции эмоциональных  реакций;

*  формирование  зависимости;

* снижение интеллектуальных  возможностей;

*  создание  дополнительных проблем (например, потеря социального контроля).

Означает ли это, что алкоголь не способен в отдельных случаях играть антистрессовую роль? Нет, но он не может стать заменой другой, более действенной и длительной помощи. Даже если алкоголь и используется в условиях стресса, то необходимо соблюдать умеренность потребления — не более трех доз в день для мужчин и двух доз — для женщин (доза — стакан сухого вина либо рюмка водки или коньяка, либо 250—300 г пива).

Самым мощным (и часто игнорируемым) средством избавления от стресса является сознание человека. Важно только научиться умело и своевременно им управлять. С другой стороны — возможности по управлению своим сознанием есть управление стрессом.

Под управлением стрессом обычно подразумевается совокупность стратегий, методов и приемов, позволяющих человеку предотвратить негативное воздействие стрессоров либо свести это воздействие к минимуму. Сам процесс управления можно представить несколькими вариантами:

* до появления  стресса главные усилия необходимо  сосредоточить на проблемах профилактики  стресса;

* после появления  стресса главное внимание уделяется мерам активного противодействия стрессу;

*  в острой  стрессовой ситуации осуществляются  меры первоочередной самопомощи.

К стрессам необходимо готовиться заблаговременно, потому что еще никому на этом свете не удавалось их избежать. А вот успешно управлять ими по силам любому человеку, в том числе и руководителю. В основе профилактики стрессов лежат следующие основные подходы.

Во-первых, мудрое отношение к собственной жизни, ее активное конструирование.

В любой ситуации существует выход и выбор. Сложная ситуация проверяет нас на прочность — выдержим или нет? Если мы не выдержим, то кому, кроме нас и наших близких, станет от этого хуже? А если мы выдержим, то кто в конечном счете окажется победителем? Самая драматичная ситуация не предполагает абсолютного и однозначного алгоритма действий. Даже в условиях самых жестких реалий существует возможность маневра, относительная свобода, выбор.

По мнению Р.Л. Кричевского (1996), к принципам мудрого отношения к жизни можно отнести следующие.

1. Постоянно ставить и добиваться соразмерных нашим возможностям жизненных целей. Речь не идет об отказе от своих притязаний, в том числе и связанных с известной долей риска.

2.  Уметь отличать  главное от второстепенного. Этот принцип ориентирует нас на нахождение какой-то основной, доминирующей линии жизни, предостерегает от погони за сиюминутными, случайными целями.

3. Знать меру  воздействия на события, то есть  быть реалистичными в оценке как собственных возможностей, так и ситуации, в которой находимся. Игнорирование принципа ведет не только к излишней трате сил, но и к дистрессу. Г. Селье советует: «С какой бы жизненной ситуацией вы ни столкнулись, подумайте сначала — стоит ли сражаться».

4. Уметь подходить  к проблеме с разных сторон. Речь идет о многоплановости видения возникающих проблем, способности взглянуть на них с разных сторон и позиций, о необходимости гибкого подхода в оценке людей и событий.

5.  Готовить  себя к любым неожиданным событиям заранее. Настраивая себя на возможные, да и на непредвиденные повороты событий, мы тем самым; проявляем известную гибкость, реалистичность в подходе к действительности, избавляемся от ненужных иллюзий, а порой готовимся, таким образом, к малоприятным новостям.

6.  Воспринимать  действительность такой, какова  она в реальности, а не в  нашем воображении. Речь идет опять-таки о реализме в оценке происходящего вокруг нас, позволяющем разумно воспринимать и решать возникающие проблемы, не уклоняясь от них и не забиваясь в скорлупу иллюзий.

7.  Стараться понимать окружающих. Адекватное понимание других, в частности мотивов их поведения, проникновение в их внутренний мир позволяет избрать более гибкие линии поведения, избежать ненужных столкновений и в конечном счете обеспечить себе некоторый уровень психологического комфорта.

8. Уметь извлекать  положительный опыт, уроки из  всего происходящего. Любой (по знаку) приобретенный опыт, при условии серьезного его осмысления и соответствующих выводов, способен значительно расширить наши возможности в оценке людей и ситуаций, способствуя тем самым и лучшей жизненной адаптации.

9.  Жить полной  жизнью в каждый данный ее  момент. Несмотря и вопреки сложностям нашей жизни надо жить, а не существовать; жить каждый день и каждый час; жить каждый миг отпущенной нам жизни. Жить... Более двух тысячелетий назад Марк Аврелий сказал: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». Его высказывание верно и в наше время.

Во-вторых, прогнозирование стрессогенных факторов индивидуальной жизни и заблаговременная подготовка к стрессам, то есть формирование стрессоустойчивости. К основным мероприятиям этого направления необходимо отнести следующие:

* использование  разнообразных тестовых методик, самонаблюдения для познания  себя и раннего обнаружения  надвигающегося стресса;

* ознакомление  с опытом других, специальной литературой по стрессу;

*  динамичное  формирование адекватного образа  жизни (если нужны изменения, то  они вносятся и соблюдаются);

*  физические  упражнения;

* наличие эффективной  среды естественной поддержки (семья, социальное окружение, друзья, родственники);

* формирование  волевых качеств (целеустремленности, инициативности, настойчивости, выдержки (самообладания), решительности, выносливости).

Активное противодействие стрессу может включать ряд мер, подходов и стратегий поведения, которые в своей совокупности образуют систему, призванную если не снять полностью негативные последствия стресса, то в максимальной степени их ослабить. К основным структурным элементам этой системы можно отнести следующие.

Во-первых, анализ индивидуальной картины стресса. Стресс — явление личностное и часто ситуативное. Анализ включает ряд обязательных действий:

* составление  перечня стрессоров (перечень делает  ситуацию управляемой, а проблему  — более реальной и осязаемой). Или по крайней мере создает  ощущение подконтрольности и прогнозируемости ситуации. Что само по себе тоже важно, так как ведет к повышению уверенности в своих силах;

* ранжирование  стрессоров (от самого сильного  к самому слабому);

* планирование  реальных и конкретных действий  по отношению к стрессорам. Можно выделить следующие три вида действий:

*  немедленное  действие (стрессоры, по отношению  к которым можно что-то сделать  прямо сейчас, сегодня или в  течение ближайших дней, например  нечеткие служебные обязанности, неопределенность);

* перспективное  действие (стрессоры, поддающиеся коррекции, но неясно, какой именно и когда, например большие нагрузки или слишком много совещаний);

*  игнорирование  или адаптация (стрессоры, которые  находятся вне пределов досягаемости, по крайней мере в обозримом  будущем; к ним следует просто приспособиться и принимать их такими, какие они есть, например, плохие условия работы).

Во-вторых, мобилизация физиологических возможностей организма для противодействия стрессу при помощи:

* увеличения приема жидкости (до восьми стаканов в день к тому количеству, которое мы выпиваем ежедневно);

*  питания;

*  дыхания;

* физических  упражнений (комбинация упражнений  на гибкость (5 мин в день) и  выносливость 10 мин в день).

Наконец, в-третьих, мобилизация психофизиологических возможностей для противодействия стрессу, или психическая саморегуляция.

Воздействие стресса бывает настолько интенсивным, неожиданным и стремительным, что может серьезно сказаться на нашем здоровье (а порой и жизни). В этих случаях каждому руководителю необходимо твердо знать основы первоочередной самопомощи. К мерам такой помощи обычно относят следующие.

1. В острой  стрессовой ситуации не следует  принимать (или пытаться принимать) никаких ответственных решений. Исключения составляют стихийные  бедствия, когда речь идет о  спасении самой жизни.

2. Медленно сосчитайте  до десяти.

3. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

Дальнейшие события могут развиваться в двух направлениях.

а) Стрессовая ситуация застигла вас в помещении:

4. Встаньте, если  это нужно, и, извинившись, выйдите  из помещения.

5. Воспользуйтесь  любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках  холодной водой.

6. Медленно осмотритесь  по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

7. Затем посмотрите  в окно на небо. Сосредоточьтесь  на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо?

8.  Набрав воды  в стакан (в крайнем случае  — в ладони), медленно, сосредоточенно  выпейте ее. Сконцентрируйте свое  внимание на ощущениях, когда  вода будет течь по горлу.

9. Выпрямитесь, поставьте  ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабляя шею и плечи, так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямитесь; действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова.

б) Стрессовая ситуация застигла вас где-либо вне помещения:

1. Осмотритесь  по сторонам, попробуйте взглянуть  на окружающие предметы с разных  позиций, мысленно называйте все, что видите.

2.  Детально  рассмотрите небо, называя про  себя все, что видите.

3. Найдите какой-нибудь  мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее  четырех минут, знакомясь с его  формой, цветом, структурой таким  образом, чтобы суметь четко представить  его с закрытыми глазами.

4.  Если есть  возможность выпить воды, воспользуйтесь  ею — сконцентрируйте свое  внимание на ощущениях, когда  вода будет течь по горлу.

5. Еще раз проследите  за своим дыханием. Дышите медленно, через нос: сделав вдох, на некоторое  время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.

В качестве первой помощи этого вполне достаточно. Не повредят умеренные занятия спортом или прогулка — словом, любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения, но, опять же, не переусердствуйте.[5]

 

1.4 Влияние стресса на эффективность деятельности организации

 

Стресс может возникать не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но и при проявлении мелких постоянных отрицательных воздействий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности, а также необходимости перерабатывать ежедневно значительные объемы информации. Люди реагируют на стресс по-разному: от состояния повышенной активности до ухода в депрессию.

В некоторых условиях стресс может оказать положительное влияние на работоспособность человека. Например, в отдельных видах творческой деятельности, а также спорте личность переживает состояние эмоционального стресса, который сопровождает деятельность и вызывает специфические ощущения: от бодрости до восторга.

Негативными следствиями стресса являются следующие:

1. Фиксация на  одной единственной альтернативе. Стресс затрудняет обдумывание  нескольких альтернатив, человек демонстрирует жесткость в поведении и мышлении.

2. Упрощение восприятия  противника и его возможностей. Стресс усиливает черно-белое  восприятие мира, нюансировка невозможна  и появляется неадекватное реагирование.

3. Усталость. Если  состояние усталости продолжается слишком долго, это ведет к повышению раздражительности, параноидным реакциям, к возрастанию подозрительности, враждебности и усилению оборонительных реакций.

4. Ограничение  временной перспективы и игнорирование  будущих последствий. Внимание в ситуации стресса часто фокусируется лишь на самой угрожающей ситуации. Будущее не представляет в этот период большого интереса, пока не будет найдено решение насущной проблемы.

Информация о работе Управление стрессами на предприятии