Управление стрессами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить здоровье и стрессовые ситуации на рабочем месте.
Задачи:
1. дать понятие стресса, видов, стадий развития стресса;
2. изучить способы реагирования на стресс;
3. изучить способы управления стрессовыми ситуациями;
4. на конкретном примере рассмотреть стратегии, методы и приемы, позволяющие человеку предотвратить негативное воздействие стрессоров.

Содержание работы

Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретический раздел 6
1.1 Сущность стресса. Принципы стрессов в организации 6
1.2 Виды стрессов. Стадии стресса 7
1.3 Управление стрессом 11
1.4 Влияние стресса на эффективность деятельности организации 18
2 Управление стрессами на предприятии 21
2.1 Характеристика предприятия ФГОУ « сельскохозяйственный техникум 21
2.2 Менеджмент ФГОУ « сельскохозяйственный техникум 22
2.3 Анализ ситуации на предприятии 25
3 Рекомендации, связанные с повышением эффективности управления стрессами 26
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

5. Спад чувства  ответственности за исход решения. Человек приписывает причины плохих результатов своей работы действиям противника или внешней ситуации, что позволяет ему не считать себя виноватым в неправильном решении. [7]

Стресс изменяет поведение человека, прежде всего, речевое. Изменения речи во время стресса могут быть самыми разнообразными. Речь может стать взволнованной с более частым употреблением междометий или оборотов типа «так сказать», «вы знаете». Учащаются повторы слов, фраз и целых предложений, а также появляются изменения и поправки только что произнесенных фраз. Убыстряется темп речи, увеличивается ее скорость и сокращаются паузы между фразами.

Стресс сопровождается изменениями в мимике и пантомимике. В состоянии стресса тело становится напряженным, и одновременно речь сопровождается бесцельными или спонтанными движениями, миганием, жестикуляцией, игрой с ключами, авторучкой, хрустом пальцев. Человек хмурит брови. Голос приобретает более высокие ноты, сменяется его интенсивность. Во время стресса возникает раздраженность, сопровождающаяся возрастанием числа заявлений о дискомфорте, оценочных заявлений, улыбок через силу, а также уменьшения позитивных кивков головой. Значительно повышается бдительность: он внимательно фиксирует других людей взглядом, смотря прямо в глаза, сохраняя при этом очень жесткую позу.

Но стресс далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни «стрессовой этиологии» — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — характерны для современных видов производства и управленческой деятельности.

М. Дж. Хоровитц описал стадии развития стресса и сопутствующие им патологические состояния в ответ на экстремальную жизненную ситуацию, которая характеризуется для события исключительностью, при протесте — интенсивностью, при отбрасывании в удовлетворении потребности — продол деятельностью, при вторжении — блокировкой, а при переживании — незавершенностью. Для наглядности Хоровитц предложил следующую схему (рис.1):





 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Стадии развития стресса и сопутствующие им патологические состояния

Стресс был бы губителен для человека, если бы он не мог ничего с ним поделать. [3]

 

2  Управление стрессами на предприятии

2.1 Характеристика предприятия ФГОУ "Тюкалинский сельскохозяйственный техникум"

 

Тюкалинский сельскохозяйственный техникум представляет собой современный учебный комплекс, который размещается в трех учебных корпусах, расположенных на большой территории.

На территории техникума разместились мастерские, два общежития, столовая. В учебных корпусах – хорошо оснащенные учебные кабинеты и лаборатории, три компьютерных класса, библиотека с читальным залом, два спортивных зала, два актовых зала.

В техникуме обучается  более 700 студентов. На очных отделениях занимается  около 380 студентов, на заочном – 330. Подготовка ведется по четырем специальностям -  «Механизация сельского хозяйства», «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», «Экономика и бухгалтерский учет»,  к тому же на заочном отделении продолжается подготовка по специальности  «Правоведение».

Главной задачей техникума является подготовка  квалифицированных специалистов, владеющих техникой, умело ведущих учет, знающих законодательство. Подготовка специалистов отвечает государственным стандартам.

Для организации и расширения учебного процесса есть все необходимые условия. Техникум располагает помещениями общей площадью 10632 м2 (учебная – 5318 м2). В распоряжении студентов 35 учебных кабинетов и 16  учебных лабораторий, которые оснащены современным оборудованием.

Учебному заведению для нормальной работы необходимо своевременно реагировать на ситуацию в обществе в целом и на рынке труда в частности. В условиях ограниченного  договор с Сибирским профессионально-педагогическим колледжем по оказанию посреднических услуг студентам Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Дополнительные профессии ежегодно приобретают более 700 человек. Слушателями курсов являются различные категории населения – студенты, школьники, безработные и другие, желающие научиться работать на компьютере или получить новую профессию. Отделение работает на коммерческой основе. 

Учебно-деловой центр оказывает посреднические услуги в получении высшего

2.2 Менеджмент ФГОУ "Тюкалинский  сельскохозяйственный техникум"

 

Согласно штатного расписания, общая штатная численность коллектива организации – 87 человек.

Организационная структура техникума представлена на рисунке 2.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Организационно-управленческая структура сельскохозяйственного техникума

 

Общее руководство техникумом обеспечивается директором и заместителями, располагающими соответствующим аппаратом административно-управленческого персонала.

Заместитель по учебной части занимается организацией учебного процесса, зам по воспитательной части отвечает за организацию работы со студентами во внеучебное время, работу библиотеки, общежития.

Основной состав коллектива –учебно вспомогательный персонал.

Из 43 преподавателей 14 имеют высшую и 22 первую квалификационные категории. Практическим навыкам  учат 7 мастеров производственного обучения. Многие преподаватели имеют огромный опыт работы. Более сорока лет трудятся в техникуме Р.Н. Гришаева, А.Л. Шевкопляс, В.И. Кононович. Свой сороковой учебный год начали А.Ф. Макарова, Н.Е. Попенова.

Финансовая служба (бухгалтерия) занимается финансовыми вопросами деятельности предприятия, в том числе и составлением текущих финансовых планов. Главный бухгалтер организации обеспечивает: ведение бухгалтерского учета в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности и другими нормативными документами; составление отчетности.

Главному бухгалтеру предоставлено право подписи документов, служащих основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств.

Сотрудник отела кадров решает вопросы подбора, расстановки и повышения квалификации кадров. В обязанности этого специалиста входит ведение личных дел всех сотрудников техникума.

Задачи механических мастерских  - ремонт техники, оборудования и автомобилей. В состав мастерских входят: сварщик, токарь. Наличие таких кадров, позволяет обеспечить бесперебойную работу всей техники организации и экономить на покупки запанных частей и ремонте техники.

В состав транспортного цеха входят водители, их задачи не только обеспечение перевозок и оказания транспортных услуг, но и при необходимости ремонт автомобилей.

Должностные обязанности всех специалистов прописаны в должностных инструкциях, образцы которых также приложены к работе.

Таким образом, организационная структура предприятия в принципе соответствует ее целям и задачам, что говорит об эффективности работы управления организацией.

2.3 Анализ ситуации на предприятии

 

Беседа с сотрудниками показала,  что они  неудовлетворенны своим профессиональным статусом. С введением новых требований,  преподавателям  приходится расширять своё рабочее время, многие берут работу на дом. В результате такая работа усиливает отсутствие полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы.

 Финансовый кризис и уменьшение финансирования также повлияли на развитие стрессовой ситуации на предприятии. Многие не удовлетворены величиной зарплаты, содержанием, режимом и условиями труда. Так же присутствует  страх потерять работу  у всех работников  ввиду того, что идёт сокращение рабочих мест из-за снижения рождаемости.

  Недооценка профессиональной  значимости со стороны руководителей  и коллег наблюдается у молодых специалистов,  пришедших из других учебных заведений. Анализ документов показывает, что работники, пришедшие в организацию со стороны, в течение шести месяцев могут испытывать состояние стресса, вызванного неясностью для них социально-психологического климата в коллективе. Наиболее трудными считаются первые недели. И действительно, как показывает практика, в течение первых нескольких месяцев происходит значительное в процентном отношении число увольнений новых сотрудников. Очень часто это бывает связано с отсутствием программ ориентации в раннем периоде адаптации работника на его новом рабочем месте.

 Несомненно, стресс влияет на эффективность  деятельности предприятия. Это выражается  в том, что сотрудники, находясь  в состоянии длительного стресса, работают ниже своих возможностей, у них отсутствует мотивация на более быстрое и качественное выполнение своей работы.

Как результат – значительное снижение качества работы, а значит и снижение конкурентоспособности учреждения.

 

3 Рекомендации, связанные с повышением эффективности управления стрессами

 

Проанализировав ситуацию на предприятии, можно дать следующие рекомендации по управлению стрессовыми ситуациями:

1. Необходимо ввести  систему адаптации молодых работников, возможно, ввести положение о  наставничестве, как это делается на многих успешных предприятиях. Наставничество крайне эффективно: с одной стороны, оно облегчает для новых сотрудников процесс адаптации, а с другой - является фактором мотивации для самих наставников. В роли последних  могут выступать как непосредственные руководители, так и опытные работники. На наставника возлагается основная часть работы по профессиональной и организационной адаптации нового сотрудника: он не только помогает человеку "влиться" в коллектив, понять корпоративную культуру компании, но и лучше освоить свои профессиональные обязанности.

2. Несмотря на скудный  премиальный фонд, необходимо все  же заниматься моральным и  материальным стимулированием работников. Необходимо ввести систему поощрений  для тех, кто не нарушает трудовую дисциплину, добросовестно относится к выполнению своих обязанностей. Это могут быть премии, поездки на хоккей или в бассейн, поездки в театры, на выставки или в цирк.  Практика показывает, что такие поездки также способствуют сплочению коллектива.

3. Заметно снизить стресс  позволяет элементарная организация  труда:

- уборка в конце рабочего  дня рабочего места от лишних  бумаг, инструментов, приборов, мусора  и др.;

- ежевечернее (в конце  рабочего дня) планирование следующего  дня с указанием приоритетности каждого дела, при этом завтра необходимо придерживаться составленного плана;

- недопустимо пропускать  обед или перерывы, на это время  лучше покинуть рабочее место, иначе отдых не будет полноценным;

- во время перерывов  желательно выполнить несколько физических упражнений, хорошо, если удастся подобрать подходящий комплекс упражнений, также эффективна энергичная ходьба (прогулки).

После работы можно заняться спортом, своим хобби или просто прогуляться по улице. Физические упражнения - один из лучших способов справиться со стрессом. Выделяют обычно упражнения для тренировки сердечно-сосудистой системы, на растяжение и силовые упражнения. Можно заниматься каким-то одним видом либо придумать себе комплекс, включающий по несколько упражнений каждого вида. Эффективны для снижения стресса также глубокое диафрагмальное дыхание, аутогенная тренировка и медитации.

4. Руководству  также следует не противопоставлять  себя коллективу, а создать атмосферу  «дружной семьи», вместе справляющиеся  с экономическими трудностями. Например, поздравлять сотрудников с днем рождения, с праздниками. Это также будет способствовать улучшению морально-психологического климата на предприятии.

5. Руководству  также следует, например, во время  каникул по два, три человека,  направлять своих сотрудников  посещать программы  тренинги по управлению стрессами. Эти программы позволят освоить способы снятия стресса и синдрома хронической усталости, научат восстанавливать физические и душевные силы, воспринимать любые обстоятельства, адекватно реагируя на них. Например, В Сибирском центре гипноза с 20 апреля по 27 апреля  2015года будет проводиться программа «Антистресс – релаксация и быстрое восстановление», цель программы:

  • повышение стрессоустойчивости и работоспособности;
  • умение быстро расслабляться и восстанавливать силы;
  • освоение наиболее быстрых и действенных навыков защиты от стресса.

Информация о работе Управление стрессами на предприятии