Управление стрессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальная общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам и как следствие стрессам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ СТРЕССА И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 5
1.1 Природа и сущность стресса…………………………......………………5
1.2 Причины возникновения и механизм действия стресса 9
1.3. Методы управления стрессом на предприятии 12
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ МАГАЗИНОВ «ОСТИН» 16
2.1 Характеристика деятельности предприятия 16
2.2 Анализ кадрового состава 18
2.3 Анализ управления стрессом на предприятии 21
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И СПОСОБАМ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 34

Файлы: 1 файл

NEW куровая!!!!!.docx

— 100.83 Кб (Скачать файл)

 

 

             

СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальная общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам и как следствие стрессам.     

Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко переходящие в стресс. Каждому из нас приходилось сталкиваться со стрессом. Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны и приводит к неизбежному стрессу. Стрессы возникают помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей, не имеет элементарного представления о стрессе, либо не придает ему значения.   

Цель данной курсовой работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения стрессовой ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты стресса;

  • дать общую финансово-экономическую характеристику объекту исследования;

  • выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;

  • разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.

Объектом данного исследования является персонал предприятия. Предметом исследования – управление стрессами на предприятии.   

Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы служили российские и иностранные издания, посвященные управлению персоналом и управлению стрессами на предприятии.  Целью практической части было исследование психологических причин стресса персонала сети магазинов «Остин». Для этого были использованы две методики: тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, и тест на стрессоустойчивость К. Томаса.

                     

 

1. СУЩНОСТЬ  СТРЕССА И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

1.1 Природа и  сущность стресса.

Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. [1,с.12]

 Стрессовыми состояниями  будут действия в условиях  риска, необходимостью принимать  быстрое решение, мгновенные реакции  при опасности, поведения в условиях  неожиданно меняющейся обстановки.

 В стрессовом состоянии  может с трудом осуществляться  целенаправленная деятельность, переключение  и распределение внимания, может  наступить даже общее торможение  или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки  остаются без изменения и могут  заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки  восприятия (определение численности  неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные  раздражители и т.д. [1,с.33]

 Однако у ряда людей  незначительный стресс может  вызвать прилив сил, активизацию  деятельности, особую ясность и  четкость мысли, сценические эмоции. Нельзя заранее определить, вызовет  ли данная ситуация стрессовое  состояние человека. Поведение в  стрессовой обстановке во многом  зависит от личностных особенностей  человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной  ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и  развития выдержки, от имеющегося  опыта поведения в аналогичной  ситуации.

 Подавляющее большинство  людей под понятием "стресс" понимает неприятности, горе, сильные  отрицательные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно. Но только  отчасти, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф - это тоже  стресс. Вернее не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

 Стресс - неспецифическая  реакция организма на ситуацию, которая требует большей или  меньшей функциональной перестройки  организма, соответствующей адаптации. [2,с.21]

 Умственного перенапряжения, неудачи, неуверенность, бесцельное  существование - самые вредоносные  стрессоры.

 Существует достаточно  много примеров того, что стресс  оказывает благотворное влияние  на организм, значительно повышая  работоспособность человека. Например, холодовой стресс может оказывать благотворное действие на психологический и физический статус. Умеренное недоедание вызывает мягкий стресс, не губительный, а тренирующий.

 Установлено, что стресс  обладает обезболивающим действием.

 Стресс - это всего  лишь новые названия давно  известных явлений и состояний. Например, нарушения надежд, глубокого  недовольства жизнью или собой  и ощущения бессилия. [5,с.34]

 Виды стресса. В обыденной  жизни выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс - отрицательного. [3,с.25]

 Обычно стресс связан  с приятными и неприятными  переживаниями. Приятное и неприятное  эмоциональное возбуждение сопровождается  возрастанием физиологического  стресса.

 По гипотезе всемирно  известного канадского физиолога  Г. Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зрения Г. Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным. По Селье, "чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели - один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание"

 Г. Селье было отмечено еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у людей. Он назвал их "обусловленными факторами". Они могут быть внешними или внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень стресса может стать болезнетворной и болезни "адаптации". [2,с.71]

 Один и тот же  раздражитель действует на разных  людей не одинаково в зависимости  от индивидуальности внешних  и внутренних условий, определяющих  реактивность каждого.

 Различные психологические  проявления стресса находят отражение  в физиологических реакциях. Наличие  прямой корреляции между физиологическими  реакциями организма и психологическими  характеристиками стресса позволяет  использовать изменения физиологических  реакций в качестве объективного  показателя психологического (эмоционального) стресса.

 Стресс может возникнуть  в результате определенного социального  воздействия. Средством защиты от  стрессов в этом случае могут  быть социальные преобразования  и перестройка человеческих взаимоотношений.

Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

 Фазы стресса. Стресс  характеризуется наличием трех  фаз: тревоги, фазы сопротивляемости  и фазы истощения. Люди с устойчивой  эмоциональной психикой в состоянии  преодолеть фазу тревоги. Эмоционально  неустойчивых людей охватывает  сразу тревога, которая затем  переходит в страх. Затем у  таких людей наступает истощение, принимающее форму обреченности  и отчаяния.

 Устойчивость к стрессовым  факторам может обеспечиваться  двумя путями: эмоциональной тренировкой  и тщательным обучением с применением  проигрывания сложных ситуаций  и др. [6,с.46]

 Психологические резервы  людей кроются в его психике  и, прежде всего, в эмоциональной  сфере. Под эмоцией понимается  переживание человеком своего  личного отношения к действиям  других людей и к самому  себе.

 Человек живет в  мире положительных и отрицательных  эмоций, зависящих от жизненных  ситуаций.

 В жизни эмоции создаются  различные формы эмоциональных  состояний, различающихся между  собой продолжительностью и интенсивностью. Ими являются настроения, страсти  и аффекты. Настроение характеризуется  достаточно собой интенсивностью, длительностью протекания, а также  неясностью и "безотчетностью" переживаний.

 В отличие от настроения, страсть - более сильное, глубокое  и длительное эмоциональное состояние. Страсть мобилизует человека  на достижение поставленных им  целей. Она может положительно  сказываться на человеческой  личности, но может также и  разрушать личность.

 Аффект - это своеобразное  эмоциональное состояние, протекающее  с большой и резко выраженной  интенсивностью. Особенности его  состояния в том, что аффект  носит бурное внешнее проявление, характеризуется кратковременностью, поведение при этом носит безотчетный  характер. Любые эмоции могут  при определенных условиях доходит  до аффекта. Отрицательные аффективные  состояния обычно приводят к  неблагоприятным последствиям для  организма человека. [13,с.19]

 По имеющимся научным  данным, отрицательное воздействие  стресса в наше время уносит  все больше человеческих жизней. Сейчас принято разделять стресс  на эмоциональный и информационный. Информационный стресс связан  с невозможностью справится с  лавинообразным потоком информации.

 Стресс может возникать  не только в условиях действия  одного сильного раздражителя, но  при проявлении мелких постоянных  отрицательных воздействий, вызывающих  у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности.

 Действие стресса сопровождается  различными реакциями: от состояния  повышенной активности до ухода  в депрессию.

 В проявлении стресса  имеют значения индивидуальности  людей. Нет двух людей, у которых  реакция на стресс были бы  совершенно одинаковыми. Большинство  стрессов в жизни человека  инициируется и воспроизводится  им самим.

 В превращении большинства  раздражителей в стрессоры определенную  роль играют когнитивные и  аффективные реакции, относящиеся  к стимулам.

 Если раздражитель  не интерпретируется как угроза  или вызов по отношению к  личности, то стрессовая реакция  вообще не возникает.

 Стресс не всегда  результат повреждения. Стрессорный  эффект стрессора зависит только  от интенсивности требований  к приспособительной способности  организма.

 Любая нормальная деятельность - игра в шахматы и даже ходьба - может вызвать значительный  стресс, не причинив никакого  вреда.

 

1.2 Причины возникновения и механизм  действия стресса.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума.   Организационные факторы. Широко распространенной, понятной причиной стресса в организациях является перегрузка или напротив слишком малая рабочая нагрузка, задание, которое следует завершить за конкретный период времени. По словам доктора Альбрехта: «Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. [11,с.39]

 В этом случае обычно  возникает беспокойство, фрустрация, а также чувство безнадежности  и материальных потерь. Однако  недогрузка может вызвать точно  такие же чувства. Работник, не  получающий работы, соответствующей  его возможностям, обычно чувствует  фрустрацию, беспокойство относительно  своей ценности и положения  в социальной системе организации  и ощущает себя явно невознагражденным».  Вторым фактором является конфликт ролей. Конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Продавец может получить указание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может появиться также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

Информация о работе Управление стрессом