Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:55, курсовая работа
Тема моего курсового проекта «Управление текучестью персонала на предприятии». Данная тема становится сегодня крайне актуальной в условиях дефицита профессионалов на очень динамичном рынке труда. Как показывают последние опросы, в России примерно две трети работающих людей время от времени задумываются о переходе в другие компании, хотя пойти на такой шаг готовы далеко не все. Из-за ухода специалистов и кадровой нестабильности предприятия несут немалые финансовые потери. Поэтому лояльность к своей компании становится сегодня таким же ключевым требованием к сотруднику, как и профессионализм.
Введение 3
1. Теоретические основы управления текучестью персонала 4
1.1 Понятие текучести персонала 4
1.2 Причины текучести кадров 8
1.3 Регулирование текучести кадров 14
1.4Определение экономического ущерба, вызванного текучестью персонала 22
2.Практическая часть 25
3.Рекомендации 42
Заключение 44
Список литературы
При планировании карьеры сотрудников следует помнить, что выслуга лет и высокая квалификация специалиста являются условиями необходимыми, но не достаточными для назначения на руководящую должность. Сотрудник может подняться выше своего уровня компетентности. Если специалисты на своем рабочем месте получают признание и должное вознаграждение, нет причин опасаться ухудшения климата в коллективе из-за того, что большой процент менеджеров среднего и высшего звена приходит со стороны.
Где
та граница, которая отделяет регенерацию
сил, приток свежей крови в организацию
от ее вымывания? Общеизвестны отрицательные
стороны продолжительной
Так ли страшна высокая текучесть кадров, если желающие работать выстраиваются в очередь? При анализе сменяемости кадров важно оценить, какие сотрудники уходят, а какие остаются в организации, совпадает ли тенденция изменения качества персонала со стратегическими установками, определенными руководством.
Без
этой оценки невозможно понять, является
ли существующий уровень сменяемости
положительным или
Важной характеристикой привлекательности
фирмы служит уровень конкурса на получение
в ней работы. Как учил Конфуций, "хорошее
правление - когда довольны те, кто рядом,
и приходят те, кто далеко". Но полезно
также следить за карьерой ушедших сотрудников
и интересоваться у специалистов их котировкой
на рынке труда.
Например, если сотрудник нарасхват, возможно, организация стала трамплином, кузницей кадров для других предприятий. Значит, имеются упущения в планировании карьеры и необходимо сделать профессиональную подготовку кадров более быстрой и менее дорогостоящей. Насторожить должен и низкий спрос на своих работников. Это может быть симптомом отставания фирмы либо негативных процессов, происходящих в отрасли.
Декларируя
принцип частичной занятости, некоторые
компании практикуют найм сотрудников
на проект. Есть ли польза от таких «фигаро»?
Существуют агентства, специализирующиеся
на подборе сотрудников для временной
работы или выполнения определенного
объема работ. Не стоит бояться низкой
квалификации - она как раз очень высокая.
Как правило, на объем нанимают людей,
отличающихся нестандартным мышлением
и высокой степенью ориентации на задачу.
Плюсы для фирмы: очень свежая кровь и
отсутствие проблем, связанных с характерными
особенностями лидера. Когда определено,
что делать, и в общих чертах намечен план,
лидеру бывает неинтересно увязать в технических
деталях, он стремится дальше, генерирует
новые идеи. Такой склад натуры менеджера
среднего звена может привести к конфликту
с начальством. В случае частичной занятости
работу прекрасно доведут до конца постоянные
сотрудники, что, кстати, может дешевле
обойтись.
Как обеспечить бесперебойность работы, избежать проблем, связанных с неожиданным уходом сотрудников? Можно рассчитывать, а можно и в буквальном смысле слова рассчитать, сколько человек проработает. Причем с определенной долей вероятности.
Еще в процессе переговоров и собеседований изучают даты приема и увольнения в трудовой книжке кандидата. Полезно обработать их на компьютере и получить результат в графическом виде. Сразу становится очевидной степень лояльности кандидата к предыдущим работодателям и тенденции изменения отношения. Кадровик может попросить прокомментировать графики и понаблюдать за искренностью и логичностью ответов, а также настроем претендента, его конструктивностью, интеллектуальными способностями и манерой общения. У каждой компании по подбору персонала обязательно существует своя база компаний-клиентов, которые постоянно заказывают ей одни и те же позиции, несмотря на достаточно высокие цены по подбору персонала. Причем наиболее распространенный тип заказа заключается в том, что нужно найти самого трудолюбивого работника, который согласится работать за самую низкую заработную плату.
Возникает вопрос: «Зачем такая
компания платит
В рамках этой логики высокая текучесть кадров является естественным процессом, а вопрос о том, сколько нужно платить персоналу, получает свой четкий ответ. Итак, представим типичную небольшую торговую фирму, в которой работают 20 менеджеров по продажам. Согласно обзору заработных плат, который регулярно проводит компания «Шаг», средняя заработная плата менеджера по продажам на рынке труда г. Днепропетровска во втором квартале 2005 г. составила 268,3 у.е. Теперь представим себе, что таких фирм будет десять, причем от одной фирмы к другой оплата менеджеров будет уменьшаться на 5% от среднерыночной, что будет приводить к пропорциональному увеличению текучести кадров. Вместе с этим будут изменяться и другие переменные - фонд заработной платы в год, экономия ФЗП, затраты на поиск сотрудника и потери от его ухода в виде недополученной прибыли. Таким образом, первая компания, выплачивая своему персоналу 100-процентную оплату от средней по рынку труда, будет иметь естественную 5-процентную текучесть кадров (увольнение в связи с переездом, уход на пенсию, в декретный отпуск и т.д.), а десятая, выплачивая 55-процентную оплату, будет «терпеть» 50% текучести кадров в год.
Согласно мнениям специалистов, уход каждого сотрудника приводит компанию к потере прибыли, которая, как минимум, равна его годовому окладу (недополученная прибыль вследствие потери связей, затраты на акклиматизацию нового сотрудника и т.д.). Допустим также, что все эти гипотетические фирмы будут искать менеджеров по продажам через рекрутинговую компанию, услуги которой будут стоить 500 у.е. за одного сотрудника. На самом же деле, мы имеем компании не десяти, а двух типов. В одной будет низкая текучесть кадров и, соответственно, низкие потери от нее, а также минимальные затраты на подбор персонала. В другой, - высокая текучесть, большие потери от ухода сотрудников, большие затраты на подбор персонала, но при этом немалая экономия фонда заработной платы по сравнению с компанией первого типа. Что выгоднее владельцу бизнеса? Как выясняется второй вариант.
При этом они могут запросто заказывать рекрутинговому агентству подбор персонала из сэкономленных из фонда заработной платы средств. А наибольшего финансового результата достигает та компания, где наибольшая текучесть кадровую. Поскольку всегда найдется достаточное количество компаний, стремящихся сократить ФЗП, то становится понятно, почему так популярен рекрутинг.
Конечно, необходимо понимать условность данной модели. Однако именно такую картину можно наблюдать в повседневной жизни.
Таким образом, у «текучки» есть и положительные качества. Например, на освободившееся место может прийти человек намного профессиональнее уволившегося сотрудника. В любом случае у него будет свой уникальный опыт и новые идеи. Возможно, благодаря им компания откроет новое прибыльное направление деятельности. Есть категория сотрудников, которых время от времени менять необходимо. Например, менеджеров по закупкам.
Во-первых,
долгая работа на одном месте чревата
возникновением «откатов». Деньги при
этом теряет предприятие. Во-вторых, даже
будучи кристально честным, наладив
контакты, снабженец далеко не всегда
станет искать новые места, где необходимое
для осуществления производственной деятельности
предприятия можно приобрести дешевле.
Таким образом, хорошо налаженные связи
приведут к переплатам. Новый снабженец
будет искать других поставщиков. Тех,
кто продает товар дешевле и доставляет
его быстрее. Вообще, смена любого руководителя
среднего звена чревата сбоем работы отдела.
На компании также негативно отразится
увольнение сотрудников, отвечающих за
качество работ, производящих расчеты,
чертежи, планирование. Менять их стоит
только, если на примете есть человек,
чей профессиональный уровень выше. Если
же таковых нет, лучше повысить зарплату
имеющимся, заняться сплочением коллектива
и подумать о беспроцентных кредитах для
особо ценных сотрудников.
1.4 Определение экономического ущерба, вызванного текучестью персонала
Для определения величины экономического ущерба от текучести кадров рекомендуется использовать следующие методы.
1. Потери, вызванные перерывами в работе, определяются как произведение трех показателей: среднедневной выработки, приходящейся на одного работника, средней продолжительности перерывов в работе, вызванных текучестью, и числа работников, выбывших по причине текучести:
Nпр= В* Т *Чт
где Nпр - потери, вызванные перерывами в работе;
В - среднедневная выработка на одного человека;
Т
- средняя продолжительность
Чт - число выбывших по причине текучести.
2. Потери, обусловленные необходимостью обучения и переобучения новых работников, исчисляются как произведение затрат на обучение, доли текучести в общем числе выбывших, деленное на коэффициент изменения численности работников в отчетном году по сравнению с базовым:
По = Зо*Ди*Ки
где По - потери, вызванные необходимостью обучения и переобучения сотрудников;
Зо - затраты на обучение и переобучение;
Ди - доля излишнего оборота, текучести;
Ки
- коэффициент изменения
3.
Потери, вызванные снижением
Срв * Ксп * Чу
где Срв - средняя выработка;
Ксп - коэффициент снижения производительности труда перед увольнением;
Чу
- число дней перед увольнением, когда
наблюдается падение
4.
Потери, вызванные недостаточным
уровнем производительности
Срва * Км * Чм
где
Срва - среднедневная выработка
Км - помесячный коэффициент снижения производительности труда за период адаптации;
Чм - число дней в соответствующем месяце.
5.
Затраты по проведению набора
персонала в результате
(Зн * Дт ) Кизм
где Зн - затраты на набор;
Кизм.
- коэффициент изменения
Дт - доля текучести.